Русская линия
Православный Санкт-Петербург Николай Максименко16.04.2008 

Русская муза, русская вера.

Скажешь «село Воскресенское» — никто и не поймёт, о чём речь идёт. Тем более если вы назовёте это село на современный лад «посёлком Воскресенским». Нет, вы скажите «Суйда» — и у всякого знакомого с историей Петербурга, с историей русской поэзии, наконец, с историей России, немедленно отзовётся сердце. Ага! — так это та самая Суйда, которой владел Арап Петра Великого Абрам Петрович Ганнибал, прадед Пушкина! Там теперь и музей Ганнибаловский есть — очень хороший музей, — а чем ещё Суйда интересна современному человеку?

А тем, что она на самом деле село Воскресенское, что в ней есть замечательный храм Воскресения Христова. Храм такой, каких вы и не видели ещё, и чтобы просто взглянуть на него, стоит трястись час в электричке…

Нет, если начинать с самого начала, то нынешний храм — четвёртый в череде Воскресенских суйдинских храмов. Храмы строились, рушились, сгорали, гибли в огне войны… И каждый раз воскресали вновь: недаром же они всегда освящались во имя Воскресения Господня. Первую церковь построил первый владелец Суйды — герой Петровской эпохи, славный полководец, граф П.М. Апраксин. Именно в этом храме в 1796 году Надежда Осиповна Ганнибал венчалась с поручиком Сергеем Львовичем Пушкиным; а за пятнадцать лет до того здесь прошло другое, скромное крестьянское венчание — некоего Феодора Матвеева с некоей рабой Божией Ариной — вскоре на всю Россию прославившейся Ариной Родионовной… Мать по плоти — и тут же мать по музе… Поистине Суйда и её церковь — место не простое, для отечественной поэзии судьбоносное, — какая-то особая благодать лежит на этой земле. А чтобы вы лучше почувствовали его благодатность, скажем, что в 1955—1956 годах здесь служил диаконом никому тогда не известный выпускник Ленинградской Духовной Академии Иоанн (Снычёв)… Случайность? Или особая избранность скромного русского села? Вспомнил ли Владыка об этом кратком мгновении в своей жизни, когда в 1992 году благословлял строительство нового, ныне существующего Воскресенского храма в посёлке Воскресенский?

И вот построили новый храм. Строили, правда, на ура — как многое делалось в начале 90-х годов, — на энтузиазме, на первом порыве, без проекта, без документации, — о чём нынешний его настоятель о. Александр Паничков теперь горько жалеет. У него, у батюшки, душевная боль за свой храм не прекращается: то брёвна разошлись и ветер в щели дует, то купол начинает заваливаться… Хлопот полон рот: то вытяжку устроить, то кондиционер в алтарь — летом там не продохнуть, — то отопление провести, то водопровод, — а денег-то нет, а спонсоры-то в Суйде появляются редко… Если бы не безпрестанная забота о. Александра, давно развалился бы храм по брёвнышку, а так — стоит, высится, видный на много вёрст, высокий, стройный, удивительным образом сочетающий в себе черты и древнерусский архитектуры, и петербургского модерна Серебряного века, и современные архитектурные изыски. И всё это гармонично, не аляповато, со вкусом… Вот только попрочнее бы ему быть…

Но вообще-то по-настоящему храм можно узнать, только заглянув внутрь, — даже не обязательно на богослужение попасть, — просто вдохнуть воздух, просто положить несколько поклонов у икон… Не так уж много сейчас храмов с полным иконостасом, — а в Воскресенском он есть, яркий, праздничный, и каждая икона в нём — как молитва: смотришь на неё и душа сама молится, без слов, — верный признак того, что и сам иконописец молился за своей работой. Огромные окна щедро наполняют храм солнцем, деревянные стены лучатся добрым деревенским теплом: именно такой и должна быть русская деревенская церковь — никакой казёнщины, никаких вычурных, вымученных красивостей, всё просто, ясно, празднично. Есть в храме и своя святыня: частица мощей одного из 14 тысяч убиенных Вифлеемских младенцев — по нынешним временам многим было бы полезно помолиться у этих мощей.

Отец Александр — батюшка учёный, кандидат богословия, специалист по истории Петербургской епархии Петровского периода.

— До сих пор, — говорит он, — у нас были очень хорошие отношения с руководителем Суйдинского музея краеведом А.В. Бурлаковым: очень хороший человек, всей душой преданный своему делу, своей Суйде. Я с удовольствием с ним сотрудничал: служил, например, панихиду по прежним хозяевам Суйды — Ганнибалам: замечательные люди были, интересные не только тем, что им выпало стать предками Пушкина, — как не помолиться о них? А музей нам за то подарил колокола от прежнего суйдинского храма. Вы только подумайте: их звон слышали и Абрам Петрович Ганнибал, и сын его — Иван Абрамович, герой Турецкой войны, и Надежда Осиповна, и, вероятно, сам Александр Сергеевич. К таким бы колоколам и хор достойный! Был у нас отличный хор — молодёжный, прекрасно спетый, — да поразъехались все: кто женился, кто учиться поступил. Может быть, кто-нибудь из ваших читателей захочет петь у нас по воскресеньям? Никаких благ за это не обещаю, — но ведь должен же посёлок Воскресенский когда-нибудь воскреснуть, — а что, кроме храма, кроме Божественной службы, колокольного звона и церковного пения, сможет воскресить его?

Адрес Воскресенского храма: Ленинградская область, Гатчинский район, с. Воскресенское (Суйда), Центральная ул., д. 1. Т. 8 (813−71)58−879. Проезд: от Балтийского вокзала до ст. Суйда.

http://pravpiter.ru/pspb/n196/ta004.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика