Русская линия
РадонежСвященник Георгий Максимов09.02.2008 

Имеет ли русский народ право изучать свою историю?

Недавно информационные агенства сообщили со ссылкой на пресс-секретаря департамента образования столицы, что в последнюю неделю января во всех московских школах прошли уроки толерантности, посвященные международному дню памяти жертв Холокоста.

Комментируя это известие, председатель Православного братства «Радонеж» Евгений Никифоров заметил: «Вызывает удивление, что нам, русским, предлагают учиться толерантности на примере из истории еврейского народа… В богатейшей истории русского народа, особенно истории XX века, есть масса как положительных, так и отрицательных примеров, на которых можно учиться толерантности… и пока наша собственная история не изучена достаточно хорошо, изучать историю трагедий еврейского, венгерского, камбоджийского или каких-либо других народов абсолютно нелепо. Поэтому я думаю, что необходимо скорректировать программу этих уроков, которые, безусловно, нужны и важны».

На этот комментарий последовала незамедлительная реакция Федерации еврейских общин России, в которой заявили: «Мы искренне сожалеем, что человек, призвание которого — помогать людям разбираться в том, что есть добро и зло, не видит никакого различия в произошедших событиях и моральным кредо которого становится вычеркивание по национальному признаку из истории страданий одних людей для того, чтобы рассказать при этом о страданиях других».

Сравнивать трагедию Холокоста с «репрессиями, происходившими в той или иной стране в то или иное время», как считают в еврейской общине, «безграмотно».

Пытаясь обосновать необходимость изучения в русских школах истории геноцида евреев в гитлеровском государстве, анонимные представители ФЕОР сказали, что «Холокост — это не только история преследований и несчастий еврейского народа», они утверждают, что «смысл Холокоста в том, что априорная вина и младенца, и старика была в их национальном происхождении — людей уничтожали только за это».

Но в таком случае непонятно, отчего бы не учить терпимости на примере трагедии цыганского народа? Ведь фашисты с цыганами поступали точно таким же образом, как и с евреями, применяли все те же меры, в официальных распоряжениях они указывались подряд: евреи и цыгане. Про уничтожение евреев по национальному признаку мир уже неплохо информирован — множество книг, как художественных, так и научных, масса фильмов, среди которых есть и очень талантливые, регулярные публикации в СМИ… А про цыган, которые подвергались точно такой же участи в третьем рейхе, — молчок.

Интересно, рассказывают ли о трагедии цыганского народа в еврейских школах? Проходят ли уроки толерантности, целиком построенные на рассказе о судьбе погибших цыган?

Рассказывают ли о том, что во второй мировой войне пострадали не только евреи? И что евреев было даже не большинство? И что в концлагерях сидели и умирали далеко не только евреи?

«В лагерь смерти Дахау ссылали православных священников из Южной Европы. И не только священников, но и высочайших иерархов: например, Сербского патриарха Гавриила, святителя Николая Велимировича… В недавние времена в Дахау построили православный храм… там же построили храмы других христианских конфессий и синагогу. Воздвигли общий поминальный крест, у синагоги — менору-семисвечник. Потом, правда, крест пришлось убрать. Менора осталась…» (свящ. Ярослав Шипов. Райские хутора. М., 2007. С. 108).

Может быть, в еврейских школах об этом не рассказывают. Что же, вполне понятно, что в еврейских школах уделяют особое внимание трагедии еврейского народа.

Непонятно только, почему Федерация еврейских общин России отказывает другим народам бывшего СССР, и прежде всего русскому, в праве уделять особое внимание собственной трагедии, по масштабам превосходящей еврейскую (достаточно сравнить цифры погибших)?

Можно даже понять, когда евреи напоминают об этой трагедии потомкам тех, кто её учинил. Но нынешние русские школьники — это прямые потомки тех, благодаря крови и сапожертвованию которых был сокрушён третий рейх, и холокост прекратился намного раньше, чем мог бы.

Именно советские войска, большая часть которых состояла из людей, крещёных в Русской Православной Церкви (хотя, конечно же, далеко не все они были церковными людьми), в 1944—1945 гг. освободили узников таких лагерей как Освенцим, Майданек, Шталаг, Равенсбрюк, Заксенхаузен, Озаричи и многих других, именно они спасли 70 тысяч евреев из Будапештского гетто, они освбождали евреев из Терезинского гетто, Балтского и многих других.

Сегодняшние русские школьники — это прямые потомки тех, кто открывал ворота концлагерей, выпуская узников на свободу. Благодаря подвигу простых русских солдат живы многие из современных евреев. И этим фактом русский народ уже более чем достаточно обозначил своё отношение к теме холокоста.

И он имеет право знать об истории собственной трагедии. А если деятелей из ФЕОР беспокоит тема толерантности, им стоило бы обратить внимание на то, как сейчас в Израиле потомки тех, кого освобождали русские солдаты, относятся к потомкам тех, кто освобождал евреев из концлагерей и гетто.

Для иллюстрации приведём две цитаты из современной еврейской периодики, из статей М. Дорфмана и А. Барката:

«Раввинский ученик плюнул в лицо священнику. Будущий раввин напал на епископа, несущего крест. Раввины и ученики йешивы подрались с крестным ходом. Иудейские фанатики сожгли церковь в престижном квартале Рехавия. Раввин во главе толпы предотвратил проведение церемонии крещения. Толпа религиозных иудеев устроила погром в квартире двух швейцарских студенток, заподозренных ими в миссионерской деятельности. Раввин синагоги при Стене Плача запретил группе епископов приближаться к стене, пока те не снимут кресты. Только несколько заголовков иерусалимских новостей последнего времени, выданных на странице новостей популярного поисковика в интернете. Похоже, борьба за религиозную гегемонию на Святой земле вылилась на улицы».

«Несколько недель назад высокопоставленный священник греческой православной церкви в Израиле участвовал в заседании в правительственном учреждении в иерусалимском районе Гиват Шауль. Когда, возвращаясь с заседания, он сел в свою машину, подошел пожилой человек в кипе и постучал в окно. Когда священник опустил стекло, прохожий плюнул ему в лицо. Священник предпочел не жаловаться в полицию. Своему знакомому он рассказал, что уже привык получать плевки от евреев… Бывший советник по христианству Министерства по делам религий Даниэль Россинг говорит, что в последнее время число подобных инцидентов возросло `в связи с общей атмосферой отсутствия терпимости в стране`».

И это, надо сказать, происходит не только с местными христианами. Мой друг, русский священник, рассказывал мне, что во время паломничества в святую землю, неоднократно подвергался оплеванию со стороны религиозных иудеев. Очевидцы рассказывали также, что некоторые евреи, посещающие Освенцим, проходя мимо, плюют на крест, установленный в память погибших в концлагере христиан.

Новейшая история знает и более страшные примеры, к счастью, немногочисленные. 23 июля 1992 г. израильтяне бульдозерами снесли православный храм Вознесения Господня на Елеонской горе, а настоятель храма архимандрит Иоаким (Строгилос) подвергся избиению. 29 ноября 1979 г. был убит архимандрит Филумен, хранитель греческого монастыря при Иаковлевом Колодце в Самарии (ныне Наблус, на Западном Берегу Иордана). Еврейские фанатики требовали от него, чтобы он убрал крест и иконы от Иаковлева Колодца, он ответил отказом, после чего прозвучали угрозы в его адрес, а вскоре произошло убийство новомученика, сопровождавшееся ломанием крестов и осквернением икон храма.

Если евреи действительно хотят, чтобы трагедия холокоста никогда больше не повторилась, им не помешало бы уделить больше внимания воспитанию толерантности в собственной среде.

И пример трагедии русского народа в ХХ веке здесь может оказаться поучителен и полезен для этой цели. Потому как безбожная советская власть создала историю беспрецедентного в жизни человечества геноцида людей, вина которых заключалась лишь в принадлежности к христианству, в том числе, преследования случались и за ношение креста, и нередко принимали формы открытых идевательств и унижений, подобных тем, которые были описаны выше.

Если бы члены Федерации еврейских общин России знали об этом, они бы не сказали, что сравнивать трагедию Холокоста с большевистскими репрессиями — «безграмотно».

История большевистских репрессий и мученичества Русской Церкви — это ярчайший пример для воспитания толерантности, который может быть полезен не только русскому народу. Безусловно, что именно он должен быть приоритетным в российском образовании.

Тем более странно видеть возражения на это со стороны ФЕОР, если учесть, что антирелигиозные большевистские репрессии перемалывали не только православных русских, украинцев, белорусов и т. д., но иногда и живших в СССР иудейских религиозных лиц, а также евреев-христиан.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2630


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика