Русская линия
БлагословениеСвященник Андрей Лоргус18.02.2008 

Подобрать спутника жизни нельзя, — любовь можно только встретить
Интервью с деканом психологического факультета Российского православного института св. апостола Иоанна Богослова священником Андреем Лоргусом

— Отец Андрей, о супружестве вообще, и о браке в современном мире говорят сейчас немало. Но если современное состояние семьи, отношений между мужчиной и женщиной описывается довольно часто, то о сути возникающих проблем, об их истоках говорят единицы. Да и их слова — часто лишь повторение многократно сказанного прежде, того, что не удовлетворяет людей, но лишь усугубляет их пессимизм.

Один из распространенных и упрощенных взглядов на проблему состоит в том, что «сейчас все и везде плохо». Просто плохо. Просто потому, что раньше всё было лучше, а теперь всё хуже. Так говорят и о том, что за последние несколько десятков лет на смену любви пришли «партнерские отношения».

Как Вы думаете, почему сейчас ценность супружества отходит на второй план? Почему современные люди предпочитают любви — партнерство, такие, на мой взгляд, паразитические отношения?

— Я не думаю, что это всё — в последнее время, что раньше этого не бывало. Когда крестьянин выбирал себе жену, на что он смотрел? Ведь на самом деле редко крестьянские браки были основаны на любви. Отнюдь. Крестьянин оценивал девушку по способности работать, он искал себе, по сути дела, работницу, хозяйку, рабочую силу. Разве это были не «партнерские отношения»?

Когда князь готовился вступить в брак, он выбирал себе родовитую невесту, из другого княжеского рода — разве это было подлинное супружество? Нет, это было партнерство. Ради чистоты крови или укрепления рода, или еще чего-нибудь.

Купцы и дворяне подбирали себе жен по сословному признаку, по имени, по наследству, которое давалось за невестой…

Невозможно сказать, что это были браки по любви, что это было подлинное супружество. Я думаю, во все времена альтернативой браку по любви было деловое, экономическое и хозяйственное партнерство. И это было унижением и разрушением, поруганием брака.

— А что-то принципиально новое в современной ситуации появилось в отношениях между мужчиной и женщиной?

— Думаю, что нет. Как всегда всё.

Как всегда есть искажения смысла супружества, как всегда есть преступления против любви. Изменился только характер этих преступлений, их конкретный вид. Если раньше они совершались в основном из материальных расчетов, то теперь с причинами материальными может соперничать банальное стремление к удовольствию. Не обязательно сексуальному. Чего, например, стоит удовольствие иметь красивую жену! Чтобы не стыдно было похвалиться перед друзьями. Хотя, наверное, и в старину бывало точно также.

— Так брак по любви — это скорее норма или скорее исключение?

— Это норма!

— Это норма с точки зрения православного мировоззрения…

— Это норма с точки зрения человека вообще. Бог создал человека для любви и создал сразу брачную пару — Адама и Еву. По любви. Вот это норма. Общечеловеческая норма. Это норма, которая обращена к каждому человеку, к каждой супружеской паре.

— Сейчас очень много воцерковленных молодых людей — больше девушек, но и парней немало — не могут найти себе вторую половину. С чем это связано? У них какие-то другие критерии? Они ставят себе более зауженные рамки?

— Ну вообще, нельзя «найти» себе половину, нельзя «найти» любовь. Вернее можно, но только так, как это в сказках бывает: идти за тридевять земель в тридесятое царство-государство.

Надо искать свою встречу, свою, посланную Богом половину. Это поиск, но это не подбор. Скорее, это путешествие, опять же, как в сказках: надо было износить три пары железных сапог, съесть три железных хлеба и так далее. То есть вещи совершенно невыполнимые! Явно — не от мира сего. Это длиннющее путешествие, иногда длиною в жизнь!

А подобрать себе партнера… - партнера можно. А вот жену или мужа — нет.

Это посылается Господом. Надо дождаться этой встречи. Нельзя выбрать. Муж или жена — это не вещь. Это личность. С которой может быть — только встреча: личности с личностью. А то, что современные православные молодые люди выставляют для вступления в брак совершенно нереальные требования друг ко другу — это да, это несомненно. Достаточно почитать объявления, которые публикуются в интернете на православных же сайтах.

Это просто преступление, когда молодой, или не очень молодой, человек пишет в объявлении: хочу познакомиться для серьезных отношений с девушкой — с девственницей. Это верх цинизма, на мой взгляд. Это действительно выбор вещи, как будто бы для гарема.

— Каков признак Встречи? Как отличить Встречу, которая действительно дарована нам Богом — от случайности?

— Вообще, случайностей не бывает. Встречу можно отличить только по тому, что оба человека обращены друг ко другу, обращены сердцем друг ко другу.

Когда мы встречаем человека по одежке, по статусу, по долгу, по богатству, по машине, по фирме, которая напечатана на штанах или на очках — это не Встреча.

А когда мы встречаем человека — как человека, как личность — это всегда Встреча. И для молодых людей, встреча которых может стать провиденциальной встречей — для любви, она не имеет каких-то внешних особых признаков. Это открыто для сердец. Это только человек сам может сказать: вот! Она!

— То самое узнавание сердцем?

— Да, это узнавание сердцем, внешне оно не имеет никаких признаков.

— Скажите, очень часто люди говорят: вот, мы же любим друг друга. В чем состоит грех добрачных отношений? Ведь это же отношения с любимым человеком.

— Эту проблему можно рассмотреть с разных точек зрения.

Первая — в Законе, конечно же. В законе человеческом и законе Божием. Всякое посягательство закона человеческого на закон Божий, на закон церковный всегда мотивировано каким-то вызовом. Который всегда как помысел присутствует и зреет в сердце человека. Какое-то желание поступить не так, нарушить. И часто молодые люди говорят: а мы не хотим исполнять закон. То есть какое-то противодействие. И этот мотив уже сам по себе печальный и, конечно же, нечистый.

С другой стороны любовь, данная молодым людям для брака, в добрачных отношениях вот просто как-то… используется. Сила, данная для строительства брака, для строительства отношений, используется для времяпрепровождения, для удовольствия. И когда такие пары все-таки вступают в брак, они уже не имеют того первоначального потенциала, не имеют сил, которые очень необходимы для сложных отношений в браке, для сложной работы, сложного делания. Просто уже не имеют — уже потратили.

Есть еще множество нюансов. Например, есть онтология семьи и брака. Когда молодые люди встречаются и осознают, что любят друг друга, их просто-дружба и сожительство, их не-вступление в брак — преступление против любви.

Они не получают благословения своих родителей — это тоже ослабляет их отношения. Отношения, которые не имеют благословения матери и отца очень часто прочными быть не могут. А те, кто просто живут, не вступая в брак, не имеют этого благословения. Ведь родители вряд ли дадут благословение на сожительство, дают благословение обычно на вступление в брак.

Но и здесь мы должны оговориться. Множество современных молодых людей не вступают в брак не потому, что не хотят, а потому, что не могут. Часто человек просто так воспитан в своей семье, что он не может вступить в брак! По многим причинам: духовным, психологическим… Поэтому мы не можем никого осуждать и критиковать.

Мы можем сказать: «брак — это благодатный дар, Богом данный вышеличный союз, малая церковь, это творчество двух личностей». Однако не всем это дано. Да, разумеется, в браке раскрытие личности, ее реализация совершается в большей полноте. Возможен и монашеский, и безбрачный, и многодетный, и бездетный путь человека. Но брачный для всех предпочтительней, кроме тех избранных, что призваны к монашеству Христа ради.

— Отец Андрей, почему не состоялась православная служба знакомств? И вообще, как происходит встреча двух людей, кто-то может им помочь?

— Господь может устроить встречу двух молодых людей разными путями. И через знакомых, и через далеких в том числе, и через миллионы случайностей. Но это — дело Божие. Мы не сможем сплести судьбы ни единой пары! Нам это не дано.

Службу знакомств можно рассматривать лишь как некую площадь, где встречаются молодые люди. Но мне кажется, что это ситуация искусственная. Что туда обращаются как раз те молодые люди, которые подбирают себе пару.

Я глубоко убежден, что в жизни каждого человека Господь посылал Любовь. В жизни каждого, кто разочаровался найти себе половину, была встреча. Он ее просто, как говорится, проворонил.

Любви у людей гораздо больше, чем кажется, чем они сами видят.

Я знаю как пастырь, что очень многие отказываются от первой любви. И даже не только от первой, но и от взрослой, сильной. И это очень печально. Это тоже преступление, за которое потом люди несут ответственность всю жизнь, к сожалению.

Другим не хватает терпения дождаться своей минуты, своего суженного.

По сути и те и другие не верят себе, не верят в Бога, не верят, что их Встреча действительно может произойти.

— Вот вы говорите, что встретить свою половинку можно где угодно. Но как быть с тем, что православный человек должен найти обязательно верующего спутника жизни?

— Стереотип — есть стереотип. Но это не так. Встретить можно везде. Стереотипами люди пользуются со страху, когда не верят в себя, и не верят в другого.

Этот стереотип, что для православного человека необходимо встретить обязательно верующего, он ошибочен. Потому что Господь соединяет в любви людей настолько разных, настолько, с нашей точки зрения, не подходящих друг другу, иногда просто диву даешься. А люди живут десятилетиями — и счастливы. И приводят друг друга в Церковь. Очень не быстро, потихонечку, постепенно. Тот, кто любит — он уже Божий. А пока он может быть верующий, может быть неверующий, ведь нам неведомо, кто и когда придет ко Христу.

Беседовал Сергей Канев

http://blagoslovenie.su/index.php?option=com_content&task=view&id=29&Itemid=43


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика