Русская линия
Русский дом Надежда Ильина20.02.2008 

Жаждущий Царствия Небесного
1535 лет со дня кончины преподобного Евфимия Великого 20 февраля, 473 год

Святая Церковь называет прп. Евфимия Великим за его подвижническую жизнь и твёрдое исповедание православной веры. Когда он совершал Божественную литургию — огонь сходил с небес и окружал святого. Он имел дар прозорливости и видел даже внутренние движения духа в человеке, знал его помышления

Преподобный Евфимий Великий родился в г. Мелитине близ р. Евфрат, входившем тогда в пределы Римской империи. Родители его, Павел и Дионисия, были знатными людьми, христианами. Они долгое время не имели детей и дали обет: если Бог пошлёт им ребёнка, то они посвятят его Ему. И Бог дал им сына на старости лет, и они, исполняя обет, отдали его на воспитание епископу Мелитинской церкви Отрию. Мальчик сначала был чтецом в соборе города, юношей принял монашество и был посвящён в сан пресвитера. Он часто уходил из города в монастырь святого Полиевкта, располагавшийся неподалёку, а в дни Великого поста удалялся в пустыню, где почти ничего не ел, непрестанно молился.

Епископ поручил юноше управлять всеми монастырями епархии. Это тяжёлым бременем легло на его душу. Приходилось решать много хозяйственных вопросов, разбираться в распрях и спорах, ведь иноков надо было наставлять и воспитывать, а он не имел достаточного духовного опыта. И потому в 30 лет он тайно ушёл из родного города в Иерусалим. Поклонился здесь святым местам и, получив благословение Божие, удалился в заиорданскую Фаранскую лавру, нашёл неподалёку от неё пустую хижину и стал жить в ней. Плёл корзины по примеру древних отшельников, продавал их и тем зарабатывал себе на пропитание. По воскресным и праздничным дням причащался в Лавре.

Но вскоре и это место стало для него слишком беспокойным. Много любопытствующих приходило к его хижине. Задавали вопросы, часто пустые. А на другие он не смел отвечать, потому что считал себя последним из грешников, не имеющим духовного опыта. Вместе с пустынником Феоктистом он ушёл в ещё более уединенную пустыню, за Иерихоном.

Однако по Промыслу Божию пастухи, перегонявшие стада, нашли пещеру подвижников, и к ним стали приходить люди, желавшие спасать свои души под их водительством, руководствуясь их советами. Так возник первый монастырь, основанный св. Евфимием Великим. Управлять им, т. е. решать все хозяйственные вопросы, Преподобный поручил своему другу Феоктисту, сам же стал духовником братии. «Знайте, — говорил он им, — что инок должен всегда иметь в уме память о смерти и по заповеди Божией жаждать Царствия Небесного». Юношам, исходя из своего опыта, он советовал сочетать молитвенный труд с физическим: «Если миряне много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать греха праздности и кормиться своими трудами». Надо отметить, что эту заповедь св. Евфимия Великого исполняли все основатели русских монастырей, — и св. Антоний Киево-Печерский, и св. Сергий Радонежский, и их ученики.

Авва Евфимий говорил своим ученикам, что они должны молчать во время богослужений и на трапезе. Не позволял ревностным не по разуму поститься более других, чтобы они не возгордились. Спасается ведь смиренный сердцем, а не тот, кто мало ест. И внешний подвиг может погубить внутреннее делание.

Всё это актуально и поныне.

В те годы святой обратил в православную веру многих арабов. Один из них, Аспевет (в крещении Пётр) впоследствии стал епископом. Слава об авве Евфимии быстро распространялась окрест, отовсюду приходили к нему люди, приводили множество больных, получавших исцеление, и потому он вынужден был тайно уйти из этого монастыря, взяв с собой только келейника своего Дометиана. Они поселились в пустыне Зиф, в пещере, где некогда скрывался от преследований царя Саула пророк Давид, около Мёртвого моря. Но и здесь желающие иноческого жития вскоре нашли святого, и он основал свой второй монастырь, а в Давидовой пещере устроил церковь.

Тогда даже среди отцов-пустынников была распространена ересь манихейства, исповедующая, будто в человеке две души, добрая и злая, и потому любой порок вовсе не преступление, а лишь несчастье. Святой Евфимий многих отвратил от этого пагубного заблуждения.

Вскоре он по причине суетности вокруг отставил и этот монастырь, поселился в отдалённой пустыни совершенно один, и снова — ненадолго. Господь в видении повелел ему принимать приходящих к нему для спасения души. И около него снова собралась братия, и он устроил уже лавру, свой третий монастырь, где и суждено ему было остаться до конца своей земной жизни. Лавра была вначале многочисленна, но очень бедна. Однако авва Евфимий верил и знал, что Господь пошлёт всё необходимое. Однажды в лавру пришли сразу 400 паломников. Преподобный велел эконому накормить их. Тот сказал, что в обители нет такого количества пищи, но отправился, послушный игумену, в монастырское хранилище припасов и к своему удивлению нашёл здесь множество хлебов, масла, вина. Накормили всех путников, и для братии осталось пищи на несколько месяцев. Всё это — по молитвам и вере св. Евфимия.

Монахи Лавры не дерзали ослушаться Преподобного. Один только был непокорный, и он впал в беснование, от которого исцелился только по молитвам аввы. «Послушание — великая добродетель, — говорил святой, — Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти души».

В 431 году в Ефесе на III Вселенском соборе была осуждена ересь Нестория, который учил, что Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, и Бог с Ним соединился только как с великим пророком. В 451 году на IV Вселенском соборе в Халкидоне Церковь выступила против монофизитов, утверждавших, что в Христе было только божественное существо, а человеческого естества в Нем не было, т.к. было поглощено божественным. Преподобный Евфимий принял решения обоих Соборов как истинно православные. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, введённые еретиками в заблуждение по своей простоте, безоговорочно приняли мнение аввы Евфимия, — так велик был его авторитет.

Бог открывает время кончины Своим преподобным. Это — свидетельство Его особой милости к человеку. Авва Евфимий узнал, когда умрёт, — в день памяти св. Антония Великого. Перед смертью он сказал братии: «Если любите меня, приобретайте любовь. В ней — совершенство, никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Пусть ворота Лавры никогда не будут заперты для странников, кормите их и помогайте им своими молитвами». Через три дня он оставил этот мир. Было ему тогда 97 лет. На погребение святого аввы пришли иноки из множества монастырей, пришли великие святые пустынники, много лет не выходившие из своих пещер. Нетленные святые мощи Преподобного много веков находились в его лавре, там в ХII веке видел их наш знаменитый русский паломник по святым местам игумен Даниил.

http://www.rusdom.org/node/82


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика