Русская линия
Киевский Телеграф Игорь Друзь18.02.2008 

Улица имени предателя?
Гражданские войны начинаются на уровне символов

Скандальное решение Киеврады присвоить название одной из центральных улиц Киева имя Ивана Мазепы, против которого единым фронтом выступили православные, коммунисты, большинство жителей данной улицы, напоминает времена холодной войны. Тогда угрюмые, теперь почти былинные, цээрушники решили сделать Андрея Сахарова самым раскрученным антисоветским брэндом. А заодно и выстроить новую систему символов, в которой у советских людей «тронется крыша». Они придумали много интересных ходов на эту тему, но особенно простым и эффектным был такой: американцы переименовали часть вашингтонской улицы, где находилось посольство СССР, в «площадь Сахарова».

Так и пришлось потом писать на конвертах, и ничего не поделаешь — порядок такой.

Примерно то же самое произошло теперь. Именем проклятого Церковью предателя была названа не просто обычная дорога, а место, где находится Киево-Печерская лавра, Духовная семинария УПЦ, резиденция Блаженнейшего Митрополита Владимира, большое количество храмов. И отсылая теперь письма церковным иерархам, придется указывать и точный адрес с упоминанием имени Мазепы. Заодно тут еще раз пнули и коммунистов, ведь старым названием улицы было «имени Январского восстания». Явно чувствуется стиль работы американских специалистов психологической войны, сыгравших большую роль в приведении Виктора Андреевича Ющенко к власти, как давно уже утверждают многие эксперты.

Однако вернемся к нашему герою. Его можно рассматривать только как определенный символ, необходимый для перепрограммирования мозгов «моей нации», как выражается наш любимый Президент. Украинцев хотят заставить всеми силами ненавидеть Россию, делая героев из всех антирусских персонажей. И забывая при этом, что проклятый гетман украинцам навредил еще больше, чем русским. Ведь только обычная для украинских националистов безграмотность сделала этого персонажа символом «національно-визвольних змагань».

Допустим на минуту, что план Мазепы удался, и он смог в союзе со шведами победить русского царя. Что же, стала бы Украина независимым государством? Да ни за что! У тогдашней Украины (причем слово это не употреблялось, а употреблялось «Русь» или «Малая Русь») не было своего монарха, имеющего «канонические», так сказать, права на данную территорию. А в те времена только монархи и были легитимными правителями, за редким исключением торговых республик с совершенно нехарактерной для тогдашней Восточной Европы демократической формой правления. Мазепа в глазах тогдашнего «мирового сообщества», и, что еще хуже, собственного народа, был бы всего лишь узурпатором. Его власть не могла бы держаться долго. Любой из вождей казачьей голоты или представителей старшины мог бы сказать: «Ребята, на его месте должен был быть я!». Каждый влиятельный житель Малороссии спрашивал бы себя: «А чем я хуже Мазепы?». И действительно, ничем…

Такой «независимый» период в истории Украины уже был. И название его было далеко не радужным — Руина. Ни один из тогдашних «калифов на час» — гетманов — не смог удержаться надолго. Против каждого из них обязательно поднималась вооруженная оппозиция, опирающаяся на монархов соседних стран. Это все равно как если бы сейчас какой-нибудь из министров объявил себя правителем всея Украины. Национализм как массовое политическое течение Европы, способное созидать государства, появился гораздо позже, лет через сто. В период Великой Французской революции он проявился уже достаточно ощутимо. Традиционно мыслящие католики, монархисты долго терпели поражения от безбожников — революционеров, хотя и опирались на европейских монархов, объединенных своеобразной корпоративной солидарностью. Для тогдашних католиков главной была верность Церкви и легитимному королю, а не территории своей страны, погрязшей в безбожии и отданной на откуп сначала революционным правительствам, а затем псевдомонарху Наполеону, которого французские легисты иначе как узурпатором не называли.

При этом и Наполеон все же не удержался надолго, хотя имел поддержку значительного количества своего народа, на нем не было клейма клятвопреступника и негодяя, которое лежало на Мазепе. Само собой, что огромное большинство народа не поддержало гетмана: крестьяне прятали все свои припасы от шведов, угоняли у них лошадей, героически обороняли родную землю: местечко Смела за оказанное сопротивление шведы обратили в пепел, мужественно оборонялись жители Пирятина и других городов (Бантыш-Каменский Д. Н., «История Малой России»). Но Мазепа и не собирался строить независимое государство, он просто хотел сдать страну королю Речи Посполитой.

Если говорить о его моральном облике, то как можно назвать человека, соблазнившего и погубившего свою крестную дочь Мотрю, а ее отца — Кочубея — замучившего пытками, чтобы узнать, где несчастный спрятал свое золото. Могила невинно убитого находится на территории Лавры, и выходит — на улице имени его убийцы. Мотря, несмотря на свою любовь к гетману, наложила на себя руки, узнав, что Мазепа казнил ее отца.

Как можно назвать человека, проявившего полную несостоятельность как государственный деятель? Ведь после его перехода на сторону шведского короля пострадали все те немногие казаки, которые за ним пошли, заплатив за свой поступок как минимум изгнанием, а некоторые — и смертью.

Была сильно ограничена автономия Украины, пострадало все казачье сословие. Если бы у современных украинских националистов сохранялась хотя бы слабая способность к умственной деятельности, то они бы прокляли Мазепу еще похлеще, чем Церковь. Но вместо этого «свидомые» историки, защищая гетмана, приписывают его критикам русский национализм. Они, как видно, считают, что их оппоненты такие же фанатики, как они сами, только с другим идеологическим знаком, хотя средневековая политическая культура вообще не может быть описана в терминологии национализма. Не понимая этого, нынешние «историки» пишут, что церковная анафема Мазепе якобы «неправильная», ибо она будто бы «политическая». Типа, царь «нагнул» иерархов из своих шкурных интересов.

Но Церковь исходила совсем из других соображений. Мазепа изменил своей клятве в верности православному царю, которого все население считало помазанником Божьим, которому присягал на Библии. Он выступил на стороне шведов-еретиков, массово осквернявших наши храмы. Результатом измены, если бы сей «герой» таки победил, стало бы вторжение на нашу землю Речи Посполитой и, вероятно, Османской империи с неизбежными гонениями на Православие. И вы говорите, что анафема была «политически мотивирована»?! Что иерархи, которые были якобы винтиком государственной машины России, только из низкопоклонства перед Петром I провозгласили анафему Мазепе?!

Современные историки не любят упоминать о том, что в тот период местоблюстителем Патриаршего престола был выходец из Львова Стефан Яворский. Только вот не гордился он своим происхождением из «галицкого Пьемонта». Его семье пришлось бежать из этой «цитадели Европы» в Украине, ибо поляки огнем и мечом приводили к унии последних оставшихся там православных, громили и захватывали церкви. А что сказать о тех тысячах простых украинских священников и многих епископах, которые пострадали от натиска «цивилизованных европейцев», насильно принуждавших изменить своей вере? В ту пору, заметим, вся церковная верхушка состояла из малороссов, как они себя сами называли. Сначала Мазепу предали вечному проклятию в Глухове украинские архиереи: Киевский митрополит Иоасаф Кроковский, Черниговский архиепископ Иоанн Максимович и Переяславский епископ Захарий Корнилович. Они особенно негативно относились к нашествию иноверцев. А затем уж анафема Мазепе прозвучала и в Москве. И назвали его в ней «новым Иудой» (Бантыш-Каменский Д. Н., «История Малой России»).

Да Церковь просто не могла не проклясть Мазепу, исходя из собственных канонов и обычаев. Правда, тут националисты начинают рассказывать, каким же великим якобы православным был Мазепа, как он строил храмы, жертвовал на это деньги. Но ведь они обычно сооружались в ту пору на бюджетные средства. Можно предположить, что, судя по огромному размеру его личного состояния, бывшего, как отмечают историки, одним из крупнейших в тогдашней Европе, под эти стройки немало бюджетных денег просто разворовывалось, шло в личный карман гетмана. Но и не может человек быть полностью плохим. Вероятно, и добрые побуждения могли присутствовать. Но тут речь идет о бочке дегтя и ложке меда, и эта ложка явно не искупала даже малой части черной жизни…

Итак, в наш и без того сложный период политического и идейного раскола одна из центральных улиц столицы получила имя изменника и предателя. И вряд ли можно — безнаказанно для духовного здоровья народа — выстраивать такую систему символов. Ибо все гражданские войны изначально начинались именно на уровне идейных знаков…

http://www.versii.com/telegraf/material.php?id=8248&nomer=402


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика