Нескучный сад | Дмитрий Ребров | 19.02.2008 |
«Православная молодёжь и будущее России» — так сформулировали тему встречи, посвященной перспективам церковной молодёжной работы и православных общероссийских и локальных молодёжных объединений, её организаторы — сотрудники Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи при Даниловом монастыре.
«Кризис православных объединений, тот факт что многие из них теперь пустеют, их ряды не так многочисленны как когда-то — это явление повсеместное — констатируют сотрудники центра. — В 60-х или 70-х годах у людей было больше свободного времени, больше желания общаться… Даже известнейшая международная православная организация СИНДЕСМОС, которая, кстати, и стала когда-то первой праздновать день православной молодёжи, сегодня испытывает те же проблемы, что и мы в России. Так что перспективы совсем не радужны. Но ведь пока второе пришествие не настало — нужно работать!». Руководствуясь этим императивом, участники форума более двух часов предлагали свои варианты решения молодёжной проблемы.
В чем же причины пресловутого кризиса? По мнению собравшихся специалистов, (а это, наряду с «даниловскими» работниками, и представители Синодального отдела по делам молодежи, Школы молодой семьи, ОПМ «Воскресение», молодежной организации «Общее дело», ДОМ «РеставросЪ», Христианского творческого клуба «Мелос» и проч.) молодёжные организации у нас страдают от того, что зачастую зиждутся только на авторитете единственного своего лидера, и после его ухода погибают. Кроме того, нередко цели и методы работы с молодёжью диктуются политической идеологией и т. п., тогда как «…вне христоцентричности нет никакого смысла в существовании православного объединения. Приводить ко Христу, и научить жить со Христом — вот основная его цель!».
Нередко молодёжная работа на приходе саботируется самими же прихожанами, а точнее пожилой их частью. «Бывали случаи, когда староста начинает придираться к ребятам так, что приходская молодёжь вынуждена собираться где-то на частных квартирах, тайком: то они свет не там зажгли, то крошки какие-то оставили, то стулья не убрали. Получается такая вот ненормальная подозрительность и придирчивость к молодым!»
Что же делать? И тут рецептов множество: кто-то предлагает «реабилитировать песню под гитару», кто-то ратует за открытие «скалодрома» при православном центре. Но сходятся все в одном: молодёжь нельзя объединить вокруг «ничего», чтобы молодёжь собиралась — ей нужна конкретная деятельность.
«Чтобы противостоять агрессивной пропаганде ценностей „общества потребления“ есть одно средство — социальная работа!» — утверждают резонно многие. «Может быть даже и не социальная, а хотя бы творческая какая-то деятельность, кружки — важно чтобы человек приходя в Церковь видел, что мы не какие-то странные, вялые и как будто мешком какие-то прибитые люди» — соглашаются другие.
«Для всероссийских организаций единственная оправданная функция — это координация, реальной единицей церковного объединения молодёжи может быть только приход. Как пример — практически всё отделения некоторых православных организаций, которые имеют сегодня статус всероссийских — это собственно приходы, то есть мы пришли к тому, от чего когда-то пытались зачем-то убежать. Единственный жизнеспособный вариант молодёжного объединения — это объединение на уровне прихожан — в рамках одного конкретно взятого храма. Когда во главе стоит пастырь — а все члены „клуба“ или „объединения“ — это его духовные чада. Такое устройство в свою очередь как нельзя лучше отражает и цели, которые мы только что назвали». «А то получается, всё как нарочно по Черномырдину: «какую организацию не создавай — всё равно выходит КПСС». «Церковный комсомол нам не нужен» — согласились участники мероприятия.
«Возрождать работу с молодёжью именно на приходах необходимо, и именно там должна осуществляться вся реальная работа — согласен с общим тоном выступлений владыка Марк. — Мы сейчас слышим много слов о миссионерстве, но нужно заниматься и теми, кто уже ходит в храм, и теми, кто просто считает себя православным христианином, но о вере ничего не знает. Форма работы с молодёжью может быть самая разная: воскресные школы для детей, вечера, праздники, кружки рисования или пения, клубы для студентов и людей находящихся в состоянии творческого поиска, дела милосердия, конкретные проекты социальной деятельности.
Так же как сама жизнь разнообразна — должны быть разнообразны и формы такой работы. Когда-то воцерковлением ребёнка занималась семья, общество, школа были ориентированы на Церковь — но среда меняется и теперь мы живём в принципиально другой ситуации. Молодёжь ничем не защищена, она становится самой ранимой, уязвимой частью, а значит ей нужна особая помощь, нужны особые шаги, нужно помочь ей не заблудиться».
В заключение вечера руководитель центра игумен Иосаф (Полуянов) напомнил о том, что подходит к концу строительство нового здания Центра в непосредственной близости от монастыря, общей площадью около 20 000 кв. метров. В том числе в новом корпусе будут библиотека, аудитории и кабинеты социальной реабилитации, помещения для лекционной и учебной работы, творческие студии, киноконцертный зал, бассейн, большие спортивный и тренажерный залы. «Если мы занимаемся миссионерством — мы не должны лишать себя и некоего дерзновения — отметил он. — Мы вот теперь имеем огромные площади для нашей работы, могли ли мы поверить, что такое чудо возможно? Важно знать, что если мы люди церковные, если мы христиане — то с нами всегда Христос. Не важно кто мы, важно с Кем мы и важно какие у нас цели!» Кроме того, отец Иосаф пригласил по окончании строительства представителей присутствовавших православных объединений принять активное участие в жизни нового центра. «Мы организация открытая, так что милости просим!» — заключил он.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10 000&article=827