Русская неделя | Монах Вениамин (Гомартели) | 12.04.2008 |
1937: 12 апреля Св. Синод Константинопольской Церкви признал автокефалию Албанской Православной Церкви.
В тексте патриаршего томоса однако были выдвинуты некоторые ограничения: «Мы подчеркиваем вместе с тем, что братская Святая Автокефальная Православная Церковь Албании должна получать Святое Миро у нашей Великой Церкви Христовой. Мы рекомендуем также, чтобы по всем вопросам и недоразумениям общего церковного характера, касающихся прав и юрисдикций Автокефальных Церквей, Архиепископ Тиранский и всея Албании обращался к нашему Святейшеству Патриаршему Вселенскому престолу, через который связываются между собой все Православные Епископы, право правящие слово истины, и испрашивал бы своевременно мнение братских Церквей». (Митр. Китрус Варнава. Албанская Церковь «Феология». том. 46. окт. — дек., 1975. N. 4. стр. 715−718)
1937: 23 апреля (ст. ст.), черновик письма митрополита Кирилла Казанского иеромонаху Леониду:
«…По-поводу Ваших недоумений относительно сергианства могу сказать, что тъ же самые вопросы и въ такой же почти форме были обращены ко мне изъ Казани десять летъ тому назадъ, и тогда я отвечалъ на нихъ утвердительно, потому что считал всё сделанное м. Сергием ошибкой, которую онъ сам сознаеть и пожелаеть исправить. К тому же среди рядовой паствы нашей было множество людей, не разбиравшихся в происшедшемъ, и нельзя было требовать отъ нихъ решительнаго и деятельнаго суждения о событиях. Съ тех пор много воды утекло. Ожидание, что м. Сергий исправит свои ошибки, не оправдались, но для прежде несознателъныхъ членов Церкви было довольно времени, побуждений, и возможности разобраться въ происходящемъ, и оч. многие разобрались и поняли, что м. С-й отходить от той Православной церкви, какую завещалъ нам хранить Св. патриарх Тихон, и следовательно для православных нет с ним части и жребия. Происшествия же последнего времени окончательно выявили обновленческую природу Сергианства. Спасутся ли пребывающие въ Сергианстве верующие, мы не можем знать, потому что дело Спасения вечнаго есть дело милости и благодати Божией, но для видящих и чувствующих неправду Сергианства (каковы Ваши вопросы) было бы непростительнымъ лукавством закрывать глаза на эту неправду и тамъ искать удовлетворения духовных своихъ потребностей съ совестию, сомнящеюся в возможности такого удовлетворения. Всё, что не отъ веры, — грех. Ложь нельзя исправлять ложью и стало быть нельзя предпочитать Григорьевство Сергианству. С митрополитом Иосифом я нахожусь въ братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан отъ Петроградской епархии первый протест против затеи м. Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности. С правосл. предстоятелями (у предстоятелей этой епархии искали и находили руководство по смерти епископа Виктора послушные ему верующие Вятской епархии. Правда, среди них проявляются иногда крайности въ отношениях к Сергианству (напр, перекрещивать крещённыхъ), но эта ревность не по разуму представляется мне не как принятое у викторовцев исповедание, а как печальная случайность, порождённая личным темпераментом отдельных неразумных ревнителей) сей епархии находился въ постоянномъ общении еп. Виктор при своей жизни; у них же искали и находили руководство после смерти еп. Виктора послушные ему върующие Вят. епархии…» (На этом письмо обрывается). («Православная Русь» N16, 1997).
1937: 17 июня (ст. ст.) греческий старостильный епископ Матфей Вресфенский адресовал послание Св. Синоду, требуя официальное заявление от Митрополита Германа Димитриадского, Председателя Синода, что Новокалендарная Церковь раскольническая и ее таинства лишены благодати Святого Духа, он писал:
«…Поэтому с великим страхом Божиим предлагаем и горячо просим:
1) опубликовать Синодальное Окружное Послание всему в Греции словесному стаду Христовому, сражающемуся за отеческую веру, в котором мы, взяв слово Православия в уста, ясно объявляем, что все таинства раскольнической церкви Афинского и всея Греции Хризостома Пападопулоса лишены божественной Благодати, согласно первому правилу Василия Великого, и указываем, что принятие крещенных в расколе детей в истинную Церковь Господа нашего Иисуса Христа должно осуществляться через повторное миропомазание, согласно упомянутому правилу Небогласного Василия, и через письменное заявление в случае взрослых христиан. И поучаем верующих в том послании, что они должны избегать совместных молитв и участия во всяком священнодействии схизмоеретических новшествующих священников, согласно 33-му правилу лаодикийского Священного Собора, который заповедует, что нельзя молиться с еретиками или раскольниками.
2) Осудить в том послании безбожное учение антихристианского масонства, которое превосходит всякую ересь, которое, согласно официальному суждению иерархии раскольнической церкви Хризостома Пападопулоса от октября 1933 г., продолжает древнее идолопоклонство и является служением сатане и полным отрицанием Божественности Господа нашего Иисуса Христа, хулит основу Веры, Великое Таинство Святыя Троицы, и воюет со всем учением христианской Веры и Благочестия и Святого Евангелия и со Святой Православной Восточной Церковью Христа нашего, и делает навязываемыми присягами членов своих совершенными отступниками и отрицателями святости Веры нашей во Христа и врагами Божиими… Благодать Божия и бесконечная Его милость через Иисуса Христа да будет с вами, братие во Христе христиане.
Смиренный и последний среди епископов, пламенный пред Господом молитвенник
+ Вресфенский Матфей Святогорец».
Ответа на это послание не последовало.
(Священник Андрей Сиднев, «Флоринский раскол в Церкви ИПХ Греции»).
1937: В июне митр. Хризостом Флоринский писал монаху Марку (Ханиотису): «Если какая-либо одна поместная Церковь впадет в некоторое заблуждение, исцелимое по Св. Василию, каким является календарное заблуждение, архиереи могут отделиться и прервать духовное общение с этой Церковью, чтобы не быть общниками того заблуждения, но не вправе провозгласить эту Церковь раскольнической, что является исключительно правом всеправославного и вселенского собора. В таком случае они, прерывая до соборного рассуждения общение с заблудшей церковью своей, призывают ее пред всеправославный или великий поместный собор, чтобы вернуть ее на православную стезю, и, если она упорствует в заблуждении, после первого и второго вразумления всеправославный собор провозгласит ее еретической, если заблуждение касается догматической стороны, или раскольнической, если касается устава и административной стороны Церкви. Именно это сделали и мы, прервав духовное общение с иерархией Греческой Церкви из-за заблуждения календарного новшества и призвав ее пред Всеправославный или Великий поместный собор, который единственный компетентен и правомочен осудить ее заблуждение и убедить ее отступить от него, или, если упорствует в нем, провозгласить ее раскольнической.
Итак, некоторее заблуждение, не касающееся прямо догматов веры, но относящееся к нарушениям канонов и церковным преступлениям, исцелимым по Св. Василию, делает заблудшую Церковь раскольнической потенциально, но не действительно до того времени, пока некоторый всеправославный собор не осудит и не объявит ее и действительно раскольнической (…)
Но пусть знает Ваше Преподобие, что Святое Миро, сваренное и освященное Церковью Вселенской Патриархии, имеет всю свою благодать и освящающее действие, даже если и сварено Патриархией после введения календарного новшества. Это так, потому что за то новшество ответственны только лица, входящие в Правящий Синод, которые незаконно и антиканонически приняли новшество церковного календаря, но не Церковь Вселенской Патриархии, которую представлет вся Иерархия Престола, которая единогласно и в Святом Духе заседает и принимает решения о некотором церковном вопросе (…) Таким образом и в случае, если Святое Миро сварено Вселенской Патриархией после календарного новшества, его освящающая благодать нисколько не уменьшается, потому что проистекает не из антиканоничности и недостоинства лиц, которые совершают мироварение, но из силы Церкви и православной идеи Церкви, которую эти лица представляют».
(Священник Андрей Сиднев, «Флоринский раскол в Церкви ИПХ Греции»).
1937: 24 июня был арестован Митрополит Иосиф (Петровых) Мирзояновским районным отделом НКВД и помещен в тюрьму г. Чимкента. Он проходил по одному делу с митрополитом Кириллом (Смирновым), с которым Митр. Иосиф содержался в одной камере, и епископом Евгением (Кобрановым), арестованными 7 июля. В обвинительном заключении от 19 ноября 1937 г. говорилось: «Петровых Иосиф являлся заместителем Смирнова К.И. и, в случае ареста последнего, Петровых должен был возглавить контрреволюционную деятельность организации. Помимо этого, Петровых проводил работу по концентрации контрреволюционных сил церковников вокруг контрреволюционной организации, вел новую вербовку членов и организовывал контрреволюционные ячейки на местах». Заседанием Тройки Управления НКВД по Южно-Казахстанской области от 19 ноября 1937 г. митрополиты Кирилл, Иосиф и епископ Евгений были приговорены к высшей мере наказания. (Справка Управления Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. N 10/1-С-П от 09.04.1997).
1937: 5 июля (ст. ст.) епископ Матфей Вресфенский адресовал следующее послание Митрополиту Герману Димитриадскому, председателю Св. Синода:
«…Поскольку в ходе дискуссии об условиях этого моего предложения двое из членов Священного Синода потеряли хладнокровие и обрушились на меня, и поскольку угрозы и обиды не могут уменьшить серьезность моего предложения, имею честь попросить Вас оказать любезность, насколько возможно быстро, созвать Синод и дать ответ на мое упомянутое предложение.
Если, помимо всякой надежды, Священный Синод не пожелает принять условия моего предложения в соответствии с предписаниями божественных и священных канонов, но будет упорствовать, то со скорбью, выраженной в послании от 8/21 июня с.г. по поводу очень серь_зного вопроса повторного миропомазания, не в силах носить бремя такого решения, считаю себя обязанным как Православный Архиерей прервать с вами всякое духовное общение, чтобы не обрестись виновным в страшный день Суда, как презревший божественные и священные каноны… буду ожидать до следующего понедельника, 13 числа сего месяца, вашего письменного ответа на это мое предложение. Если Святой и Священный Синод не примет условия этого моего предложения до этого срока, молчание буду считать отрицанием моего предложения и в связи с этим прерву всякие отношения с вами и определю свою дальнейшую позицию…
Смиренный и последний среди епископов, пламенный пред Господом молитвенник
+ Вресфенский Матфей Святогорец».
(Священник Андрей Сиднев, «Флоринский раскол в Церкви ИПХ Греции»).
Однако, и это послание также осталось без ответа.
1937: В июле Япония начала военные действия в Китае с целью подчинить себе всю Китайскую Республику. 28 июля был взят Пекин, 29 — Тяньцзинь. Началась оккупация Японией Китая. Русские эмигранты в те годы подвергались строгому полицейскому контролю и притеснениям со стороны японских властей. Японцы желали подчинить себе Начальника Миссии и священнослужителей Миссии и Харбинской епархии, завладеть церковным имуществом. Они часто выступали в роли прямых гонителей Церкви. Так, ими был разрушен храм-памятник в Тяньцзине, в Чжалайноре был убит иеромонах Павел, до смерти был замучен настоятель храма в Калгане — о. Александр Жуч, убит священник Федор Боголюбов. Японцы захватили часть церковного имущества — в Тяньцзине были отобраны школа, больница, дом милосердия и библиотека.
После создания Маньчжоу-го архиеп. Виктор был принудительно вызван японскими военными властями в Харбин, где под страхом объявления его военным преступником было предложено ему передать священнослужителей церквей и подворий Российской Духовной Миссии на территории Маньчжурии в ведение Харбинской епархии. Доверенность на управление имуществом была дана митрополиту Мелетию, проживавшему на миссийском подворье в Харбине. Начальник Миссии в Пекине не пользовался ни доверием, ни уважением оккупационных властей. Однако в силу того, что Начальник Миссии имел большой авторитет среди российских эмигрантов в Пекинской епархии, оккупационные власти были вынуждены считаться с его влиянием. Вопреки его собственному желанию владыку Виктора даже назначили Председателем Антикоминтерновского союза Северного Китая, что впоследствии использовалось гоминьдановскими властями как повод для ареста по обвинению в сотрудничестве с оккупантами. (Свящ. Дионисий Поздняев, Православие в Китае).
1937: В начале лета Югославское правительство заключило с Ватиканом так называемый конкордат (от лат. сoncordia — «согласие»), который давал католической церкви большие права и ставил ее в привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Конкордат был представлен на ратификацию в скупщину. Однако против его одобрения решительно выступила Сербская Православная Церковь. Ее поддержали некоторые политические партии и движения, прежде всего «Збор» Димитрия Лётича. 19 июля 1937 года, несмотря на запрещение властей, по Белграду прошел многотысячный крестный ход. Полиция получила приказ разогнать его (министр внутренних дел А. Корошец был словенцем по национальности и католиком по вероисповеданию). Произошли кровавые столкновения. В результате «Кровавой литии» были избиты архиереи, священники и просто верующие люди, разорваны хоругви, брошены на землю транспаранты и иконы.
1937: 23 июля скончался большой друг русской эмиграции Сербский патриарх Варнава (Росич).
1937: 5 сентября (ст. ст.) можно считать датой основания «матфеевской» ветки старокалендарной Церкви Греции. В этот день епископ Матфей, не дождавшись ответов на свои послания Синоду, написал следующее послание:
«И поскольку мне до сих пор не дан никакой ответ и имея в виду правило 15 так называемого Двукратного Собора, согласно которому: «Отделяющийся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда-то есть он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений» и 2) поскольку в последнем ответе, который Вы дали Высокопреподобному монаху Марку Ханиотису, Вы совершенно ясно объявили, что таинства, совершаемые новостильниками, действительны и имеют божественную Благодать, и что в будущем продолжите поддерживать духовное общение с новшествующей раскольнической церковью Греции (…) Поэтому, выносим решение: 1) выразить глубочайшую печаль вам и всем последователям вашим из-за, вопреки всем ожиданиям, внезапного отступления от ваших первоначальных исповеданий и заявлений; 2) прервать с вами и всеми вашими последователями всякое духовное общение, до тех пор, пока Господь Бог не восхочет просветить вас, чтобы возвратились к своему начальному Исповеданию Веры и хранили точность Священных Канонов и Преданий Церкви, не следуя так называемой благости, икономии и снисхождению, как не могущий носить бремя одного такого решения вашего и чтобы не обрестись виновным в страшный день Суда как презревший божественные и священные каноны, привлекая на себя проклятия и анафемы Святых и Богоносных Отцев наших; 3) Отзываю все подписи, до сегодняшнего дня поставленные под деяниями и остальными документами на заседаниях Синода с вами, и также прошу вас отменить мое участие в газете Голос Православия». (Священник Андрей Сиднев, «Флоринский раскол в Церкви ИПХ Греции»).
1937: 23 сентября в окрестностях Алма-Аты было арестовано все непоминающее митр. Сергия духовенство.
1937: 2 октября глава антиохийцев в Америке митр. Антоний (Башир) и глава греков архиеп. Афинагор написали письмо митр. Феофилу (Пашковскому) предлагая создать Конференцию Православных Епископов Америки, которая должна была собираться раз в год. Цель конференции была «вместе трудиться над утверждением порядка и уважения к православным канонам и традициям среди различных Православных Церквей» (The Orthodox Church. Thomas E. Fitzgerald). Митрополит Феофил отказался принять участие в Конференции.
1937: 5 октября архиепископ Афинагор (буд. патриарх), экзарх Константинопольский в Америке, основал Высшую богословскую школу Святого Креста в Помфрет, Коннектикут (США), которая впоследствие, в 1946 г. была переведена в Бостон (Бруклайн).
1937: 9 октября была отклонена ратификация конкордата с Ватиканом в сербском Сенате.
1937: 10 октября, в Челябинске, был расстрелян местоблюститель патриаршего престола митр. Петр Крутицкий. В обвинении против Митрополита Петра говорилось: «Отбывая заключение в Верхнеуральской тюрьме, проявляет себя непримиримым врагом Советского государства, клевещет на существующий государственный строй…, обвиняя в «гонении на Церковь», «ее деятелей». Клеветнически обвиняет органы НКВД в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование НКВД отказаться от сана Местоблюстителя Патриаршего престола». (Патриарший местоблюститель священномуч. Петр. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописния и материалы к ним. Книга 2). Митр. Петр был прославлен в лике новомученников Российских в 1981 г. Собором РПЦЗ и в 1997 г. Собором РПЦ МП.
1937: 17 октября митр. Хризостом Флоринский пишет письмо митр. Герману Димитриадскому:
«Господин Председатель, (…) Окружные Послания отпавших епископов Вресфенского и Кикладского (Матфея, ред.) вам следует оставить без внимания, поскольку они нас осудили по корыстолюбивым причинам, будучи не в силах терпеть нашу критику беззаконных хиротоний и других их преступлений, и стали на сторону старого Управленческого совета Манесиса и Гунариса, которых до вчерашнего дня и сами называли спекулянтами и самочинниками. Как предлог для нашего осуждения они нашли причину, что мы отказались позволять повторное миропомазание детей, крещенных новостильными священниками, следуя запрету божественных и священных канонов, и что отказались объявить еретическими и раскольническими новостильные Церкви, а их таинства не имеющими силу. Но главная причина их осуждения для Святого Бресфенского проистекает из того, что мы ему помешали пользоваться нашей священной борьбой для собственного обогащения, а для Святого Кикладского то, что запретили ему совершать беззаконные хиротонии иереев и дьяконов, не ради служения нашей Священной Борьбе, но ради создания собственной партии и овладения начальствованием над борьбою. Они оба, отбросив всякую узду совести и страха Божия, приступают к публикованию окружного послания истинно-православным христианам и пытаются ложью и мерзкими клеветами представить нас как дезертиров и предателей борьбы, потому что мы не хотели, презирая божественные и святые каноны, провозгласить греческую Церковь раскольнической и ее таинства не имеющими силы, и осудить на духовную смерть пять миллионов греческих братьев, которые чистосердечно следуют новому календарю, и войти в противоречие с остальными православными Церквами Иерусалима, Антиохии, России, Сербии, Польши и т. д., которые не только не прервали церковное общение с новостильными Церквами, но и сослужат с их служителями. И это потому, что новостильные Церкви не провозглашены раскольническими Всеправославным Собором, который единственный вправе по священным канонам осудить и объявить их раскольническими, если не отступят от заблуждения нового календаря. Право провозглашать отдельных лиц и церкви раскольническими божественные и богоносные Отцы Вселенских Соборов не дали ни отдельным лицам, ни поместным церквам, но Вселенскому Собору, который выражает соборную Православную Церковь, и решения на котором выносятся по вдохновению Духа Всесвятаго.
По этой причине мы, почитая каноны и определения Вселенских Соборов, отказались провозгласить греческую Церковь раскольнической и ограничились только разрывом церковного общения с Архиепископом Афинским и ему единомысленными архиереями, чтобы не быть общниками календарного новшества. И мы это сделали согласно 15-му канону Двукратного Вселенского Собора, который дает право только прервать церковное общение с нарушающими предания до соборного решения, которым единственно объявляются отдельные лица и церкви раскольническими и таинства не имеющими силы. Этот наш отказ, основанный на канонах и апостольских постановлениях, нашли как предлог упомянутые епископы, которые, к сожалению, дошли до той точки морального падения, что авторитет Общества ИПХ под председательством Манесиса и Гунариса поставляют выше авторитета нас, в течение 35 лет ничего иного не делавших, кроме того, что объявляли догмы Православия и право правили слово божественной истины. Но главный мотив, побудивший их осудить нас, есть стремление освободиться от всякого контроля с нашей стороны и свободно и невежественно использовать нашу священную борьбу под предлогом притворного благочестия. Тому, что они занимаются демагогией и ловят славу и почести за счет борьбы, доказательство то, что оба они приняли титулы митрополитов, хотя мы им на хиротонии дали титулы епископов, что только авантюристы и умственно и душевно неустойчивые люди могут бесстыдно делать. Бесстыдной ложью является также и то, что говорится, что протосингел избил Кикладского на одном заседании Синода, который уже два месяца не собирался из-за обструкции епископов (…) Наконец, советуем вам и Общине иметь полное доверие к нам, которые жертвовали всем ради нашей священной борьбы.
17 октября 1937 + Бывший Флоринский Хризостом»
(Священник Андрей Сиднев, «Флоринский раскол в Церкви ИПХ Греции»).
1937: 4 ноября в Сиблаге, Новосибирской обл. был расстрелян архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). Прославлен в сонме новомучеников в 1981 г. Русской Пр. Церковю Зарубежом и в 2000 г. РПЦ МП. Священномученик Серафим был из числа «непоминающих» митрополита Сергия.
1937: 20 ноября, в Казахстане, близ города Чимкента, в местности называемой Лисья балка, постановлением тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области были расстреляны святитель Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский, святитель Иосиф (Петровых), митрополит Петроградский (язык не поворачивается пользоваться тогдашним титулом) и святитель Евгений (Кобранов), епископ Ростовский. Вместе с ними были расстреляны отбывавшие ссылку в Южно-Казахстанской области священники, монахини и миряне. Все пострадавшие были прославлены в лике новомученников в 1981 г. Русской Пр. Церковю Зарубежом и Московской Патриархией в 2000 г. Только митрополит Иосиф не был включен в списки прославляемых МП. В той-же Лисьей балке в том же году были расстреляны: 4 сент. архиеп. Омский Алексей (Орлов), 31 дек. архиепископ Великоустюжский Николай (Климентьев) и 6 дек. епископ Ивановский Борис (Воскобойников). В настоящее время на этом месте администрацией города возведен мемориальный комплекс.
1937: 23 ноября 37 униатских карпато-русских приходов в США созвали Собор в Питтсбурге (штат Пенсильвания), на котором было решено порвать с унией и вернуться в Православие. Соборяне обратились к патриарху Конст-ому Вениамину I, чтобы он принял их под свой омофор и воссоединил с Православной Церковью. Воссоединение последовало в сентябре 1938 г.
1937: На проходившей в Эдинбурге конференции экуменических движений «Вера и церковное устройство» (Faith and Order) и «Жизнь и деятельность» (Life and Work) в Оксфорде, которые явились приготовительными конференциями для создания ВСЦ, Архиерейский Синод командировал епископа Серафима (Лядэ) Потсдамского. В постановлении об этом назначении от 18/31 декабря 1937 года говорится:
«Сохраняя веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Православную Церковь, Архиерейский Синод исповедует, что Церковь сия никогда не разделялась. Вопрос в том только, кто принадлежит к ней и кто не принадлежит. Вместе с тем Архиерейский Синод горячо приветствует все попытки инославных исповеданий изучать Христово учение о Церкви в надежде, что через такое изучение, особенно при участии представителей Святой Православной Церкви, они в конце концов придут к убеждению в том, что Православная Церковь, будучи столпом и утверждением истины (Тим. 3,15), полностью и без каких-либо погрешностей сохранила учение, преподанное Христом Спасителем Своим ученикам. И с этой верой и такой надеждой Архиерейский Синод с благодарностью принимает приглашение Комитета продолжения Всемирной конфе_ренции о «Вере и порядке». (Церк. Жизнь 1, 1938, стр; 12). На этой конференции присутствовали также представители Зап. Европейского Экзархата — архим. Кассиан (Безобразов) и прот. Георгий Флоровский. Православная делегация воздержалась от голосования как общего доклада, так и декларации. В своем отчете Синоду епископ Серафим указал, что участие православных делегатов имело большое и полезное значение для инославного мира, ибо они внесли в дискуссии подлинно церковный дух, раскрывая участникам конференции богатство и красоту Православия. Поэтому Архиерейский Собор и Синод должны командировать своих представителей и на будущие конференции. Епископ Серафим, также в качестве представителя Архиерейского Синода присутствовал на Второй конференции движения «Жизнь и деятельность» (Life and work), проходившей в Оксфорде. Эта конференция практического христианства разочаровала его из-за отказа обличить большевизм в то время как на конференции делались нападки на правые течения, такие, как итальянский фашизм. По мнению епископа Серафима, дух Православия не нашел должного выражения в докладах конференции, находившейся под влиянием масонства. В будущем православные должны или совершенно отказаться от участия в подобных конференциях или же усилить свое представительство, чтобы не быть «букетом цветов» на столе протестантов. На этой конференции было подтверждено намерение о создании Всемирного Совета Христианских Церквей, объединяющем в себе движения Faith and Order и Life and Work.
По докладу епископа Серафима об Оксфордской конференции для практического христианства Второй Всезарубежный Собор принял резолюцию, все содержание которой посвящено выявлению всемирного зла большевизма, так как его защищали участники Оксфордской конференции. В резолюции говорится о политических, общественных и национальных движениях, «которые написали на своем знамени непримиримую борьбу против большевизма и пока спасли западно_европейские народы от большевизации, от гибели последних остатков христианской культуры от русской Голгофы» (Андрей Псарев. Русская Православная Церковь Заграницей и экуменическое движение 1920−1948 гг.).
1937: Декабрь. Письмо Министерству религии от старокалендарного митр. Германа Димитриадского и митр. Хризостома Флоринского, копия Синоду Церкви Греции: «Всеми желаемое умирение Церкви возможно достичь и восстановить с помощью небольшой коммисии, составленной из двух Синодальных архиереев (новостильной церкви — Ред.), уполномоченных на это Правящим Св. Синодом; архиереев Димитриадского и бывшего Флоринского, и двух представителей Вашего правительства при следующих условиях:
1) Все обвинительные судебные решения, которыми по календарному вопросу извергнуты клирики разных степеней, да упразднятся и да считаются яко не бывшие, и да возвратятся они немедленно в свои степени, а после окончательного решения вопроса и на свои позиции.
2) Совершенные нами хиротонии епископов да будут признаны действительными, какими они и являются согласно канонам. И из епископов Христофор Хадзис и Поликарп Лиосис да будут преданы в распоряжение Церкви, а Герман Варикопулос и Матфей Святогорец да будут объявлены виновными перед Правящим Св. Синодом за антиканонические и беззаконные поступки и объявления против нас и официальной Церкви, сделанные ими по безрассудству, а около десяти иерейских хиротоний, совершенных по нашему позволению и нашему решению для религиозных нужд старостильников, да будут признаны действительными.
3) Применение нового календаря иерархией да не считается окончательным и подлежащим исполнению, но временным и оспариваемым, подлежащим одобрению или упразднению со стороны будущего Святогорского Предсобора, согласно, впрочем, и энциклике 1931 г. Вселенской Патриархии, направленной всем церквам.
4) Да будут свободными и негонимыми все клирики различных степеней и миряне, следующие старому календарю в обрядах в своих церквах, до окончательного и полноценного решения вопроса со стороны Предсобора.
5) Окончательным сроком для созвания Предсобора да будет определена наступающая Великая Четыредесятница, и, если возможно, первая Неделя Православия, так чтобы следующая Святая Пасха могла найти нас соединенными, и чтобы все продолжили праздновать по единому календарю все христианские праздники.
6) Со стороны Правящего Св. Синода да будет определен и один из нас в качестве члена будущего представительства Церкви на Предсоборе, чтобы на нем были изложены и наши взгляды по календарному вопросу.
7) Решение Предсобора, какое бы ни было, да будет определено как обязательное для нас и для иерархии, и да будет немедленно приведено в исполнение со стороны Церкви согласно соборному посланию Вселенской Патриархии, которая определяет: «По отношению к некоторым более простым и легким вопросам, но важным для жизни Церквей, какими являются вопросы календаря, пасхалии… Предсобор может выразить мнение и о непосредственном и обязательном применении его решений и до подтверждения Вселенским Собором. Но для этого необходимо согласие всех представителей с конкретным решением. Если этого нет, не только для Церквей не может быть никакого обязательства в отношении Предсобора, но и да не будет одностороннего применения ни в одной из церквей» («Орфодоксия», год 6, ном. 72).
8) Да упразднится независимое Религиозное Общество истинных христиан как ненужное, и церкви Св. Марины в Пирее, Успения и Трех Дев в Афинах да будут переданы в юрисдкцию нас, законных представителей старостильников.
9) Да предпримутся все необходимые церковные меры против клириков различных степеней и тех мирян, которые, поняв священную борьбу за старый церковный календарь как предприятие и возможность для корыстного приобретения, перешли канонические границы и прибегли к словам и поступкам, унижающим православный авторитет Церкви и способствующим стабилизации и продолжению этого разделения православных христиан.
10) Если по какой-либо причине до следующей Пасхи не соберется Святогорский Предсобор, то Правящий Св. Синод обязан синодальным решением определить для Церкви использование и применение старого календаря для всех церковных праздников, согласно духу упомянутой патриархийной энциклики, запрещающей одностороннее применение нового календаря по божественным и священным канонам и особенно 56-му правилу Шестого вселенского собора, который так определяет: «За благо признано и сие, да церковь Божия по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост»; согласно Королевскому указу от 1923 г., который определяет следующее: «Член 1, пар. 5 — Сохраняется в силе юлианский календарь в том, что касается Церкви и церковных праздников.» И, наконец, согласно Конституции, которая требует, чтобы Православная Греческая Церковь хранила божественные и священные каноны и церковные предания, как и остальные православные Церкви.
Поскольку все это принято Св. Синодом, мы, чтобы облегчить дело всем желающим мира в Церкви, остаемся в нынешнем церковном состоянии до Пасхи и будем избегать любых новых хиротоний и церковных действий, которое могут затронуть авторитет официальной Церкви и затруднить умирение Церкви и достижение безопасного и прочного единства христиан, что является целью вышеизложенного взаимного соглашения.
С величайшим уважением и сердечными пожеланиями,
Димитриадский Герман, бывший Флоринский Хризостом»
(Священник Андрей Сиднев, «Флоринский раскол в Церкви ИПХ Греции»).
1937: В декабре на Архиерейском Соборе РПЦЗ был составлен «Акт о законном преемстве звания Местоблюстителя московского патриаршего престола и возглавления Русской Православной Церкви после смерти Митрополита Крутицкого Петра» (ГАРФ. Протоколы Арх. Собора РПЦЗ 1937 г. Ф. 6343, оп. 1, д. 17, л. 4). Признав притязания митр. Сергия незаконными, Архиерейский Собор признал митр. Казанского Кирилла законным Местоблюстителем, не зная о том, что священномученик Кирилл был разстрелян 20 нояб. 1937 г. Однако, ввиду гонений Собор признал невозможным открыто поминать митр. Кирилла, постановив: «Поминать митр. Кирилла, как Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола и Возглавителя Русской Церкви за проскомидией и в частных молитвах, но от возглашения его имена за богослужениями воздержаться, чтобы не навлечь на него тяжких гонений со стороны безбожной власти большевиков. Настоящий акт хранить без опубликования, во свидетельство будущим временам о законном преемстве возглавления Русской Церкви» (там же). Вместо же открытого поминовения имени митр. Кирилла Собор постановил поминать «Православное Епископство Церкви Российския».
1937: Председатель Союза воинствующих безбожников Ем. Ярославскй (Губельман) заявил, что «в стране с монастырями покончено» (Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991, с.299). 4-ая волна гонений — в 20 раз превышает гонение 1922 года (в 5 раз больше 1930 года). Расстрелян каждый второй (200.000 репрессий и 100.000 казней в 1937 г.).
(Н.Е.Емельянов Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917 — 1952 годы)