Русская линия
Православная Москва Нина Ставицкая03.05.2008 

Благодатные лучи чтимых святых

На протяжении многих веков они ярко освещали уклад жизни и весь быт наших благочестивых предков, которые бережно хранили в своих семьях образки, крестики, складни, передавая их из поколения в поколение. Об этом говорится в послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II организаторам, участникам и гостям Международной выставки «Православная миниатюра V—XXI вв.еков», явившейся частью программы международных выставок православного искусства «Свет миру».

Открылась она в помещении Фонда народных художественных промыслов РФ и была посвящена 1020-летию Крещения Руси. В своем послании Его Святейшество привел замечательное свидетельство архидиакона Павла Алеппского, который в середине XVII столетия вместе с Антиохийским Патриархом Макарием побывал в России и отметил, что каждый русский ратник носил на груди красивую икону-складень, а завершая день, ставил образок на видном месте и творил перед ним молитву.

— Здесь есть совершенно уникальные вещи, — сказала заведующая отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева С. В. Гнутова, подводя гостей к витринам. — Например, нательные крестики V века, найденные во время археологических раскопок в Крыму. Или кресты-энколпионы с территории Киевской Руси — их верующие носили поверх одежды, и это был ясный признак принадлежности к христианам.

— Вообще все, что вы видите в первом зале, хранится в частных коллекциях и на всеобщее обозрение выставлено впервые.

Даже фотографии раритетов пока нигде не были опубликованы, — добавил заместитель председателя оргкомитета вы-ставки Л. Л. Ежов, генеральный директор Центра развития православных ремесел «Русский Афон».

Для того, чтобы на этой выставке были представлены редчайшие образцы христианской культуры, много людей приложили усилия. Среди них — известный московский коллекционер С. А. Астахов. Являясь членом Дворянского собрания, он через руководство собрания обратился к тем коллекционерам, собирателям, у которых намоленные святыни-миниатюры представляют собой семейные реликвии, передаваемые по наследству. И многие откликнулись.

— Выставка получилась не камерная, а масштабная, — заключил Сергей Александрович. — Если в первом зале мы погружаемся в древность, в прошлые века, то во втором, где находятся работы современных мастеров, можем искренне возрадоваться, что годы лихолетья не уничтожили, не вырвали с корнем традиции православного искусства. Оно живет, развивается!

Как раз в это время во втором зале проводила мастер-класс по росписи пасхальных яиц молодая художница из Палеха Ольга Терентьева-Макарова. Она показывала, какими должны быть деревянные заготовки, как вязать кисточки — лучше всего из беличьих хвостов. Рассказывала о своих любимых сюжетах — изображении рая, русских православных храмов, христосования верующих (такие картинки на пасхальных яйцах получаются особенно выразительными).

— Сколько времени уходит на одно изделие? — поинтересовались журналисты.

Художница улыбнулась в ответ:

— Это не ремесло, поставленное на поток. Это — искусство, и многое тут зависит от настроения, физического самочувствия, даже от погоды: солнечный ли день на дворе или пасмурный. Но самое главное — молитвенный настрой.

Выпускница Палехского художественного училища Ольга Терентьева-Макарова также расписывает знаменитые палехские шкатулки и пишет именные иконы.

— Особенно когда приступаешь к написанию иконы, — продолжила она тему, — надо полностью отрешиться от всех мирских проблем, иначе твое состояние скажется на ликах святых.

Затем эту тему — тему молитвенной сосредоточенности во время работы — продолжил ювелир из Санкт-Петербурга Юрий Федоров. По образованию физик, а по натуре лирик, он с детства что-то рисовал, вырезал из дерева, мастерил. Художественных увлечений было много. Увидев в музеях древние церковные предметы — медно-литые, резные, — Юрий поразился тому, что они (вроде бы просто, даже примитивно сделанные) оказывают такое сильное воздействие на душу. Захотел кое-что повторить, но вещи, по его признанию, получались пустыми. И только когда он пришел к вере и начал воцерковляться, в работах стала видна душа. Сегодня эксперты-искусствоведы называют Федорова одним из лучших церковных ювелиров России. Он изготавливает нательные, нагрудные кресты, панагии, которые являют собой образец живого продолжения традиций византийского искусства.

И каждое свое изделие мастер сопровождает подробными аннотациями о символике и иконографии. В наше время это крайне необходимо людям, которые хотят не просто носить красивую вещь, но и знать о ее сакральном смысле…

Внимание многих посетителей привлекла витрина с фотографиями драгоценных панагий, выполненных на высоком художественном уровне. Эти панагии, как поведал нам руководитель московских реставрационно-художественных мастерских «Феофания» Константин Бенедиктов, были заказаны Спасо-Преображенским Валаам-ским монастырем и затем подарены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

— У нас замечательный коллектив, тонко чувствующий и понимающий специфику работы в церковной сфере, — сказал Константин. — За все заказы для храмов, монастырей, архипастырей мы беремся с благоговением. Но над подарками для Его Святейшества трудились с особым трепетным чувством.

Председатель оргкомитета выставки «Православная миниатюра V—XXI вв.еков», декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева протоиерей Александр Салтыков с горечью сказал на открытии выставки, что если внимательно присмотреться к жизни нашего общества — как к его внешней стороне, так и ко внутренней, то можно увидеть, что оно подошло к самому краю пропасти.

— Миру нужен свет, иначе мы погрузимся во тьму, — продолжил пастырь. И в конце своего выступления произнес: — Я уверен, что луч света в нашем темном царстве от этой вы-ставки воссиял!

http://www.orthodoxmoscow.ru/A08_08/vistavka.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика