Русская линия
Татьянин день Ольга Богданова12.02.2008 

Лирическая проповедь Ефрема Сирина

В этом году Церковь отмечает память прп. Ефрема Сирина ровно за месяц до начала Великого поста. Ефрем Сирин — это поэт, нет, скорее певец. А его молитва «Господи и Владыко живота моего» — песнь покаянного сердца, простая, доверчивая, вселяющая надежду. Что мы знаем о человеке, словами которого будем молиться на протяжении 40 дней?

Протоиерей Георгий Флоровский, который занимался историей православного Предания, отмечает, что «в жизнеописаниях прп. Ефрема Сирина нелегко разделить историю и легенду».

Известно, что преподобный жил приблизительно в 306−373 гг., т. е. был современником Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского и императора Константина Великого, разрешившего открыто исповедовать христианство. Существует предание, что св. Ефрем присутствовал на 1-м Вселенском соборе и встречался с Василием Великим, однако эти сведения нельзя назвать достоверными. Зато мы знаем, что он был возведен в сан диакона и оставался в нем до конца своей жизни, не будучи рукоположен во священника. Тем не менее он играл значительную роль в жизни родного города — сирийского Нисивина.

Нисивин был одним из духовных центров Востока. Епископ Иаков Нисивийский, который приблизил к себе Мар Апрема за его таланты и рукоположил во диакона, основал в городе училище, где обучали письму, чтению, пению и Писанию. Библейские тексты не только читали и толковали, но и перелагали в песнопения и переводили. Сирийские переводчики не стремились передать текст дословно. Они давали волю воображению, дополняли и перефразировали подлинник. Всякая тема оказывалась лишь предлогом для неистощимых вариаций. Возможно, здесь следует искать корни той удивительной лиричности, наполняющей творения прп. Ефрема, который по благословению епископа возглавил школу.

Регион, в котором проходила жизнь Мар Апрема, удивителен. Правители государства Осроены (в его столице, Эдессе, прошли последние годы жизни Ефрема Сирина) первыми из государей открыто приняли христианство уже во II веке. В отличие от территории Римской империи, здесь в первые десятилетия после смерти Христа не было гонений на христиан. Зато было противостояние между Церковью и иудеями. Тем не менее христианские учителя (в том числе преподобный Ефрем) активно использовали опыт семитских проповедников и иудейских школ. Здесь распространились и еретические учения: зороастризм, манихейство, гностицизм.

Есть парадоксадьные примеры того, как некоторым из «отпавших», однако, волею или неволею случалось полсужить на благо Церкви. Например, Татиан Ассирийский (родом из Эдессы) объединил данные из четырех канонических Евангелий и создал единый текст на сирийском языке, который греки назвали Диатессарон («через четыре»). Этот текст читался во многих церквах и тот же Ефрем Сирин использовался им (греческого языка преподобный не знал), когда составлял свои толкования.

Когда в конце III в. официальной религией Персидской империи стал зороастризм, начались депортации христианский общин. Во время жизни прп. Ефрема были открытые гонения на христиан (интересно, что незадолго до этого император Константин прекратил преследования последователей Христа). Это происходило на фоне конфликта с Римской империей. Император Юлиан решил уладить отношения с соседями и отдал персам Нисивин. Христианам, в том числе Мар Апрему, пришлось эвакуироваться. Так он оказался в Эдессе.

Вместе с ним туда переехала и школа (вскоре она получила название «персидской»). Это учебное заведение пользовалось большим авторитетом на Востоке. От греческой ее отличало стремление понимать тексты Библии дословно, не искать в них аллегорий. Именно так объяснял книги Священного Писания прп. Ефрем.

«Добровольно сознаю ничтожество естества своего и не хочу входить в изыскания о Создателе моем, ибо страшен Непостижимый по естеству», — говорил сам Ефрем Сирин. Когда читаешь его объяснения Священного Писания, складывается ощущение, что толкователь сидит рядом с тобой и делится своими мыслями. Он не гонится за красотой формы, не стремится показать знание риторически приемов, в просто рассказывает, стремится понять ход мыслей героев библейского повествования и рисует перед тобой реальные, живые картины:

«Еще бо дний седмь, Аз наведу дождь на землю четыредесять дний и четыредесять нощей: и потреблю все, еже сотворих (Быт. 7:4). В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга — обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры (дикие ослы) шли из пустынь своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда. Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, — но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и воробьи, орлы и голуби».

Современники почитали св. Ефрема. Возможно, именно простота и доверчивое обращение к сердцу каждого человека сделали Мар Апрема таким поистине всенародно любимым авотором. В некоторых восточных церквах было принято читать его произведения после прочтения книг Св. Писания. Еще при его жизни нашлись те, кто перевел творения сирийца на греческий, коптский, армянский и другие языки. Спустя несколько столетий его полюбили и наши предки — жители Древней Руси.

Проповеди Ефрема Сирина скорее можно отнести к поэтическим гимнам, нежели к образцам риторической прозы. «Менее всего он был мыслителем. Он оставался лириком и в своем богословии, певчем и певучем… Лириком он оставался и как проповедник», — пишет Г. Флоровский. Отмечают «дар слез», который был у св. Ефрема, но не слез страха или горя, а слез умиления. Он был аскетом, но не обличал. Был строг к себе, но мягок к остальным. Не ругал, но старался смягчить сердце и тронуть душу. Возможно, из-за этого его проповеди были не дидактическими, но удивительно проникновенными. Этот проповедник был прежде всего поэтом, как бы склоняющим голову перед непостижимостью и величием Бога.

Поэтическая форма была настолько органичной для св. Ефрема, что он прибегал к ней даже во время споров с еретиками. Например, проповедник Вардесан сочинял особые песнопения — стихотворные наставления «неблагопристойного характера» с рефреном. Прп. Ефрем боролся с ним его же оружием. Он перенял эту форму и создал «Мемре» — стихи, предназначенные для чтения, и «Мадраске» — духовные песнопения, которые стали очень популярны.

Стихи Мар Апрема иногда сочинялись в форме разговора между несколькими собеседниками. Их можно назвать драмами, которые предвосхищают мистерию Средних веков.

Ефрем Сирин написал более 3 миллионов строк: проповеди, гимны, толкования на все канонические книги Священного Писания… Но в первую очередь с ним ассоциируется несколько строк короткой великопостной молитвы, в которых поэту удалось сказать самое главное.

«Истина написана в кратких словах, — заметил сам Мар Апрем, — не пускайся в длинное исследование».

http://www.taday.ru/text/93 469.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика