Русская линия
Православие.RuМитрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский)09.01.2008 

«Рождество Христово — праздник примирения неба и земли»
Беседа с митрополитом Черновицким и Буковинским Онуфрием

Во времена Римской империи Буковина была частью Дакии (нынешней Румынии). Буковина щедро одаривала своими природными богатствами тиверцев и хорват, другие восточно-славянские племена. В X—XII вв.еках входила в состав Киевской Руси. И тогда уже были посеяны семена православной веры, вошедшие и в быт, и в культуру этого многонационального края. Потом эта земля была включена в Галицко-Волынское, позднее — в Молдавское княжества (также православные), в XVI—XVIII вв.еках пережила турецкое иго, а до 1918 года — владычество Австро-Венгерской империи. Революционное движение бросило Северную Буковину (Черновицкую область) под монархические румынские знамена, и лишь в 1940 году железная рука Сталина демаркировала границу, и Буковина в составе других западно-украинских областей вошла в Украинскую ССР. Но в отличие от Львовской, Тернопольской, Ровенской, Ивано-Франковской и отчасти Хмельницкой областей, где преобладало религиозное влияние Ватикана (следствие Брестской унии 1596 года и польской экспансии), Буковине, несмотря на все перипетии истории, удалось сохранить свою православную самобытность.

Общаясь сегодня с духовенством, монашествующими, мирянами, государственными чиновниками Буковины, приходишь к выводу, что религиозное единство этого края в наши дни во многом следствие авторитета митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия, постоянного члена Священного Синода Украинской Православной Церкви, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых.

Митрополит Онуфрий. Фото stseraphimschurch.org
Митрополит Онуфрий. Фото stseraphimschurch.org
— Владыка, наступил праздник Рождества Христова, который в Украине теперь признан государственным. При этом христианский праздник навязчиво окружается светской или неправославной атрибутикой. Рождество Христово у «пересічного громадянина» связывается и с Санта-Клаусом, и с рождественским гусем, и с карнавальным весельем. Великая тайна пришествия в мир Спасителя отходит на второй план…

— Верующий человек, обретя наконец свободу исповедания веры, стремится, прежде всего, расширить, углубить свою веру, обогатить ее. А если человек не желает пребывать в церковной ограде, хотя и считает себя христианином (но является, как сейчас принято говорить, «непрактикующим»), то такой человек начинает измышлять для себя какие-то новые формы, в том числе и празднования христианских праздников. То же происходит и в обществе в целом: далекие от Церкви средства массовой информации, чиновники разных рангов, простые люди начинают придумывать какие-то «рождественские шоу». Эти формы — с гусями и санта-клаусами — заимствованы у Запада. Но Запад давно пропитался своего рода практическим атеизмом, хотя люди там и считают себя христианами. И христианские ценности там давно подменены иными. А по нашему обществу, провозгласившему свободу вероисповедания и будто бы отказ от атеистической идеологии, хорошо видно, насколько оно отошло от веры и Церкви: объявить-то объявили Рождество национальным праздником, а как праздновать, как вести себя в великие святые дни, как стать на христианский путь самосовершенствования — не объяснили. Потому что сами не знают. Это похоже на то, когда слепой ведет слепого…

— Что можно противопоставить этому?

— Только одно — жизнь по-христиански. Те, кто себя считает настоящими христианами, должны жить по-христиански, жить по законам веры. Они покажут пример другим. А одними словами да высокопарными проповедями ничего не сделаешь.

— И все-таки многие, относясь с симпатией к Церкви, шагов в ее сторону не делают. Как же им объяснить шкалу ценностей, чтобы, упрощенно говоря, упомянутый рождественский гусь был все же приложением к празднику, а не наоборот?

— Должен быть зов сердца: аще Отец не привлечет, человек не может сам прийти к Нему. А благодать, она как бы умещается в сердце человека при определенных условиях: если сердце человека любит истину. Есть люди, которые любят истину и не любят ложь, — к их сердцам легко прививается благодать. К искателю ценностей духовных прививается благодать. А если человек доволен этим гусем и ему больше ничего не надо, то и благодать он не воспринимает. Господь подает и ему благодать, но он ее не воспринимает. И остается возле гуся.

— А что может сделать в таком случае священник?

— Что может сделать священник? Бог призывает, а не священник. Духовенство лишь посредники. Священника можно сравнить с врачом. Некоторые считают, что дает здоровье врач. Нет, Бог дает здоровье. Врач только помогает нам восстановить гармонию в теле. А дает здоровье Господь. Бывает, что врач пытается восстановить эту гармонию, а Бог не дает здоровья, и человек умирает. Священник же помогает человеку восстановить гармонию в его душе, поясняя: хочешь мира душевного — не кради, не прелюбодействуй, не совершай других грехов, потому что этим ты сам себе наносишь вред, это не есть норма твоей жизни, в этом твоя болезнь, ты должен от этого отойти. Ты должен думать так-то и так-то, не завидовать, не гордиться ни перед кем… Таким образом священник помогает поставить ум и телесное поведение человека в рамки. А Бог, видя, что человек откликается, посылает благодать этому человеку, чтобы он победил свои страсти и немощи. Но если Бог не даст человеку благодатной силы, то человек останется со своими проблемами один на один.

Если человек будет любить Бога, то он будет любить все: и отца и мать, и ближнего своего, и родину свою, и работу свою, и соседей своих, и другие народы. А если человек не любит Бога, то он не сможет никого полюбить, он будет склонен к пороку. Без Бога человек становится ущербным, но со временем начинает понимать, что нужно искать идеалы в жизни непреходящие. И легче всего он может найти их в храме. Человек не может самостоятельно излечить себя от какого-либо недуга. Так и вне храма нельзя наладить отношения с Богом. Ведь храм — это есть духовная лечебница, с богатством христианского учения. В храме человек обогащает свою веру, свой разум, ему легче установить связь со своим Отцом Небесным. А Отец Небесный никогда не оставит человека.

Раз пришла ко мне одна женщина, немолодая, одинокая, и спрашивает: «Владыка, в какой семье доживать мне старость? Меня приглашают вот те, те и те люди верующие. Как выбрать?» Я узнал, что она не была замужем, а всю жизнь ухаживала за людьми немощными, больными, которые нуждались в помощи. А когда сама стала нуждаться в уходе, совершенно посторонние люди, не из тех, которым она помогала, стали наперебой звать ее к себе доживать старость. Вот это пример жизни христианина, который делал ради Бога, а потом Бог и о нем побеспокоился.

— Владыка, еще каких-нибудь пятнадцать лет назад люди в многонациональном государстве были весьма миролюбивы друг к другу, Простой труженик был в почете. Люди верили в завтрашний день, не боялись за будущее свое, своих детей…

— Действительно, то время культивировало ценности, в чем-то близкие христианским. Ведь Христос говорил о братстве, о мире, о любви. Но Он говорил о Божественной любви, о мире духовном, благодатном, о любви к Богу и ближнему. Ушедшая система использовала христианские идеалы, применив их к банальным потребительским представлениям, отвергнув Бога. Это был такой атеистический романтизм, построение царства небесного на земле, как говорил Достоевский, без Бога и веры в Него, и это обернулось трагедией. Но тогда, действительно, было и немало хорошего. Были нравственные идеалы, патриотические, культурные. Огромным испытанием, но при этом и временем консолидации народов стала Вторая мировая война. Тогда и Церковь обрела свободу, ибо и советские идеологи понимали, что без Бога и веры войны не выиграть.

— Но каково разделение сейчас: люди одной национальности, живущие в одной области, не говорю — государстве, враждуют из-за разности политических взглядов, симпатий к разным политическим кумирам!..

— Там, где есть нездоровое соперничество, нет благодати Божией. Благодать Божия позволяет мирно жить человеку в самом разноликом обществе. Благодать учит человека и дает ему силу терпеть ближних такими, какие они есть. А если благодати Божией нет, то для человека все враги. Даже домашние его, потому что у него нет мира Христова в душе. Такой человек думает, что виной его беспокойства являются его ближние, окружающие его люди. Наши святые исповедники жили в лагерях, куда ссылали не только политических, но и отпетых уголовников, бандитов, воров и убийц. Но они там уживались с ними и любили всех, терпели всех. И люди к ним тянулись. Хотя никто из исповедников не занимался проповедью: это было невозможно. Но они имели веру в душе, мир с Богом. А когда человек мирен с Богом, то этот мир распространяется и на окружающих. Если нет мира в обществе, значит, нет Христа в душе общества. Ибо народ должен быть единодушен, должен искать истинные ценности, находить их и соединяться, а не разделяться. Тогда не будет того, что мы наблюдаем в наше неспокойное время.

— А как Вы, владыка, относитесь к новой инициативе украинского президента — сделать 2008 год годом, когда будут уничтожены все памятники тоталитарного прошлого?

— За последние годы было высказано немало различных идей, говорилось о многих начинаниях. Большая часть из них откровенно популистские. Но сделано было довольно мало.

— Объявление 2008 года годом памяти голодомора и требование признать геноцид украинского народа тоже идеи популистского рода?

— Сначала нужно преодолеть наш нынешний голодомор. Я иногда по утрам, когда еще только светает, выглянув в окно, вижу: идет опрятно одетый пожилой человек, посмотрит по сторонам, потом заглянет в мусорный бак, пороется там и что-то оттуда достанет. Видно, как он стыдится, но голод толкает его на это унижение. Мы, кстати, кормим в епархии бездомных, бомжей, которых сейчас в стране множество. Приходят и пенсионеры, с баночками. Наберут еды и идут по домам. Если бы они не голодали, разве бы ходили за куском хлеба или тарелкой супа? Так что сначала нужно эту нищету преодолеть, а потом уже вспоминать о той, что стала историей. Думаю, что эти идеи не придуманы самим президентом. Скорее, они рождены были в определенных кругах на западе, а потом уже занесены к нам. Ведь эти идеи «работают» на противостояние народов, национальностей. По мнению этих идеологов, тоталитарное прошлое Украины должно прочно связываться с Москвой, а значит и с современным русским народом. И вот в государстве целый год будут культивировать враждебные чувства, чтобы еще более усилить межнациональную рознь и полярность взглядов в обществе. И при этом думать, что в 20-е, 30-е годы прошлого века Россия благоденствовала, а мы голодали. Но история свидетельствует: в Поволжье был свирепейший голод, и даже Ленин в своих посланиях говорил о людоедстве от голода и предлагал как раз под этим предлогом осуществить изъятие церковных ценностей и расстрелять как можно больше духовенства. А ведь Поволжье испокон веков было житницей России, с плодородными землями, полями, лугами и обилием воды. Что ж говорить об Архангельске, Мурманске, где ничего не растет?

— В Верховной Раде существует комитет по вопросам духовности и культуры. Как могут решать вопросы духовности люди, мягко говоря, не имеющие церковного опыта, весьма далекие от религии?

— Все те достоинства, которые есть у украинского народа, все то величие, которое он приобрел за свою историю, имеют корни в Православии. Все это плоды православной жизни нашего народа. Чтобы сохранить это достоинство, это величие, нам нужно сохранить ту веру, которая даровала нам это величие. Но, к сожалению, наши современные комитеты создаются для того, чтобы всех «духов» удовлетворить. Но есть духи добрые, а есть злые. Поэтому нам нужны комитеты для доброй духовности. Мы же нарегистрировали множество тоталитарных сект, узаконили раскольников и дожидаемся Божией благодати. Получается: покадим, кому хочешь, лишь бы деньги были.

— Что же нужно делать для того, чтобы люди повернулись к Церкви, к Православию, к нашим древним духовным истокам?

— Общие меры — это преподавание в школе основ православной веры, ибо у нас православная страна. Об этом заявляется с высоких трибун, идет борьба за какую-то поместную Церковь, а на деле — идет борьба против Бога и Православия. Должна быть православная школьная наука. Детям должна преподносится вера, на которой воспитывались национальные герои, деятели науки и культуры, наши предки, которые вошли в историю как светлые личности. Это очень важно — воспитывать молодежь на основе духовных традиций Православной Церкви.

С экранов телевизоров, со страниц журналов и газет нам не должны вещать какие-то оккультисты, сатанисты, секты, вроде «Белого братства», люди психические больные, которые поглощают умы и души человеческие. СМИ должны предлагать духовно ценные, здоровые православные мысли о смысле жизни, о настоящем, о будущем. И нужна здоровая нравственная цензура.

И, конечно, всем нам нужно помнить то, о чем говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Вот нас в Украине, допустим, 40 миллионов… Так, посчитаем… (улыбаясь): если в Украине, по слову преподобного, будет спасаться 40 тысяч, то и вся страна будет пребывать в благодати Божией.

— Ваше высокопреосвященство, чем для Вас лично является праздник Рождества Христова?

— Для всех людей праздник Рождества Христова является праздником примирения Неба и земли. Ведь и ангелы пели пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земле мир!» И не случайно этот праздник вне богослужений носит семейный характер. В каждой семье есть свои шероховатости, иногда малые, иногда большие конфликты, споры. Но в этот день все это исчезает, забываются обиды и недоразумения. Этот праздник напоминает нам, что мы должны жить в любви к Богу и друг к другу, жить в мире. Если человек пришел к Христу, себя Ему покорил, то он непременно обретет мир Христов, который и есть настоящее человеческое счастье.

Беседовал Сергей Герук

http://www.pravoslavie.ru/guest/80 108 003 700


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика