Русская линия
Нескучный сад Анна Пальчева28.01.2008 

Земля святой Нино
14/27 января — память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Политические события в Грузии меняются поминутно, за ними следят, затаив дыхание. Но в Грузии есть такая сила, которая за более чем полторы тысячи лет существования пережила многих властителей и сохранила свое влияние, — это Церковь. На берегу реки Алазани встречается дорожный указатель на грузинском и русском языках: «Некресская епархия». Сбоку красуется флаг Грузинской Церкви. Вы можете себе вообразить подобную табличку в России? О Грузинской Православной Церкви и о том, какими чудесными путями идет ее возрождение, — корреспондент Анна ПАЛЬЧЕВА и фотограф Евгений ГЛОБЕНКО.

СПРАВКА
По преданию, древняя Иверия (Грузия) выпала по жребию Пресвятой Богородице — там Матерь Божия должна была проповедовать Благую весть. Однако Богородица осталась в Иерусалиме, а в Иверию отправились апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.

В IV веке Богородица явилась благочестивой девице Нине (Нино, как ее называют грузины) и велела идти и продолжить проповедь христианства в Ее уделе. Святая Нино отправилась в Иверию еще и в надежде отыскать Хитон Спасителя — нижнее одеяние, которое соткала сама Богородица. Св. Нино, совершив множество чудес и знамений, построила храм на том месте, где был погребен Хитон. В христианство обратились тогдашние грузинские правители царь Мириан и царица Нана. Так Иверия стала одним из первых государств, принявших христианство в качестве официальной религии. Произошло это сразу после окончания I Вселенского собора (325 г.).

В Грузии особо почитают св. равноап. Нину (+335), ее родственника вмч. Георгия Победоносца (+303), прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.) и 12 его учеников, в особенности прп. Шио Мгвимского (VI в.) и прп. Давида Гареджийского (VI-VII вв.), еп. Алавердского Иосифа (VI в.), прпп. Евфимия и Георгия Святогорцев (XI в.), св. блгв. царя Давида Возобновителя (+1125), св. блгв. Тамару, царицу Грузинскую (+1207).

Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Антиохийской Церкви.

В 1811 году автокефалия была упразднена, отменено патриаршее правление, и Церковь на правах экзархата была подчинена Синоду Русской Православной Церкви. В марте1917 года автокефалия Грузинской Церкви была восстановлена, вновь введено патриаршество.

Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского. Избрание Святейшего Илии предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года. Полный титул предстоятеля: Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский.

Молитва за Грузию

Патриархе грузины говорят с придыханием. Его здесь называют отцом. Действительно, Патриарх пережил смену многих властей; в стране, прошедшей через столько кризисов и войну, только Церковь и Патриарх были чем-то постоянным. В этом году исполняется 30 лет со дня его интронизации. Илия II принял Церковь, когда в Грузии было от силы 50 действующих храмов. На сегодняшний день здесь более 50 одних только монастырей, число действующих церквей превысило 800.

В самые тяжелые для страны годы (шел 1998 год) он начал строительство нового кафедрального собора в честь Живоначальной Троицы в Тбилиси. Место было выбрано так, что собор должен был возвышаться над всем городом — на высоком холме. Но, как рассказывали нам, геология города довольно проста: или скала есть, и она выступает из земли, или ее нет, и тогда уже рыть котлован бесполезно, основать храм на камне все равно не удастся. Патриарх же повелел строителям рыть котлован глубиной 27 метров. Вырыв яму в 25 метров, рабочие пришли к нему: «Ваше Святейшество, мы занимаемся бесполезным делом. Скалы до сих пор нет, и не будет!» Патриарх настоял на своем. Рабочие решили смириться, все равно копать уже недолго оставалось. Но через два метра они, вопреки всякому разумению, уперлись в скалу! Впрочем, и сам факт строительства такого гигантского собора (а сооруженный из туфа по подобию древних церквей комплекс, включающий в себя множество храмов, братский корпус, подсобные помещения, поистине огромен: высота его достигает 98 метров) в годы голода и бедствий стал настоящим чудом. Поначалу эта затея казалась безумием. Но, как считают грузины, именно благодаря этому страна смогла выжить.

Собор пока не достроен. Стены еще предстоит расписать, доделать некоторые здания. Но каждая деталь отделки, каждая черточка в плане постройки согласовывается с Патриархом. Впрочем, его постоянное присутствие очевидно не только в этом. При входе в собор упираешься в большой образ Пресвятой Богородицы. У него постоянно толпятся люди. Этот образ, как и другой — Спасителя, расположенный в противоположной части иконостаса, написан лично Патриархом. В соборе есть еще несколько икон его письма. Например, образы архангелов Михаила и Гавриила.

Однажды несколько лет назад Патриарх Илия II возвращался из Константинополя, где он встречался со Вселенским Патриархом. Ехал он на машине через всю Турцию и по дороге встречался с грузинами (на территории Турции существует довольно обширная диаспора этнических грузин, насильно обращенных в ислам около 300 лет назад). Многие из этих людей знают язык, некоторые даже тайно крестятся, несмотря на то что за это подвергаются гонениям. Один из этих вернувшихся в Православие грузин спросил у Патриарха: «Святейший, вот мы верим в то, что христианство — это самая сильная вера и самый высокий духовный образ жизни. Но почему же мусульмане молятся пять раз в день, а христиане — только утром и вечером?» Патриарх очень задумался. В этих раздумьях он обратил внимание в Псалтири на место, где псалмопевец Давид говорит: «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей» (118, 164). Литургисты подтвердили, что, действительно, церковный чин подразумевает семикратную молитву: вечерня, утреня, литургия, часы и т. д. То есть в Церкви, особенно в монастырях, эта традиция сохранилась. А раньше и миряне принимали участие в этом ежедневном круге молитв: перед работой они шли на утреню, а после работы — на вечерню. И тогда Патриарх решил: пусть не все мы можем ходить на вечерню, утреню, литургию каждый день, но мы можем семь раз творить какую-то небольшую молитву. Он выбрал семь самых красивых псалмов и благословил, чтобы их читали по одному через каждые три часа, начиная с шести часов утра. То есть, в шесть, девять, двенадцать, в три дня, шесть вечера, девять вечера и в полночь. Эти псалмы издали небольшой книжечкой. Прихожане очень полюбили этот сборничек молитв. Конечно, иногда у них получается молиться, иногда нет. Но представьте себе: быть может, тысячи людей вместе говорят одну и ту же молитву в разных местах страны!

Хранители Хитона

Грузины уверены, что такая беззаветная любовь к Патриарху происходит от того, что Грузия — место, где хранится Хитон Господень, который, как известно, был цельнотканым и остался неразделенным, когда охранники распятого Спасителя спорили о том, кому достанутся его одежды. Грузины считают своей основной миссией сохранение Хитона, они — хранители. Это национальная идея грузин.

Как утверждает грузинская церковная традиция, Хитон Спасителя так никогда и не покинул пределов Грузии и остался погребенным вместе со св. Сидонией, которая умерла от счастья, приняв в руки святыню. Хитон, по грузинской версии, по сей день покоится под одним из столбов в соборе Светицховели в древней столице Мцхете. А вот Риза — верхняя одежда Спасителя, что-то вроде накидки (в отличие от Хитона, который одевался под нее), — которая также попала в Грузию, но хранилась в сокровищнице собора Светицховели, была вывезена персидским завоевателем Шахом Аббасом I и подарена русскому государю Михаилу Федоровичу и Патриарху Филарету в 1625 году (основная часть Ризы хранилась в Успенском соборе Кремля, недавно президент преподнес ее в дар Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II по случаю 90-летия восстановления патриаршества в России).

Каждый грузин — христианин. Некрещеных грузин не бывает. Вся культура, все традиции этой страны, вплоть до национальной кухни (где имеется изобилие постных блюд), пропитаны христианством. Знаете, как будет «человек» по-грузински? «Адамиани» — наследник Адама. И как сказал нам один здешний знакомец, «живя в Тбилиси, нельзя не зайти в церковь!». И так было даже в советские годы, когда он рос. Здесь купола церквей — основной элемент городского ансамбля.

Грузин может быть крещен с любым именем. Потому что все грузинские имена — святые. Так повелось с тех пор, как шах Джалал-Еддин, заняв Тбилиси в 1225 году, вынес из тогдашнего Сионского кафедрального собора образы Спасителя и Пресвятой Богородицы и, положив их на узком мосту, заставлял грузин пройти по нему. Отказывавшимся тут же отрубали голову. Казнь продолжалась несколько дней. Кура была полна трупами. На эшафот всходили целыми семьями, с детьми и стариками. Перед глазами шаха, наблюдавшего за страшным действом с трона, установленного на месте срубленного купола Сионского собора, обезглавили 100 тысяч человек, но ни один не осмелился наступить на иконы.

Благочестие грузин потрясает. Грузинка никогда не появится в храме без платка. И модная девица, забежавшая в храм по пути в институт, и пожилая матрона с внуком — обязательно в юбках. На венчании ни невеста, ни гости не позволят себе открытых плеч, непременно прикроются платочком. Но надо отметить, что грузинкам невероятно идут и платки, и юбки. То ли в силу их восточной внешности им к лицу традиционная одежда. То ли потому, что они с особым тщанием одеваются в церковь — довольно нарядно, все подобрано по цветам, даже платок у каждой повязан или намотан на свой манер в зависимости от того, как ей идет.

Грузины очень горды тем, что их Церковь — одна из древнейших, ведет свою историю от апостолов, а их государство стало одним из первых христианских государств в мире. Несмотря на это, они не зазнаются и очень любят русских святых. Особенно почитают прп. Серафима Саровского — едва ли вы найдете церковь, в которой не было бы его образа.

Во время богослужения никто не толкается и уж конечно не грубит. Люди очень учтивы и доброжелательны, все внимают словам священника и песнопениям, при этом складывается ощущение, что ты действительно попал на какое-то торжество. По очереди проходят к исповеди, приложиться к Евангелию, мужчин, в том числе и мальчиков, непременно пропускают вперед. Кто-то стоит у иконы в углу и читает молитвы по молитвеннику. Храмы полны молодежи, много мужчин. Вообще, в Грузии крещены 98 процентов населения. Люди стараются крестить младенцев еще до 40 дней от роду. Это, правда, не говорит об их воцерковленности. Да, многие знают о постах, но далеко не все соблюдают. «Люди стремятся в Церковь и всегда с чувством вины говорят: я, мол, еще не пощусь, но собираюсь. Народ идет в Церковь, хочет воцерковиться. Хочет знать свои традиции. И Патриарх говорит, что через несколько лет все вернутся в лоно Церкви», — рассказывает митрополит Алавердский Давид. Грузинские священники ведут активную проповедь: выступают по радио, телевидению, выпускают газеты, проводят занятия в воскресных школах. Очень много устраивают крестных ходов. Например, уже два года по всем районам Грузии путешествует икона Иверской Божией Матери, список того образа, который хранится на Афоне. Конечно, случается, что люди на службе ведут себя шумно. Особенно молодежь. Но это от яркого темперамента грузин, а не от неуважения к храму Божиему: люди рады друг другу, стремятся пообщаться.

Сплоченность — одно из важнейших качеств христианства в Грузии. Исторически это страна малочисленная, и Церковь тоже небольшая в сравнении с другими православными церквями. И в течение всей своей истории Грузия боролась с завоевателями, пытавшимися захватить эти земли и обратить народ в свою веру, — об этом говорит история практически каждого здешнего монастыря. Отсюда и происходит такая сплоченность народа и священнослужителей — они были вместе и на богослужении, и на поле битвы.

Патриарх и его дети

Мы приехали в Алавердский мужской монастырь — один из самых почитаемых и известных в Грузии. К нам спешной походкой подошел монах с рыжей бородой в выцветшем, рабочем видимо, подряснике: «Вы откуда? Да, я сейчас вас приму». Оказалось, это митрополит Алавердский Давид. Мы были далеко не единственными посетителями в это утро. Кто-то из деревни приехал на исповедь, кто-то посмотреть на монастырское хозяйство. Владыка поспешал, справляясь с наплывом посетителей, предпочтение отдавал приехавшим по духовным вопросам. Он и в монастыре, и вообще в округе — единственный священник, и жители окрестных сел — его духовные чада в самом буквальном смысле! К тому же часть его епархии находится в труднодоступном горном районе, и к тамошней пастве его доставляют на вертолете.

Притом, что в Грузии живет 5 миллионов человек, здесь 35 архиереев, помимо Патриарха. Поэтому попасть на прием к епископу и даже митрополиту очень просто, все владыки доступны для народа. Владыка Давид, к примеру, собственноручно, в буквальном смысле этого слова, занимается восстановлением виноделия в Алавердском монастыре. Трудится вместе с братией. А братии всего — три человека вместе с ним самим.

Хотя монастырей в Грузии довольно много, они очень небольшие. В Бодбийском женском монастыре, где покоятся мощи св. равноап. Нины, живут около тридцати сестер, и это очень крупный монастырь по местным меркам. В советское время он был закрыт, его превратили в больницу — это первое, что можно было сделать из расположенной при въезде в Алазанскую долину окруженной стеной кипарисов обители — но среди персонала затесались две тайные монахини, которые присматривали за мощами святой. Теперь у монастыря обширное хозяйство, есть иконописная и золотошвейная мастерские.

В знаменитом монастыре св. Давида Гареджийского, имевшем когда-то статус лавры, живут восемь братьев, трое из них — иеромонахи. Монастырь знаменит своей историей: в начале ХVII века в Пасхальную ночь, когда в монастыре шла праздничная служба, шах Аббас проезжал мимо, увидел богатый монастырь и решил его разграбить. Монахи попросили его подождать до завтра, сказав шаху, что если он сейчас нападет на них, то потеряет много своих воинов, а если подождет, пока они отслужат литургию, они сами откроют ему ворота. Шах принял условия монахов, наутро вошел в монастырь и отрубил несопротивляющимся монахам — 6 тысячам человек — головы.

В 1921 году монастырь закрыли, а во время войны в Афганистане здесь располагался полигон советских войск, монастырь расстреливали из орудий — в «учебных» целях. В 1988 году в Тбилиси прошла 100-тысячная демонстрация в защиту монастыря, а у стен обители студенты устроили пикет. Так, благодаря массовым протестам и огласке, военную базу вывели с территории монастыря, и святыню, хотя и сильно поврежденную, удалось спасти. Восстановительные работы продолжаются, братия трудится, не покладая рук. В окрестностях (а монастырь стоит посреди самой настоящей пустыни) попадаются заброшенные дома, большей частью превращенные в склады для сена. Сухая трава торчит из их слепых окон. Ночь. Вокруг рыскают дикие звери, бесшумно летают совы. И только восемь братьев трудятся до тех пор, пока на небе не проявятся звезды. Тогда, собравшись при свете свечи на позднюю трапезу, молятся за Патриарха и Грузию.

Патриарх активно участвует в политической жизни страны. 7 ноября 2007 года, после разгона демонстрации защитников оппозиции в Тбилиси при помощи газа, водометов и резиновых пуль, в результате чего пострадали около 250 человек, он выступил с резким осуждением силовых структур (напомним, что оппозиционеры пытались укрыться в церквях). «Действия, которые были осуществлены сегодня против нашего населения, совершенно неприемлемы», — заявил предстоятель, потребовав от властей разъяснений.

Грузинская Церковь сегодня далеко не так богата, как раньше — храмы при советской власти были разграблены, земли у монастырей отобраны. Но и из небольших имеющихся денег нуждающиеся получают помощь при церквях, или идут прямиком к Патриарху. Рассказывали такой случай. Был разгар кризиса, девяностые годы. Голод, зима. Под стенами небольшого домика патриархии прямо на асфальте спали беженки. Патриарх велел освободить помещения мастерских при патриархии и завести туда этих людей на ночлег. Каждый день он посещал их и просил священников и епископов делать то же. Позднее им нашли более подходящее жилье.

И напоследок несколько слов о хоре кафедрального собора. Он состоит из 70 мужчин. Каждого из них Патриарх выбирал лично. Он знал их еще мальчишками, они играли у стройки будущего собора. Он подвел их к котловану и сказал: «Смотрите, ребята, здесь скоро будет большая церковь. И вы будете в ней петь». Мальчишки рассмеялись. Ну, а теперь поют.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=44§ion=10&article=809


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика