Русская линия
Prokimen.RuПротоиерей Андрей Соммер01.02.2008 

Сохранение Православия и культуры русскими на Западе в условиях рассеяния

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые участники Международных Рождественских чтений!

Русские, очутившись за пределами России в рассеянии после революции 1917-го года и гражданской войны, после Второй мировой войны, несут особую задачу; сохранить свою Православную веру и русскую культуру, вопреки ежедневному влиянию Западного духа.

Хорошо помня и любя свою Родину, русские эмигранты надеялись, что вот — вот вернутся. Особенно большие надежды были в 1940 — 50-х годах.

Примирясь с фактом рассеяния, ежедневно борясь за самосохранение, за свою личность и веру в Бога, за сущность духа русского человека, эмигранты объединялись на борьбу против саморазрушение.

Страх о возможной потере своего наследия вековых корней предков заставила осознать важность духовного окормления, основывая приходы, как объединяющее кольцо длинной цепочки рассеянных русских.

В Европе, Африке, Морокко, в далекой Австралии, Китае, в Южной и Северной Америке — во всех краях мира, где находились русские были созданы приходы.

Маленькие приходы вырастали в большие соборы и как магнит притягивали к себе. В центре жизни прихожан была приходская жизнь: создавались школы при церквях для детей, летние епархиальные и скаутские лагеря, различные молодежные кружки, общественные организации, русские магазины, а также издавались журналы и газеты.

Чтобы не ассимилироваться в живущей стране и попадая в общей духовной и культурной тигле, нужно было вести двойную жизнь: на работах, а детям в школах приходилось общаться на языках страны, терпя издевательства относительно наших традиций, защищая например Рождества Христова по старому календарю, когда праздник в стране давно прошел.

Одной из главных задач было сохранение для будущего поколение православной культуры. Забота об образовании детей началась на уровнях среднях школ уже в беженских лагерях в 40-х годах; а по расселении лагерях то положение с обучением изменилось коренным образом. Открывались приходские школы и неустанно несли выполнение этой задачи: берегли и изучали русский язык, классическую русскую литературу, Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение, русскую историю и географию.

Русские приходские школы не только преподовали теорию, как принято в местных школах, но и заботились о психике, морально воспитывая детей.

Дети после уроков в местных образовательных школах, изучая местные языки; английский, французкий или немецкий возвращались в свою русскую среду, к своим корням.

При Архиерейском Синоде Р.П.Ц.З. был учрежден Синодальный Отдел по Образованию с целью: «направить усилия в помощь школам не сойти с правильных рельс и оставаться не только религиозными, но и национальными образовательными центрами».

Трудности возникали в разработке учебных программ, учебных пособии и в достойных преподователях. Существовали некоторые дореволюционные учебники, которые переиздавались, состовлялись новые, а также преобретались из бывшего Советского Союза.

Центральные издательства школьных учебников были в Сан-Франциско, Калифорнии при Скорбященском соборе, в Австралии, Канады и Франции. В городе Наяке, который недалеко от Нью-Йорка, протоиереем Серафимом Слободким был составлен «Закон Божий» и издан Свято-Троицким монастырем в Джорданвиле, который является самым распространенным учебником вероучения.

В то время «Закон Божий» (Слободского) высылался сюда в Россию.

Школа при Покровском приходе в Наяке была основана в 1951-м году и до сих пор ведет программу обучения детей.

Программа рассчитана на 14 лет. В данное время. добавлен предмет иконописи учитель, который аккредитован Министерством Культуры Российской Федерации.

В городе Сан-Франциско еще в 1927-м году была учреждена школа которую в 50-х годах переобразовали в 11-ти летнюю гимназию и на сегодняшний день обучаются 150 учеников три раза неделю.

Святитель Иоанн Шанхайский и С-Ф, нетленные мощи которые пребывают в Соборе, сердечно принимал участие в обучении детей, поддерживал учителей и именовал школу в честь святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. За все это время более 500 учеников закончили эту гимназию и получили атестасы.

Русские приходские школы, обучая детей словестности, учили любить и беречь Православие, Церковь, Россию и ее историю. Большая помощь школам была от родителей.

В Русских эмигрантских семьях говорили исключительно по-русски, поддерживали общие правила благочестия, важность молитвы, соблюдение постов, посешение храма Божьего и говение.

Приходские школы вместе с родителями раскрывали молодежи красоту и величие России во всех ее проявлениях. Любовь к России передавалось детям. Забота об этом продолжалась и после окончания школы.

Обучаясь в приходских школах и получив знание о своей правосланой вере и культуры молодежи в 16−18 лет все-таки трудно вести борьбу против соблазна мира и сохранить свое наследствие.

Зарубежное иерахия осбенно в 50-х годах сильно беспокоилась о моральном состоянии молодежи и считала что Церковь должна вступить в защиту молодежи от развращенной среды и пагубного влияния.

Ответственность о моральном состоянии молодежи так же лежит и на государственной структуре, но Зарубежной Церкви по законам американской страны трудно сотрудничать в этом направлении.

На молодежном съезде в 1958 году в Ново-Коренной пустыне в Магопаке Нью-Йорке, Епископ Никон Вашингтонский и Флоридкский поделился мыслями Митрополита Антония Храповицкого: «особенности он сказал России и отличие ея от других стран мира что за 900 лет своего существование со дня крещения и до дня вынужденного отречения от престола Царя Мученика Николая, Россия является совершенно особенной страной. Это единственное государство в мире в котором, в течении многовековой христианской истории, духовное начало бесспорно господствует над земными интересами. Достижению такого идеала возможно при тесном сотрудничестве и глубокой гармонии духовной власти с гражданской». Это доброе сотрудничество как раз сейчас в славу Божиею заметно развивается здесь в России.

В разных епархиях есть свои условия и влияния общества на молодежи то естественно не уходя от главных принципов православного учения то конечно могут быть разные подходы ее объядинить. Архиепископ Аверкий (Таушев) Сиракузский и Троицкий придерживался мнения не погашать самодеятельности молодежи: «ее надо приветствовать и поддерживать, но самодеятельность должна проявляться в духовной области, а не в административном»; Епископ Савва Австралиский считал что, нужно найти средни путь ее привлечь так как пасивное участие может ее отолкнуть. Он считал, что самое важное это именно поставить молодежь на правильное основание.

По благословению Архиерейского Синода Р.П.Ц.З в 50-х годах были основаны св. Владимирские Молодежные кружки с целью духовно и культурно просветить молодежь идеалами св. Руси. Приходы в разных епархиях сотрудничали с центральной администрацией Синода. Под руководством настоятелей велись духовные беседы, лекции связуя молодежь в общие цели. Позже эти кружки заменились Епархиальными Молодежными Комитетами в содействии с Синодальным Молодежным Отделом.

Съезды, коференции, посвященные религиозным и культурным темам — это большая возможность для молодежи встретится и пообщаться. Такие съезды объяединяют православную молодежь из разных стран.

Паломничества по святыням и посещение монастырей устроены для молодежи дают им возможность увидеть живой пример вековой традиции монашества.

Летом прошлого года Синодальным Молодежным Отделом Р.П.Ц.З. было организовано поломничество по святыням Египта и на св. Землю. Приняли участие 100 человек от 17- 25летних из 6 стран. Это было 3-х недельная возможность приложиться к святыням и пообщаться. Вопреки окружающим визиуальным соблазнам нашего мира, представилось особая картина мест и событий о которых им слышно в храмах во время богослужения.

Искусительные возможности для нашей молодежи есть везде: в массовой информации, в новой технологии, которая дает им возможность спрятаться за компьютером или незаметно по сотовому телефону, пользуясь CMC провести сообщение.

Перед нами большая задача — помочь молодежи: развивать отзывчивость, моральную совесть по учению Православной церкви.

Мораль Запада ведет человека к стяжанию, как к самой важной цели и это очень влияет на молодежь. Этот дух заметно проникает и в Москву.

С подписанием акта о каноническом общении святейшим Патриархом Алексием и Митрополитом Лавром открылись новые возможности поделиться опытом, сотрудничать и сохранять наше будущее русское поколение.

Заканчивая словами великого Российского пастыря св. праведного Иоанна Кронштадского 100-ие со дня кончины, которое испоняется 20-го декабря по старому стилю этого года: «нам нужно образовать не только ученых людей и полезных членов общество, но и что важнее и нужнее, добрых богобоязненных христиан».

Сердечно благодарю святейшего Патриарха, Митрополита Климента и весь оргкомитет за приглашение на это весьма вожное событие Рождественских чтении. Спасибо за внимание!

Протоиерей Андрей Соммер, ключарь синодального собора Знамения Божией Матери в Нью-Йорке

http://www.prokimen.ru/article_2865.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика