Русская неделя | Протоиерей Александр Авдюгин | 04.02.2008 |
Вопрос не риторический по причине особого отношения к праздникам на Руси, тем более что само слово «праздновать» от славянского «праздный» происходит, обозначающего отсутствие, в день сей, работ и забот повседневных.
Во времена уже далекие, когда к Богу относились как к объективной реальности, а не как «к чему-то там в душе» — любой праздник имел смысл религиозный, верой православной определенный. Это отнюдь не означало, что ограничивался он лишь службой церковной, благочестивой беседой да чтением житий святых. Праздновать у нас любили, умели и к этому готовились. Иногда, правда, с широтой души русской и с молодецкой удалью не справлялись, хлебосольством пренасыщались, что влекло за собой ситуации, на которые затем, вздыхая укоризненно, указывал Правительственный Синод вместе с епархиальными консисториями. Но ведь иначе и быть не могло по причине обилия застольного и ментального национального вопроса-утверждения: «Ты меня уважаешь?».
В любом случае, каждый праздник года был особенен, отличен и духовно наполнен. Он был событием многогранным и знаковым. Недаром и отсчет велся: «после Пасхи», «к Троице» или «на Покрова».
Новое время — новые веяния. Большевики наглой хитростью, откровенным обманом и западной беспринципностью взявшие власть, пытаясь хоть как-то утвердиться, изначально даже в календари свои, наряду с днем революции и парижской коммуны, Рождество и Воскресение Христово включали. Затем, подобное «сочетание» материализма с идеализмом кануло в лету, но принципы организации дней торжественных на манер церковных праздников остался и всегда присутствовал. Да и не могло быть иначе. Всем известно, что у нас любое торжество без душевности не бывает, а душа для нашего народа — понятие не только многогранное, но и всеобъемлющие.
Недаром говорится: «душа — всему мера».
Время до трубы ангельской вечно, но скоротечно. Идеологии же, сколько их всемирно-историческими не определяй, и каких идолов их поддерживающих не воздвигай, имеют свойство неожиданно и бесповоротно заканчиваться. Причем пришедшие на смену новые «общественно-политические формации» обладают постоянным свойством возглашать при своем начале библейскую истину: «Время собирать камни».
Вот, правда, к камням этим, своим, родным и знакомым постоянно прибавляются валуны иных народов, с земель тех, которые, скажем так, особой любви к нам не испытывают и имеют маниакальное желание переделать нас на свой манер, причем с условием нашей постоянной второсортности…
Для данной задачи — привнести чуждое — экономики недостаточно, надобно мировоззрение поменять, то есть, говоря простым языком: в душу влезть. А так как душа наша по умолчанию к праздникам неравнодушна и на них имеет свойство «распахиваться», то именно новые празднества и сорганизовать.
Вот и пришли к нам с тех мест, где душа уже давно в полном загоне, и балом правит эпикурейство вместе с гедонизмом «праздники», которые без кавычек и писать-то рука не поднимается. Я имею в виду, прежде всего, сатанинскую оргию под название «Хеллуин» и пресловутый «день святого Валентина». Если первый — откровенное торжество князя мира сего, то второй пытается фразами о любви, красоте и верности прикрыть свою откровенную сексуальную сущность, где в центре не любовь, как таковая, а половое влечение и влюбленность.
Сколь бы рьяно и «обоснованно» не возмущались поклонники данного мероприятия вместе с торговцами и коммерсантами, нашедшими в данном «праздновании» еще одну золотую денежную струю, но все их аргументы опровергаются одним символом данного «праздника». Рассылаемые с примитивными, плоскими, банальными, а иногда и откровенно глупыми поздравлениями «сердечки» есть ни что иное, как вид женского (простите меня православные) зада в определенном положении…
Ясно, что назвать данный «праздник» именем женской задницы, даже при нынешней развращенности, все же неловко, вот и придуман миф, которого не было и придуман святой, которого не существовало. Сколь не перебирай агиографические фолианты христианских церквей, нет в этот день (и соседних с ним) такого подвижника с таким житием. Выдумка это. Откровенная и наглая.
Иное в феврале бывало. Именно в это время, в века давние, в Римской империи буйствовал фестиваль эротизма Lupercalia, который был посвящен богине «лихорадочной» любви Juno Februata. Вот откуда растут корни данного мероприятия, охватывающего с каждым годом все большее число наших с вами соседей, друзей и родственников.
Печально и досадно, что, уже привыкнув доедать остатки пищи от наших новых друзей с запада и донашивать их обноски, мы еще решили, по их же примеру, убрать из себя то, что в корне отличает нас, что дает нам реальную возможность жить вечно, что является непреходящим достоинством — нашу собственную душу.
О какой «спадщине» или каком наследии мы можем говорить, если уже в школах готовятся ко «дню влюбленных»? Если с малолетства наших детей учат не любви, а влюбленности и с помпой готовятся встречать «торжество», где понятие верности, чести, достоинства и целомудрия считается анахронизмом?
* * *
Рядом с моим храмом школа, и недавно на большой переменке, забежала детвора в церковь с вопросом:- Батюшка, а у вас есть открытка святого Валентина с сердечком…?
И я не знал что ответить.