Русская линия
Богослов. Ru И. Гаслов26.01.2008 

Украинский Статут и Устав Московского Патриархата

Богослов.Ru продолжает публикацию реакций на важнейшее событие в жизни Украинской Православной Церкви в 2007 году — Собор епископов Украинской Православной Церкви, прошедшей 21 декабря 2007 года. После аналитического обзора В.В. Буреги предлагаем вниманию читателя критический анализ принятого Собором Устава. В статье основателя LJ-сообщества, посвященного Уставу Православной Церкви, И.В. Гаслова отмечаются как положительные стороны нового Устава об управлении Украинской Православной Церкви так и ряд его недостатков. Особое внимание автор уделил имеющимся в Уставе Украинской Православной Церкви противоречиям Уставу Русской Православной Церкви. В связи с этим немаловажно, как отмечает в заключение И.В. Гаслов, что легитимность Устава об управлении Украинской Православной Церкви требует его одобрения Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Non ex regula jus sumatur, sed ex jure, quod est, regula fiat
(Digesta L, 17,1).

21 декабря 2007 года Архиерейский Собор в Киеве принял на своем заседании изменения в «Статут про управління Української Православної Церкви» (Устав об управлении Украинской Православной Церкви)[1]. Этот Устав регулирует вопросы жизни и управления Украинской Православной Церкви и потому является важнейшим документом, требующим особого внимания в ситуации с нынешними религиозными нестроениями на Украине.

Немного истории

В 1990 году структура Русской Православной Церкви начала серьезно меняться. В свете стремительно развивавшихся событий встал вопрос о реформе системы управления епархиями Русской Православной Церкви на территории тогда ещё союзных республик. 30−31 января 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял «Положение об экзархатах Московского Патриархата», внеся его в качестве 7-го раздела в Устав об управлении Русской Православной Церкви от 1988 года. Тогда же был создан Украинский экзархат Русской Православной Церкви, получивший второе название — Украинская Православная Церковь. Решения Архиерейского Собора 30−31 января 1990 года были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви 6−12 июня 1990 года. В постановлениях Собора было сказано: «Наша многонациональная церковь благословляет национально-культурное возрождение входящих в нее народов, но отвергает шовинизм, сепаратизм и национальную рознь. В ответ на законное чаяние православных на Украине украинские епархии были объединены в самоуправляемую Украинскую Православную Церковь. Эта Церковь, обладая широкой самостоятельностью, сохраняет законную каноническую связь как с Московским Патриархатом, так и со всеми другими Поместными Православными Церквями. Образование независимой Украинской Православной Церкви открывает возможность избежать раскола и изоляции от Вселенского Православия, осуществлять дальнейшее совершенствование своей самостоятельности, не погрешая при этом против священных канонов и сохраняя любовь и мир между чадами церковными» (§ 21 постановлений Поместного Собора Русской Православной Церкви 1990 года)[2].

На состоявшемся 9 июля 1990 года в Киеве совещании епископата Украинской Православной Церкви было принято Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви, где со ссылкой на § 21 решений Поместного Собора 1990 года испрашивалась расширенная автономия для Украинской Православной Церкви.

10 июля 1990 года Священный Синод Украинской Православной Церкви одобрил это Обращение и оно было рассмотрено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 20 июля того же года, который передал его на рассмотрение внеочередного Архиерейского Собора. 25−27 октября 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял следующее решение относительно статуса Украинской Православной Церкви:

<…>

1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении.

2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется.

3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».

5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший».

6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения.

7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины.

8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

<…>

(Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25−27 октября 1990 г. Об Украинской Православной Церкви)[3].

28 октября 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси в киевском соборе Святой Софии провозгласил независимость и самостоятельность в управлении Украинской Православной Церкви.

«Мы, смиренный Алексий Второй, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно со всеми Преосвященными архиереями Русской Православной Церкви — Московского Патриархата, собравшимися на Архиерейский Собор 25−27 октября 1990 года в Свято-Даниловом монастыре в Богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаветную любовь Христову и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Украинской Православной Церкви во внимание к желанию и ходатайству ея Преосвященных архипастырей, собравшихся 9 июля сего 1990 года в Богоспасаемом граде Киеве для обсуждения и решения их церковной жизни на началах независимости и самостоятельности,

- благословляем через настоящую Грамоту нашу силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне Украинской Православной Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении, а Вам, единогласно избранному 9 июля 1990 года Епископатом Украинской Православной Церкви — Ее Предстоятелем. Мы уповаем, что Украинская Православная Церковь будет управляться согласно Божественным и священным канонам и унаследованным от святых отцов обычаям Кафолической Православной Церкви и определениям сего Архиерейского Собора. Мы единым сердцем и едиными устами молим Пастыреначальника Господа о ниспослании небесной помощи и благословения Святой Православной Украинской Церкви.

- Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов.

Содетельная и Вседержительная Живоначальная Троица: Отец, Сын и Святой Дух да укрепляет всегда святую Православную Украинскую Церковь, да венчает ее славою и честию и да благословляет ее бытие на спасение благочестивой полноты ея.

Подписано в граде Москве 1990 года октября 27-го дня.

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси»

(Благословенная Грамота Патриарха Алексия II от 28 октября 1990 г.)[4].

Интересен статус данной грамоты. Согласно сложившейся традиции, дарование автономии или автокефалии сопровождается Патриаршим Томосом. Так было и в случаях с Православной Церковью в Америке и Японской Православной Церковью, получившими такие Томосы 10 апреля 1970 года. Так потом было и с Эстонской Православной Церковью, получившей Томос об автономии 26 апреля 1993 года. Но в ситуации с дарованием автономии Украинской Православной Церкви данный документ был совмещен с Благословенной грамотой предстоятелю самоуправляемой Церкви. В последствии это породило путаницу, дав некоторым «горячим головам» возможность заявлять, что самого Томоса не существует — и, следовательно, не существует и самостоятельности Украинской Православной Церкви. Но дальнейшая однозначная рецепция этого документа, как соборными органами Украинской Православной Церкви, так и соборными органами Русской Православной Церкви позволяет нам заявить, что Благословенная грамота от 28 октября 1990 года и является тем самым необходимым Томосом о самоуправлении Украинской Православной Церкви.

Первоначальная редакция Устава об управлении была принята на первом же Соборе Украинской Православной Церкви 25−27 ноября 1990 года, последующие изменения в данный Устав были внесены Собором епископов Украинской Православной Церкви 27 мая 1992 года в Харькове и утверждены Собором Украинской Православной Церкви 26 июня 1992 года в Киеве.

28 июля 2000 года Собор епископов Украинской Православной Церкви принял Обращение к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, в котором, в частности, говорилось:

Движимые искренним желанием скорейшего урегулирования создавшегося положения в Церкви обращаемся к Вам, Ваше Святейшество, вынести на обсуждение Юбилейного Архиерейского Собора в Москве вопрос уточнения того канонического статуса Украинской Православной Церкви, который был определен для нее Исповедником, Молитвенником и Святителем Патриархом Тихоном на историческом Поместном Соборе 1918 года. Обдуманный, взвешенный подход к решению этого вопроса, осведомление о нем всех Предстоятелей Поместных Православных Церквей и всей Полноты Православии, станет конкретным, конструктивным шагом к решению проблемы раскола в Украинском Православии. Укрепляем себя верой в то, что Православная Церковь в Украине будет единой и достойной своего канонического устроения, если на то будет воля Божия.[5]

На прошедшем 13−16 августа 2000 года Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви присутствовали все правящие архиереи Украинской Православной Церкви, активно участвовавшие в обсуждении вопроса о положении Украинской Православной Церкви. В выступлениях, посвященных церковной ситуации на Украине, содержались предложения об изменении статуса Украинской Церкви, причем разного характера: епископ Тульчинский Ипполит (Хилько) высказался за возвращение ей прежнего статуса экзархата, а архиепископ Черкасский Софроний (Дмитрук) — за предоставление Украинской Церкви полной автономии. В завершение дискуссии по вопросу о статусе Украинской Церкви выступил ее Предстоятель Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), который отверг упомянутые крайние предложения.

По итогам прений Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял особое определение, касающееся Украинской Православной Церкви:

Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, тщательно обсудив в братской дискуссии ситуацию на Украине, изложенную Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром и членами Собора — иерархами Украинской Православной Церкви, постановляет:

1. Подтвердить статус независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году.

2. Выразить надежду на скорейшее уврачевание расколов и объединение всех православных Украины в лоне единой Церкви.

3. Считать необходимым через братское взаимодействие и консультации с другими Поместными Церквами содействовать достижению общеправославного согласия по вопросу провозглашения и признания автономии Украинской Православной Церкви, каковое должно иметь место в связи с реальными достижениями в деле преодоления раскола.

4. Считать пункты 4, 8 и 9 главы VIII Устава Русской Православной Церкви, принятого на настоящем Соборе, не относящимися к Украинской Православной Церкви. В вопросах, предусмотренных данными пунктами, руководствоваться нормами Патриаршего Томоса 1990 года.

