Православие и современность | Марфа Антоничева | 14.02.2008 |
Принято воспитывать детей на сказках. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» — эта мудрость, зарифмованная великим русским поэтом, известна и принимаема всеми. Сказка помогает ребенку обрести знания об окружающей действительности, рассказывает о разных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни, а также формирует отношение к добру и злу, поясняя, что это такое и чем одно от другого отличается. И страшно, когда в сказке зло прячется под личиной добра и запутывает читателя, зрителя или слушателя.
В «Золотом компасе» создается отдельный и далекий от нашей действительности мир. Здесь жизнь течет по своим правилам, хотя ощущение того, что тебя привели в такое место, где ты не понимаешь, как себя вести, так как не являешься частью этого мира, остается при просмотре. Тем более что на протяжении всей экранной истории герои пользуются предметами с непонятным предназначением, а зрителям никто ничего не объясняет. От всех этих сложностей, совершенно не нужных в детском фильме, возникает ощущение, что ты подсматриваешь за героями в замочную скважину — неприятное такое ощущение…
Согласно сюжету сказки, двенадцатилетняя девочка по имени Лира отправляется на Северный полюс, чтобы спасти своего друга от сотрудников некоего Магистериума, ворующих детей и отрезающих у них их… дэймонов. Уже запутанно? Хорошо. Создатели «Золотого компаса» предполагают, что существует множество реальностей, параллельных друг другу. Главная героиня истории живет в одной из таких реальностей — альтернативной Англии. Каждый из жителей этой небольшой вселенной имеет деймонов. Деймон — душа человека, воплощенная в похожем на него животном. В детстве они меняют свой облик, и это отражает меняющийся характер детей. Когда же человек становится взрослым, дэймон выбирает себе обличье и остается в нем. От таких «возможностей» становится немного не по себе.
Главным героям противостоят сотрудники Магистериума, совета, управляющего миром. Им подчиняются приспешники Жертвенного Рекрутационного Центра, или Жрецы, крадущие детей по всему миру и отделяющие у них души. Друга Лиры как раз похищают эти Жрецы и увозят далеко на Север, в Больвангар, на Экспериментальную станцию, где скрывают всех похищенных детей. Еще одна странность — злое племя существ по имени Тартары, сторожащее станцию, говорит по-русски. Это лишь одно из проявлений русофобии в «Золотом компасе». Не последнее и не единственное.
По пути на Север Лиру ждут опасности и приключения, знакомство с бронированным медведем Панцербьёрном — принцем медведей, утратившим свой трон. Он помогает девочке добраться до места. Кроме него рядом с ней оказываются кочующее племя цыган и ведьмы. Но главное оружие Лиры — Золотой компас, или Алетиометр, — специальное устройство, раскрывающее истину и предсказывающее будущее. Золотой компас может дать ответ на любой вопрос, мысленно сформулированный использующим его человеком…
Вообще, «Золотой компас» снят по роману, являющемуся первой частью сказочной трилогии «Темные начала», написанной Филипом Пуллманом. Газета «The Mail on Sunday» называет его «самым опасным автором Британии». И это несмотря на то, что его книги продаются в родной Англии примерно так же активно, как и его конкурентки Джоан Роулинг, «матери» Гарри Поттера. В чем же причина такого отношения к автору, получившему за свои романы три внушительные премии? Как очевидно становится из фильма, а также из интервью самого Пуллмана, причина заключается в его яром протесте против религии, в его «воинствующем атеизме».
Лига католиков, самая большая католическая организация в США, подготовила целую кампанию против того, чтобы верующие шли на премьеру фильма «Золотой компас». По словам президента Лиги, Билла Донахью, «„Золотой компас“ учит детей атеизму. Филип Пуллман и не пытается этого скрыть. Сам по себе фильм безобидный, но, возможно, после его просмотра, родители захотят сказать своим детям: „Знаете, что? А ведь трилогия книжек Пуллмана „Темные начала“ будет отличным подарком на Рождество“. И таким образом вы познакомите своих детей с атеизмом. Я не думаю, что большинство родителей этого хочет».
Самым главным достижением человечества, по Пуллману, является наука. Ее противниками в фильме становятся власть и религия — Магистериум и Жрецы. Будучи противником религии, Пуллман считает, что она сродни авторитарной власти и близка к коммунизму. Все это нашло свое выражение в киноленте: здание Магистериума напоминает храм Христа Спасителя, одеяния Жрецов — облачения католических священников, здания Жрецов украшены православными иконами. Но самым нелепым элементом картины становится одежда людей на Севере, которые прячут детей, — это одежда, напоминающая зимние «костюмы» членов КПСС годов так 60-х: характерная шапка, отороченная барашком, пальто.
«За науку» отвечает другая часть истории, связанная с дядей Лиры, ученым с говорящим именем Азраил. Он узнает, что на Севере есть место, где через людей проникает «пыль» (таинственные частицы высокой концентрации) из других миров. Он отправляется на изучение этой особенности. За ним направляется племянница, чтобы передать ученому Золотой компас.
Если прочитать замечания зрителей в Интернете, появившиеся после выхода фильма на широкий экран, становится понятно, что сюжет «Золотого компаса» для многих ограничился разделением души человека на человеческую часть и маленького дэймона, а за всеми остальными хитросплетениями истории они наблюдали как бы сквозь пальцы. С другой стороны, сюжетные элементы складываются с большим трудом, и во многом картина снята для тех, кто прочитал книгу Пуллмана. Вразумительно объяснить некоторые поступки героини, а также все происходящее режиссеру удается не всегда.
Главная особенность кино подобного жанра — зрелищность. Иногда ради нее жертвуют смыслом и логикой развития сюжета. Удивить, напугать, впечатлить, заставить плакать или смеяться любыми возможными способами — вот приоритеты фильмов для всей семьи. Кино давно стало фабрикой по производству полуфабрикатов для быстрого потребления. Это касается, прежде всего, тех картин, которые закупаются для проката в кинотеатрах, где можно пропустить половину, но не потерять при этом ничего, или тех, где весь смысл заключен в спецэффектах. Это тоже часто бывают сказки, а значит, кино для самых маленьких зрителей. И тогда возникает вопрос: кому и зачем нужно показывать атрибуты христианской культуры в негативном ключе, тем более ориентируясь на малышей? То есть на тех, кто не все понимает, но обладает хорошей памятью. А визуальные образы, особенно в детстве, воспринимаются легче и быстрее, запоминаются прочнее, чем сюжетные линии.
Сегодня даже сказки, пространство волшебного, воображаемого мира, стали средством в битве добра и зла. Если раньше можно было не думать о том, что можно, а что нельзя показать ребенку, сейчас нужно проверять все самому и на себе. Ведь самое популярное и якобы ориентированное на детей кино может оказаться совсем не тем, за что себя выдает.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4617&Itemid=83