Православный Санкт-Петербург | Протоиерей Валерий Швецов | 12.04.2008 |
Нет человека, который хотя бы раз в жизни не обращался к Богородице с какой-нибудь мольбой о себе или о своём ближнем. И это естественно. Но я хочу сказать вот о чём: для меня Матерь Божия — это и есть Матерь Божия, я не могу разделить Богородицу на Её чудотворные иконы, Она для меня — Одна. Есть, конечно, такое обрядовое восприятие, что вот пред этой иконой Божией Матери следует молиться о том-то, а к этому образу — молитвенно обращаться об исцелении от такого-то недуга. Но, например, если человек подвержен алкогольной зависимости, то разве можно утверждать, что молиться об его исцелении надо непременно перед иконой «Неупиваемая чаша»? Или если кто-то погибает — то разве взывать о помощи можно только пред иконой «Взыскание погибших»? А если нет такой иконы у вас, но есть икона «Всех скорбящих радость»? — Молитесь пред нею и верьте — Заступница наша Небесная услышит вас и протянет руку помощи.
— Но, батюшка, у всех нас есть особо чтимые или семейные иконы. Известно, что прп. Серафим Саровский любил молиться пред образом Богородицы «Умиление».
— Правильно, но, почитая какие-то иконы Царицы Небесной, мы должны понимать, что почитаем всё ту же Матерь Божию. Я очень люблю образ «Всех скорбящих радость» и молюсь перед ним. В нашем храме это особо чтимая икона. Богородица чрез этот Свой образ привела в наш приход много людей. А ещё есть в моём иконостасе Грузинская икона Богоматери, и я также молюсь пред ней, и не потому, что это чудотворная икона, а потому что это — образ Богородицы. Я много ездил в паломничества по святым местам, молился пред многими иконами, но в моём сознании не произошло разделения Богородицы на отдельные образы.
— Да, можно молиться и перед бумажной иконой, и даже на изображение иконы, вырезанное из газеты, была бы молитва с верой. Но мы же особо почитаем, например, Тихвинскую, Казанскую, Владимирскую… иконы Божией Матери, потому что это святыни.
— Слава Богу, что Матерь Божия явилась России таким множеством Своих икон! Нет на Руси города или деревни, которые были бы обделены милостью и любовью Царицы Небесной: каждый город, каждая весь нашей необъятной Родины имеет свои святыни. Недаром Россию называют Домом Пресвятой Богородицы.
— Однако перед каждым образом возникает своё настроение. Иначе зачем нам столько икон? Пользовались бы одним-единственным образом — тем, самым первым, что написал евангелист Лука.
— Нам, по немощи нашей духовной, действительно легче сосредоточиться на молитве, когда мы видим какой-то определённый образ Богородицы. Но подразделять иконы: эта отвечает за то-то, а эта — за то-то — всё равно что выделять у Бога какие-то отдельные качества… Бог есть Любовь, а всё остальное — это свойства Божественной Любви. Так и Матерь Божия есть Любовь, а любовь проявляется по-разному: Пречистая подаёт то, о чём просите Её с верой и надеждой. Оттого и иконы в нашем человеческом понимании приобретают то или иное значение. Но это всё та же Любовь — материнская, милующая. Разве пред образом Божией Матери «Спасительница утопающих» молятся только те, кому грозит лютая смерть в пучине морской? А женщины, готовящиеся стать мамами, разве могут молиться только перед иконой «Помощница в родах»?
Помните предание, связанное с иконою «Экономисса», или «Домостроительница», которая хранится в Лавре св. Афанасия на Афоне? Однажды там случился голод, тогда иноки и сам св. Афанасий решили уйти. Но встретилась Афанасию Сама Богородица, устыдила: «Ради куска хлеба ты бросаешь обитель? Где же твоя вера? Воротись, Я помогу тебе». И, указав на камень, велела Афанасию ударить по нему жезлом. От удара из камня потекла вода. А когда Афанасий вернулся в обитель, то нашёл кладовые наполненными всем необходимым… Так что же? Если вам грозит голод, надобно молиться именно пред этою иконой? А если вы помолитесь Пречистой у Её иконы Владимирской или «Утоли моя печали», или «Скоропослушницы» — разве Заступница Небесная не услышит? Богородица знает наши нужды ещё до того, как мы выскажем их молитвенно, и спешит на помощь чадам Своим, коих любит безмерно.
А икона Покрова, где Пречистая собирает всех Своих чад человеческих под Свой омофор, покрывая всех Своей любовью! Эта икона как бы вбирает в себя все другие. И хотя праздник Покрова пришёл к нам из Греции, где он имеет несколько иное значение, в России он связан со становлением нашей Родины как державы во всех смыслах этого слова. Я скажу сейчас по-светски: мы чувствуем себя счастливыми, потому что живём под защитительным Покровом Матери Божией. Поэтому мы должны изо всех сил стараться быть хоть немножко похожими на Неё, чтобы быть способными вмещать ту славу Божию, ту любовь, которую Господь излучает на нас. Эта задача не невозможная, ведь и Пречистая была дочь человеческая. Конечно, мы чувствуем себя немощными младенцами рядом с Ней, но Она — наша Мать, и мы надеемся на Неё. Мы уповаем, — как все люди, жившие до нас, и те, что будут жить после, — что Царица Небесная, понимая, что мы не можем совершать особых духовных подвигов, примет наши простые чувства сердечные в отношении Её, и простит, и умолит Своего Сына спасти наши грешные души не за какие-то наши добрые дела, но только за то, что мы, как дети, плачем и просим о спасении.
Адрес: 198 218 СПб, пос. Володарский, ул. Ленина, 22. Тел.738−97−68.
Записала Ирина НИКОЛАЕВА
http://pravpiter.ru/pspb/n195/ta007.htm