5. Свидетельствовать, что Украинская Православная Церковь достойно совершает свое служение, восстанавливая храмы и монастыри, возрождая церковную жизнь в ее многообразных формах. Считать важным всецелое сохранение за Украинской Православной Церковью ее имущества и финансовой самостоятельности, служащих материальной основой ее благоуспешных трудов.[6]

В новом Уставе Русской Православной Церкви, принятом на том же Соборе, появился особый раздел «Самоуправляемые Церкви». Согласно процитированному выше соборному определению, Украинской Православной Церкви касались следующие статьи данного раздела:

1. Самоуправляемые Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора.

2. Решение об образовании или упразднении Самоуправляемой Церкви, равно как и определение ее территориальных границ, принимается Архиерейским Собором.

3. Органами церковной власти и управления Самоуправляемой Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Самоуправляемой Церкви в сане митрополита или архиепископа.

4. <…>

5. Предстоятель вступает в должность после утверждения Патриархом Московским и всея Руси.

6. Предстоятель является епархиальным архиереем своей епархии и возглавляет Самоуправляемую Церковь на основе канонов, настоящего Устава и Устава Самоуправляемой Церкви.

7. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Самоуправляемой Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси.

8. <…>

9. <…>

10. Архиереи Самоуправляемой Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода.

11. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Самоуправляемой Церкви.

12. Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются церковными судами высшей инстанции Самоуправляемой Церкви.

13. Собор Самоуправляемой Церкви принимает Устав, регламентирующий управление этой Церковью на основе и в пределах предоставляемых Патриаршим Томосом. Устав подлежит одобрению Священным Синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси.

14. Собор и Синод Самоуправляемой Церкви действуют в границах определенных Патриаршим Томосом, настоящим Уставом и Уставом, регламентирующим управление Самоуправляемой Церкви.

15. Самоуправляемая Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

16. <…>

17. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии.

В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси.[7]

Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года принял также особое определение по Уставу Русской Православной Церкви, в котором говорилось:

Освященный Архиерейский Собор постановляет:

1. Принять исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви с последующим утверждением его на Поместном Соборе. Считать Устав вступившим в действие с момента принятия.

2. Привести в соответствие с данным Уставом гражданский Устав Русской Православной Церкви и все гражданские и внутренние уставы ее канонических подразделений. [8]

Таким образом, все Самоуправляемые Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, и являющиеся согласно § 2 нового Устава Русской Православной Церкви каноническими подразделениями Московского Патриархата, должны были привести свои уставы в соответствие с новым Уставом Русской Православной Церкви.

Под всеми этими решениями Архиерейского Собора 2000 года стояли подписи всего епископата Украинской Православной Церкви. Именно в таком историческом и правовом контексте Украинская Православная Церковь подошла к вопросу принятия новой редакции Устава об управлении на Соборе епископов Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года.

О выборах Предстоятеля Украинской Православной Церкви

Сравним две версии одного пункта Устава об управлении Украинской Православной Церкви:

Старая версия

Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается пожизненно украинским епископатом из числа украинских архиереев и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Новая версия

Предстоятель Української Православної Церкви обирається пожиттєво єпископатом Української Православної Церкви і благословляється Святішим Патріархом Московським і всієї Русі.

Когда в ходе Харьковского Собора епископов Украинской Православной Церкви 1992 года встал вопрос о необходимости выбора нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви, отцы Собора приняли решение внести в Устав изменения, разрешающее выбор Предстоятеля не только из числа епископов Украинской Православной Церкви. Именно благодаря этому решению на Харьковском Соборе Предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) — тогда архиерей Русской Православной Церкви.

Между тем дословное толкование новой редакции данного пункта делает возможным избрание предстоятелем не только епископа, но даже простого клирика или вообще мирянина. В недавней истории Автономных Церквей «русской традиции» был соответствующий прецедент. Когда Японская Православная Церковь лишилась всех законных епископов, Поместный Собор ЯПЦ 1999 года избрал на епископские кафедры клириков своей Церкви, монашеский постриг и архиерейская хиротония которых прошла в России и, таким образом, епископство Автономной Церкви было восстановлено. Однако для Автономной Церкви с числом приходов и епархий, приближающимся к числу приходов и епархий Матери-Церкви, идея возможности выборов Предстоятеля из числа не только собственных епископов, но даже клириков и мирян епархий, не принадлежащих к Автономной Церкви, — это довольно смелое решение!

Не думаю, что это именно то самое mens legislatoris (намерение законодателя), которое скрывается за текстом новой версии статьи. Но подобная нечеткость формулировки может создать казус, которому удивятся сами авторы новой версии Устава об управлении Украинской Православной Церкви: формально путь мирянам в Предстоятели Украинской Православной Церкви теперь открыт.

Вопрос о канонических территориях

В старом Уставе об управлении есть следующий пункт, касающийся «канонической территории» Украинской Православной Церкви:

Украинская Православная Церковь объединяет епархии с их благочиниями, приходами и монастырями, находящимися на территории Украинской ССР, и канонически составляет самостоятельную и независимую часть Московского Патриархата. (ст. 1, п. 4).

Харьковский Собор епископов изменил данный пункт, указав в нем вместо Украинской ССР уже независимую Украину. А вот в версии Устава об управлении Украинской Православной Церкви 2007 года ничего о «канонической территории» не сообщается. Это особенно удивительно в контексте недавних попыток Румынской Православной Церкви образовать на территории Украины свои епархии. Да и в дискуссиях с римо-католиками относительно униатской экспансии в областях Западной Украины вопрос «канонической территории» был постоянным аргументом. И вдруг этот пункт пропадает из Устава об управлении Украинской Православной Церкви…

Вспоминая ситуацию с украинской диаспорой в странах Западной Европы и США, можно предположить, что данное упущение станет поводом для открытия там епархий Украинской Православной Церкви. Но в таком гипотетическом случае, мы можем столкнуться с ситуацией, когда в некоторых зарубежных регионах может оказаться по две или даже три епископских кафедры, подчиняющихся Русской Православной Церкви (самой Русской Православной Церкви, Русской Зарубежной Церкви и Украинской Православной Церкви), что не может быть признано ни каноничным, ни соответствующим здравому смыслу.

Вопрос церковного суда

Первоначальная версия Устава об управлении Украинской Православной Церкви была основана на структуре и формулировках Устава об управлении Русской Православной Церкви от 1988 года. Как мы уже говорили выше, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года постановил привести все уставы канонических подразделений нашей Церкви в соответствие с новым Уставом, принятым в 2000 году. Но анализ текста новой редакции Устава об управлении Украинской Православной Церкви показывает, что в такое соответствие он не приведен. И особенно это видно на примере положений Устава о судебных инстанциях.

Устав Русской Православной Церкви 2000 года содержит в своем составе отдельную, серьезно проработанную главу «Церковный Суд». В новой же версии Устава об управлении Украинской Православной Церкви такой главы нет. А сами положения о судебных инстанциях и процедурах находятся на уровне положений Устава об управлении Русской Православной Церкви 1988 года. Особенно странно это выглядит в свете того, что Священный Синод Украинской Православной Церкви 14 декабря 2007 года принял решение о создании Церковного Суда Украинской Православной Церкви.

Обратимся к статьям о нормах церковного судопроизводства, содержащихся в новой редакции Устава об управлении Украинской Православной Церкви.

1. О судебной власти Всеукраинского Собора и Собора епископов:

Старая версия

В пределах Украинской Православной Церкви высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит Соберу Украинской Православной Церкви, действующему в границах, определяемых канонами и принятым Уставом

(глава 2, п. 1)

Новая версия

В Українській Православній Церкві вища влада належить Собору Української Православної Церкви (далі - Собор), який діє в межах, що визначаються канонами та даним Статутом

(глава 2, п. 1)

Старая версия

Собор епископов обладает законодательной, исполнительной и судебной властью в период между Соборами Украинской Православной Церкви.

(глава 3, п. 2)

Новая версия

Собор єпископів Української Православної Церкви (далі - Собор єпископів) має всю повноту влади в період між Соборами Української Православної Церкви.

(глава 3, п. 1)

В новой версии Устава об управлении Украинской Православной Церкви нет расшифровки того, какие виды власти принадлежат Собору Украинской Православной Церкви и Архиерейскому Собору Украинской Православной Церкви. Что не добавляет Статуту ясности.

Впрочем, в том, что касается судебной власти, мы несколько ниже читаем: Собор єпископів є церковним судом вищої інстанції (глава 3, п. 8). Такое определение высшей судебной инстанции могло быть полезным, если бы в Уставе об управлении Украинской Православной Церкви имелась соответствующая статья о Церковном Судопроизводстве и иерархии судебных инстанций. А также, если бы это определение прямо не противоречило Уставу Русской Православной Церкви 2000 года, согласно которому высшими судебными инстанциями для Автономной Церкви являются Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

2. О судебной власти Священного Синода:

Старая версия

Синод является апелляционным церковным судом по отношению к епархиальным судам Украинской Православной Церкви

(глава 4, п. 7)

Новая версия

Священний Синод є апеляційним церковним судом щодо єпархіальних судів Української Православної Церкви

(глава 4, п. 11)

Как мы видим текст остался прежним. Хотя в Уставе об управлении Русской Православной Церкви 1988 года функции Синода как судебной инстанции были прописаны значительно более подробно, чем в старом и новом Уставах Украинской Православной Церкви.

3. О судебной власти Митрополита Киевского и всея Украины:

Старая версия

В обязанности Митрополита Киевского и всея Украины входит:

- решение недоразумений, возникающих между архиереями Украинской Православной Церкви, без формального судопроизводства;

- рассмотрение жалоб, поступающих на архиереев Украинской Православной Церкви.

(глава 5, п. 10)

Новая версия

Митрополит Київський і всієї України:

б) вирішує непорозуміня, які виникають між архієреями Української Православної Церкви, без формального судочинства;

д) розглядає скарги, які стосуються архієреїв Української Православної Церкви.

(глава 5, п. 10)

Все осталось по-прежнему. Обратим внимание на слова «без формального судопроизводства» и украинский перевод «без формального судочинства» — это нам потребуется в дальнейшем. Эти пункты также близки к тексту Устава об управлении Русской Православной Церкви 1988 года. Отсутствует имеющаяся в Уставе Русской Православной Церкви оговорка, про обязательность для сторон решения такого третейского суда.

Появился пункт:

Право суду над Митрополитом Київським і всієї України, а також вирішення питання про його вихід на спокій, у випадку подання ним відповідного прохання, належить Собору єпископів Української Православної Церкви (глава 4, п. 12).

Этот пункт соответствует установлениям Устава об управлении Русской Православной Церкви 1988 года и Устава Русской Православной Церкви 2000 года о суде или уходе на покой Предстоятеля Церкви.

4. О судебной власти епархиального архиерея:

Старая версия

Осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей:

а) имеет право отеческого воздействия и взыскания по отношению к клирикам, включая наказания выговором, епитимией, отстранением от занимаемой должности и временным запрещением в священнослужении;

б) увещевает мирян, в случае необходимости в соответствии с канонами налагает на них прещения или временно отлучает от церковного общения. Тяжкие проступки передает на рассмотрение церковного суда;

в) утверждает взыскания церковного суда и имеет право смягчать их;

г) в соответствии с канонами решает вопросы церковных браков и разводов.

(глава 7, п. 19)

Новая версия

Здійснюючи нагляд за канонічним порядком і церковною дисципліною, єпархіальний архієрей:

а) має право батьківського впливу та покарання щодо кліриків, включаючи оголошення догани, єпитимії, усунення від посади і тимчасову заборону у священнослужінні;

б) застерігає мирян, а при потребі, згідно з канонами, накладає на них єпитимію або тимчасово відлучає від церковного спілкування. Важкі провини передає на розгляд церковного суду;

в) затверджує стягнення церковного суду і має право пом’якшувати їх;

г) згідно з канонами вирішує питання церковних шлюбів та розлучень.

(глава 7, п. 20)

Также как и в Уставе Русской Православной Церкви 2000 года никаких изменений по отношению к Уставу об управлении Русской Православной Церкви 1988 года не внесено.

6. О судебной власти Епархиального Совета:

Старая версия

45. Епархиальный совет обладает правами церковного суда первой инстанции.

46. Члены Епархиального совета, имеющие личный интерес к расследуемому делу или состоящие в родстве с подсудимым, судить не могут. В таком случае Епархиальный совет принимает соответствующее решение,

47. Решения по судебным делам принимаются большинством голосов. Голосование начинается с самого молодого члена совета. Если член совета не согласен с принятым решением, он имеет право письменно изложить свое мнение. Отдельные мнения при объявлении решения не оглашаются.

48. Решения епархиального суда могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции церковного суда.

49. Решения по судебным вопросам сразу же заносятся в протоколы, которые подписывают все члены совета, участвовавшие в судебном разбирательстве.

50. Епархиальный совет компетентен судить о делах по обвинению клириков и мирян в неправославной вере, в нарушениях канонических и нравственных норм, а также о проблемах церковного брака и развода, о разногласиях между духовенством и приходскими должностными лицами, обо всех иных вопросах, имеющих отношение к церковному правопорядку.

51. Епархиальный совет осуществляет право церковного суда в соответствии с принятой процедурой церковного судопроизводства.

(глава 7, пункты относительно Епархиального совета)

Новая версия

47. Члени Єпархіальної ради, особисто зацікавлені у розслідуванні справи, або такі, що мають родинні стосунки з підсудним, судити не можуть. У такому випадку Єпархіальна рада приймає відповідне рішення.

48. Рішення по судових справах ухвалюються більшістю голосів. Голосування починається з наймолодшого члена ради. Якщо член ради не згодний з ухваленим рішенням, він має право письмово викласти свою думку. Окремі думки не оголошуються.

49. Рішення єпархіального суду можуть бути оскаржені у вищій інстанції церковного суду.

50. Рішення з судових питань одразу заносяться до протоколів, які підписують усі члени Ради, що брали участь у судовому розгляді.

51. Єпархіальна рада є компетентною, щоб судити у справах по звинуваченню кліриків і мирян у неправославній вірі, у порушеннях канонічних і моральних норм, а також щодо проблем церковного шлюбу і розлучення, суперечок між духовенством і пара­фіяльними службовими особами, щодо всіх інших питань, які стосу­ються церковного правопорядку.

52. Єпархіальна рада здійснює право церковного суду згідно з прийнятою процедурою церковного судочинства.

(глава 7, пункты относительно Епархиального совета)

А вот здесь имеется досадная ошибка. Исчез первый пункт, усваивающий епархиальному совету права церковного суда первой инстанции. Но при этом в тексте остались пункты, говорящие о процедуре такого суда. Зачем они оставлены? Очевидно, текст следует образцу Устава об управлении Русской Православной Церкви 1988 года. Ведь в Уставе Русской Православной Церкви 2000 года убраны все эти пункты, а не только один из них, и вся процедура церковного суда прописана в соответствующей главе, где перечислены и уровни судебных инстанций. В данном же случае мы имеем отсутствие законодательного упоминания роли Епархиального собрания как суда первой инстанции, что чревато неприятными последствиями для судопроизводства епархиального уровня.

7. О судебной власти благочинного:

Старая версия

В обязанности благочинного входит:

е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею.

(глава 7, п. 57)

Новая версия

До обов’язків благочинного належить:

е) попередження й усунення непорозумінь серед духовенства, а також непорозумінь між духовенством і мирянами без звертання до суду, але з поданням доповіді про найбільш значні інциденти єпархіальному архієрею.

(глава 7, п. 57)

Этот пункт, по сути, остался прежним. Собственно, он сохранился и в Уставе Русской Православной Церкви 2000 года. Однако в новой редакции Устава об управлении Украинской Православной Церкви появилось одно важное «но». Как мы помним, в статье о функции третейского суда в лице Киевского Митрополита русский текст «без формального судопроизводства» был переведен как «без формального судочинства». Здесь же мы видим иной перевод, вместо «формального судочинства» стоит «без звертання до суду», что может быть воспринято как передача таких (по существу третейских) разбирательств в административную власть благочинного. Это может иметь неприятные последствия, тем более на фоне отсутствия в новой редакции Устава об управлении Украинской Православной Церкви отдельной главы о церковном суде.

Суть третейского разбирательства, применимого при недоразумениях между духовенством, а также между духовенством и мирянами, состоит в том, что подобное разбирательство строится на договоре между спорящими сторонами подчиниться решению третейского арбитра. Такой принцип был заложен в третейскую систему ещё в классическом римском праве, являющемся основой права канонического. Стороны согласно и добровольно идут на подобное разбирательство, а не принуждаются к нему административной силой. Но в такой ситуации и третейский арбитр должен подойти к решению проблемы, вызвавшей недоумение между спорящими, с позиции правосудия, а не с позиции некой административной целесообразности. Только в таком случае появится доверие к подобным арбитражным решениям. Иначе мы вновь столкнемся с тем, о чем в начале XX века писал известный русский канонист проф. Н.А. Заозерский: «И ранее благочинные обладали правом суда, и недавно ещё была такая практика. Но эта практика привела к ненависти в отношении благочинных"[9]. Именно во избежание таких последствий и необходимо соблюдать третейские принципы при устранении упомянутых недоразумений властью благочинного.

О Киевской Митрополии и её так называемой «ликвидации»

Если внимательно познакомиться с пунктами новой версии Устава об управлении Украинской Православной Церкви относительно Собора епископов, можно обнаружить положение, способное шокировать неподготовленного читателя. Представьте, как могут взволноваться наши «борцы с украинской автокефалией», обнаружив в Статуте пункт говорящий о ликвидации Киевской Митрополии?

Новая версия Устава об управлении Украинской Православной Церкви содержит следующие пункты в статье о Соборе епископов:

11. У період між Соборами Української Православної Церкви Собор єпископів ухвалює Статут Київської Митрополії Української Православної Церкви, а також вносить до нього доповнення та зміни.

Здесь говорится, что Собор епископов принимает в период между Соборами Украинской Православной Церкви Устав Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви.

12. У період між Соборами Української Православної Церкви Собор єпископів ухвалює рішення про ліквідацію Київської Митрополії Української Православної Церкви.

А здесь, что Собор епископов может принять и решение о ликвидации Киевской Митрополии. Звучит зловеще.

Чтобы понять, что имеется в виду в Уставе об управлении Украинской Православной Церкви, надо выяснить законодательную ситуацию с регистрацией религиозных организаций на Украине. Согласно 7-й статье закона «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 года N 987-XII украинские религиозные объединения представляются перед государством и светским правом в лице своих религиозных центров и управлений, зарегистрированных в соответствии с 14-й статьей упомянутого закона. Таким образом, само религиозное объединение не подлежит государственной регистрации. Именно этой законодательной особенностью воспользовался раскольник Филарет Денисенко, зарегистрировавший «Киевский патриархат Украинской Православной Церкви». Именно из-за этой законодательной особенности оказалось необходимым принять также отдельный устав Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви и зарегистрировать данный религиозный центр как юридическое лицо по украинскому законодательству. Но здесь стоит вспомнить ситуацию с названиями «Московская Патриархия» и «Московский Патриархат», в которых часто путаются неподготовленные читатели. Название «Патриархат», в соответствии с Уставами Русской Православной Церкви 1988 и 2000 года, является «другим официальным названием Русской Православной Церкви». В то время как «Патриархия» — это «совокупность учреждений, находящихся под непосредственным подчинением Патриарха» (по Уставу 1988 года). В Уставе Русской Православной Церкви 2000 года это было прописано уже не в примечании, а в отдельной главе, где было сказано: «Московская Патриархия является учреждением Русской Православной Церкви, объединяющим структуры, непосредственно руководимые Патриархом Московским и всея Руси».

Как правильно заметил глава Богословской комиссии Украинской Православной Церкви епископ Бориспольский Антоний, с точки зрения светского законодательства понятие «Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви» означает лишь кабинет Блаженнейшего Митрополита Владимира, то есть управляющий орган, а не всю Украинскую Православную Церковь. К сожалению, новая версия Устава об управлении Украинской Православной Церкви имеет больше общего со структурой Устава об управлении Русской Православной Церкви 1988 года, чем со структурой Устава 2000 года. И 6 глава в Уставе об управлении Украинской Православной Церкви называется не «Киевская Митрополия и синодальные учреждения Украинской Православной Церкви», а «Управління справами та синодальні установи Української Православної Церкви». О Киевской Митрополии в ней не говорится ни слова.

Более того, больше нигде в Уставе не сформулирован статус Митрополии, как объединения учреждений, непосредственно руководимых Киевским Митрополитом, или как управляющего органа. Единственное упоминание Митрополии как учреждения мы можем обнаружить в 6 пункте первой статьи Устава, где перечисляются религиозные организации, входящие в состав Украинской Православной Церкви. Путаницу терминов вносит и тот факт, что решение о создании Киевской Митрополии принимает Собор Украинской Православной Церкви, а решение о ликвидации — Собор епископов. При этом забывается, что если в случае с Патриархией/Патриархатом еще можно говорить о «различии понятий», то в случае с Киевской Митрополией можно говорить о том, что это название «сходно до степени смешения» с названием всей Украинской Православной Церкви. В данном случае не помешало бы особое примечание или даже статья, вносящая ясность в то, что понимает под «Киевской Митрополией» Устав об управлении Украинской Православной Церкви. Но такой статьи нет, несмотря на примеры Уставов об управлении Русской Православной Церкви 1988 и 2000 годов.

Устав об управлении Украинской Православной Церкви и понятие «широкой автономии»

В принятом Уставе об управлении Украинской Православной Церкви нашли своё отражение все пункты решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года. Собственно, именно это решение и упомянуто в пункте 4 главы 1 Устава. Но как было замечено выше, Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года более четко сформулировал принципы «широкой автономии» Украинской Православной Церкви. Между тем именно нормы, сформулированные впервые в Уставе Русской Православной Церкви 2000 года, оказались странным образом забыты:

Пункт 12 главы 8 Устава Русской Православной Церкви гласит: Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются церковными судами высшей инстанции Самоуправляемой Церкви.

Как уже упоминалось, в новой редакции Устава об управлении Украинской Православной Церкви ни слова не говорится о том, что высшими судебными инстанциями для Украинской Православной Церкви являются Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Пункт 13 главы 8 Устава Русской Православной Церкви гласит: Собор Самоуправляемой Церкви принимает Устав, регламентирующий управление этой Церковью на основе и в пределах предоставляемых Патриаршим Томосом. Устав подлежит одобрению Священным Синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси.

В новой редакции Устава об управлении Украинской Православной Церкви вообще отсутствуют упоминания о необходимости одобрения данного Устава Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Пункт 14 главы 8 Устава Русской Православной Церкви гласит: Собор и Синод Самоуправляемой Церкви действуют в границах определенных Патриаршим Томосом, настоящим Уставом и Уставом, регламентирующим управление Самоуправляемой Церкви.

В новой редакции Устава об управлении Украинской Православной Церкви прямые ссылки на Устав Русской Православной Церкви отсутствуют.

Пункт 15 главы 8 Устава Русской Православной Церкви гласит: Самоуправляемая Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

Данный пункт также не упомянут в новой редакции Устава об управлении Украинской Православной Церкви.

Несколько выводов

После изучения текста новой редакции Устава об управлении Украинской Православной Церкви складывается впечатление, что авторы использовали крайне мало, либо вообще не использовали в своей работе действующий Устав Русской Православной Церкви и другие решения Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, хотя под каждым решением этого Собора стоят подписи архиереев Украинской Православной Церкви.

В новой редакции Устава об управлении Украинской Православной Церкви отсутствует глава «Церковный суд», что, по сути, лишает законодательной базы создаваемый сейчас в Украинской Православной Церкви Общецерковный суд и крайне затрудняет работу церковной судебной системы всех уровней. Имеющиеся же в Уставе положения относительно церковной судебной системы содержат весьма досадные ошибки. Но именно попытка создания в Украинской Православной Церкви Общецерковного суда является самой доброй новостью из области судебной реформы всей Русской Православной Церкви за прошедший год. Это позволяет нам уповать на то, что в скором времени прописанный в Уставе Русской Православной Церкви 2000 года Общецерковный суд будет фактически организован и в рамках всего Московского Патриархата. Вместе с тем, несмотря на то, что фактически Общецерковный суд Московского Патриархата еще не организован и его функции de facto пока выполняет Священный Синод, Общецерковный суд Московского Патриархата является высшей инстанцией по отношению к Общецерковному Суду Украинской Православной Церкви. Будем надеяться, что когда в Уставе об управлении Украинской Православной Церкви появится глава, посвященная церковно-судебной системе этой Автономной Церкви, данный принцип не будет забыт.

В Уставе отсутствует четкое определение статуса и понятия «Киевская Митрополия», что вносит дополнительное смущение и неразбериху. Более того, данное понятие должно иметь четкое определение, так как на регистрации Киевской Митрополии, как религиозного управления и центра Украинской Православной Церкви, строится вся система правовых взаимоотношений Украинской Православной Церкви и украинского государства.

Наконец, если следовать нормам Устава Русской Православной Церкви 2000 года, принятом полнотой епископата Московского Патриархата, Устав об управлении Украинской Православной Церкви 2007 войдет в силу только после того, как будет одобрен Священным Синодом Русской Православной Церкви и утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Несколько странно, что об этом факте не упомянуто ни в самом Уставе об управлении Украинской Православной Церкви, ни в одном из материалов Собора епископов Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года.

К большому сожалению, новая редакция Устава об управлении Украинской Православной Церкви имеет вид достаточно «сырого» документа. И уж во всяком случае не стоит говорить о его «новизне».

Вообще очень странно, что при работе над новой редакцией Устава об управлении Украинской Православной Церкви авторы не взяли за основу действующий Устав Русской Православной Церкви — в таком случае большинства перечисленных выше казусов удалось бы избежать. А качественный Устав об управлении Украинской Православной Церкви мог бы послужить великую службу в нынешние дни церковного возрождения и преодоления раскола на Украине.

И.В. Гаслов
мирянин, основатель LJ-сообщества «Церковный устав во всей его полноте «



[1] Полный текст Статута опубликован на официальном сайте Украинской Православной Церкви: http://orthodox.org.ua/uk/node/2485

[2] Определения Поместного Собора Русской Православной Церкви, Журнал Московской Патриархии. М., 1990. N 9, стр. 6−9

[3] Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 25−27 октября 1990 года). Определение об Украинской Православной Церкви. Журнал Московской Патриархии. М., 1991. N 2, стр. 2

[4] Грамота митрополиту Киевскому и всея Украины. Журнал Московской Патриархии. М., 1991. N 2, стр. 11

[5] Обращение к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви. «Православная газета». Киев, 2000. N 8

[6] Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора об Украинской Православной Церкви. Журнал Московской Патриархии. М., 2000. N 10, стр. 19−20

[7] Устав Русской Православной Церкви. Издательство Московской Патриархии. М., 2000

[8] Определение Юбилейного Архиерейского Собора по Уставу Русской Православной Церкви. Журнал Московской Патриархии. М., 2000. N 10, стр. 21

[9] Журналы и протоколы Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906. Т. 1. стр. 573

http://www.bogoslov.ru/text/269 165.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика