Русская линия
Правая.Ru Владимир Махнач16.01.2008 

О церковном календаре

Календарь — это то, что связывает культ, прежде всего церковный год, посвященный переживаниям священной истории каждым своим днем, и культуру, все, что к ней принадлежит — словесность, искусство, этику, политику, связывает с богослужением. Народы это чувствовали, и свой календарь всегда берегли

Все-таки кажется странным, что христианское летоисчисление ведется от Рождества Христова, а праздник Рождества — после Нового года. Вполне естественно, чтобы сначала было Рождество, а потом, как следствие, — Новый год. Не кажется ли вам странным, что наш почему-то новогодние праздники, самые детские праздники, которые только есть в нашей стране, детские и семейные вообще, приходятся самым неподходящим способом, образом на конец рождественского поста. В самом деле, мы так привыкли к навязанному нам календарю, что даже говорим — ну, мол, Рим у католиков, Рождество 25 декабря, а у нас — 7 января. Нет, братья и сестры, это неправда. У нас Рождество празднуется 25 декабря. Только у нас декабрь скособочили. Не праздники не на своем месте, а декабрь не на своем месте.

Вот об этом и стоит поговорить. Календарь — это скелет культуры. Как предположил известный священник и профессор Павел Флоренский, культура происходит из культа, и поэтому и одного корня. Культ же это богослужение. То есть, именно не сама нематериальная вера, вероисповедание, прежде всего, существует в нашем сердце, внутри нас, а то, что зримо и материально. Культ, богослужение порождает культуру, правда потом культура может оторваться от культа, но люди все равно, как правило, принадлежат к той же самой культуре, которую породил определенный культ. Они лгут самим себе, но все равно другой культуры у них нет. Русские люди периода обязательного атеизма оставались людьми культурно-православными, восточными христианами, ибо такова была культура, она их обязывала. Даже если эти люди заявляли, что они в Бога не веруют.

Но если оторвать культуру от богослужения, то культура хиреет, постепенно замирает, в конце-концов умирает, потому что живой связи больше нет. Культура все больше и больше оказывается в музее, а не в жизни.

Календарь — это то, что связывает культ, прежде всего церковный год, посвященный переживаниям священной истории каждым своим днем, и культуру, все, что к ней принадлежит — словесность, различное искусство, этику, политику, связывает с богослужением. Народы это чувствовали, и календарь всегда берегли. Может быть, не подводили такого обобщения, может быть, не считали сознательно, что необходимо сохранить связь культа и культуры, но сохраняли. Интуитивно сохраняли. И если вам кто-нибудь будет лгать, не по злобе, может быть, по наивности, что существует международный календарь, ваш долг опровергнуть этого заблуждающегося человека. Никакого всемирного календаря нет. У иудеев лунный календарь. У мусульман — лунно-солнечный календарь и летоисчисление ведется от года хиджеры, переселения Мухаммеда из Мекки в Медину, это 622 год христианской эры, причем, мусульманский год просто так перевести, отнимая 622, нельзя, потому что мусульманский год короче христианского в силу связанности с луной. В Японии в конце января начнется честно забыл какой год эры императорской династии. Китайцы с японцами принадлежат к одной культуре, великой древневосточной культуре, и тем не менее, китайский новый год и, следовательно, китайский календарь с японским не совпадают. И так далее.

Как видите, все берегут календарь, и только мы, православные восточные христиане, в ХХ веке постепенно один народ за другим лишены нашего календаря, а нам навязан чужой, западный календарь. Западный григорианский календарь, или календарь нового стиля, и на Западе-то приживался медленно и с трудом. Римо-католики по решению папы Григория приняли эту реформу, она и носит его имя, в XVI столетии из опасения, что, так как пасха движется по календарю и постепенно сползает, может наступить, правда в невероятном будущем, момент, когда Пасха перестанет быть весенним праздником, это недопустимо, надо исправить календарь. Но, если бы римо-католики подождали еще немножечко и дождались бы до великих географических открытий, они бы сообразили: ну и что, ну и перестанет быть. Пасха ведь для всех, где бы ни жили, для всех христиан. А в южном полушарии, таким образом, она всегда осенний праздник. И что ж теперь делать живущим южнее экватора? Всем переселиться за экватор на север? Но, увы, настоящей учености латинянам тогда не хватило.

А вот с нами-то что произошло? Мы сохранили календарь старостильный. Календарь юлианский. В начале ХХ века императорское правительство опросило виднейших ученых, среди которых были не только богословы и историки, но также и математики, астрономы, и почти все профессора Российской империи высказались решительно в пользу сохранения старостильного календаря. А выдающийся историк профессор Болотов даже написал, что видит особую роль России в том, что она сохранит юлианский календарь до тех пор, когда все остальные народы не убедятся в бессмысленности григорианской реформы и не вернутся в юлианскому календарю. Напомню, что протестанты долго не принимали григорианский календарь. Англичане, то есть по вероисповеданию англикане, в силу своего антипапизма держались и приняли новостильный календарь только в XIX веке. Три века прошло.

А что же мы-то? Нам это зачем? Календарь нового стиля введен с 1 февраля 1918 года большевистским уже правительством. Несмотря на неприятие этого почти всем, можно сказать, русским народом. Зачем? Для того, чтобы принять общеупотребительный международный календарь? Облегчить, так сказать, международные контакты? Но у большевиков не было тогда никаких международных контактов, их в феврале 1918 просто никто не признавал. А вот для чего они это сделали, понять очень легко.

Декрет Совнаркома вводит новостильный календарь. А какие еще декреты? В том же феврале Совет народных комиссаров принимает еще важный декрет — об отделении церкви от государства и школы от церкви. И в том же феврале принимает и издает распоряжение о подготовке реформы правописания русского языка, когда исчезают некоторые ненужные якобы буквы, когда по страницам наших книг прости Господи, начинают скакать бесы, потому что только в результате этой реформы отрицательная частица «без» начинает писаться с буквой «с» перед глухими согласными. Такие, например, слова, как «бесчувственный», «бессмертный», и особенно мне нравится «беспартийный».

Времени у большевиков было мало, они боялись вторжения немцев, панически бежали из Петрограда, как он тогда так назывался, в Москву, чтобы быть подальше от возможного немецкого и белогвардейского, кстати сказать, затем наступления.

Они вообще были не уверены, что они удержат всю Российскую империю, и расшвыривали направо и налево наши земли, подтверждая независимость Финляндии, прибалтийских территорий, денег лишних не было, в стране наступал голод, наступала разруха, бестопливные зимы, когда от холода умрут тысячи и тысячи людей. И тут вдруг такие широкомасштабные реформы. Но если календарь, как мы видели, — это скелет культуры и связь ее, то язык — это важнейший инструмент культуры. Уродуя русский язык, тем самым разрушали инструмент русской культуры, а также удаляли русский язык от обязательного его спутника — языка церковнославянского. То есть, опять-таки, боролись за то, чтобы русские люди перестали по возможности понимать богослужение. А отделение церкви от государства — это законное основание для того, чтобы церковь ограбить.

Отделить школу от церкви, это значит отнять, украсть опять-таки, украсть у народа церковно-приходские школы, основные начальные школы, кстати сказать, тогдашней России, снизить грамотность и устранить школу отдельно от церкви, устранить преподавание Закона Божьего. То есть, все это не просто антирелигиозная, антиправославная деятельность, скажем тверже, это и деятельность по целенаправленному разрушению русской национальной культуры.

Теперь заметим, прямо перед этими событиями, 2 декабря 1917 года, когда большевики уже захватили власть, проходивший поместный Собор Российской православной церкви, как она тогда называлась, принимает очень важный документ — Акт о правовом положении православной российской церкви. Этот соборный акт утверждает, что православный юлианский календарь старого стиля является в России государственным. Что великие христианские праздники являются неприсутственными днями. А нам вернули один день на Рождество, больше ничего и сохраняют такие праздники, как оскорбительный для русских «день независимости». Независимости от чего — от русских земель? День независимости от Харькова и Одессы? Или бесовский день, сатанинский день 1 мая. А настоящие праздники нам не вернули. А ведь это постановление поместного Собора.

Это минимальные требования к светскому государству. Конечно же, к светскому. Ведь отцы Собора прекрасно понимали, что христианского государства больше нет в России. Может быть, когда-нибудь и будет, но нескоро.

Но светское государство бывает приличным, бывает неприличным. Вот приличным мы можем признать только то, которое выполняет эти минимальные требования. Отменить эти требования может только полномасштабный поместный Собор. Но я убежден, что не найдется Собора, который отменит этот акт. И не найдется настолько смелого епископа, который внесет Собору такое предложение. Я полагаю, что наши епископы — настоящие епископы, а если кто-нибудь и найдется, то церковную историю они все знают, и знают, что народ церковный епископа-изменника не один раз в истории непочтительно вышвыривал из его собора. Не будет такого. Значит, эти требования действуют и сейчас, Значит, мы должны добиваться их выполнения. Значит, мы должны добиться для начала того, чтобы все, сначала поголовно священно- и церковнослужители, все преподаватели, ну хотя бы считающие себя православными, что бы они ни преподавали, все общественные деятели и все политики, которые заявляют себя православными, знали этот акт Студенты могут спросить, школьники могут спросить. Должны знать.

Учтите, на нашу культуру и на нашу веру посягают и будут посягать. Посягают тем, что детей заставляют веселиться вокруг елки плясать, тогда, когда поститься надо, а когда Рождество наступило и, наоборот, надо кататься на санках, веселиться и вокруг елки плясать, загоняют детишек обратно за парты. А вот еще посягательство на нашу веру и на нашу культуру. Явочным порядком, помимо государства, в Москве это очень распространено, начинают зимний отдых, зимние каникулы, в том числе и взрослые люди на очень многих частных фирмах, с католического Рождества, 25 декабря нового стиля, а заканчивают на наше православное Рождество. Это примерно как если бы мы начали это вводить в Риме. Или изменили бы положение месяца рамадан у мусульман.

В 2008 году исполняется 90-лет со дня принятия решения о переходе на григорианский календарь. Неужели должно наступить 100 лет несоблюдения постановлений поместного Собора Русской Православной Церкви полностью зависящей от нас, пьющей и жрущей на наши средства власти. Может, хватит? Может, мы напомним, что у нас все-таки демократия и мы их всех, от президента до участкового уполномоченного и начальника ДЭЗа, постового милиционера, мы их всех наняли на службу?

http://www.pravaya.ru/look/14 816


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика