Русская линия
Православие и современностьДиакон Дмитрий Васильев25.12.2007 

Замечательный фильм

Новый фильм Никиты Михалкова «12» (кстати, двенадцатый по счету в творчестве этого режиссера) вызвал резонанс не только в России, но и за рубежом. Православный киноклуб «Восхождение» тоже не остался в стороне — 17 ноября здесь прошел просмотр этой ленты с последующим обсуждением. Мнения свелись, в общем-то, к одному выводу: «12» — фильм, без сомнения, замечательный, с глубоким христианским смыслом.

Если кто-то ждет от картины частой смены декораций, сюжета в жанре «экшн» или чего-то еще, присущего современному кинематографу, то его ожидания не оправдаются — действие разворачивается в школьном спортзале, где совещаются двенадцать присяжных заседателей, призванные подтвердить или опровергнуть решение суда по делу об убийстве чеченским мальчиком своего приемного отца — отставного офицера, ветерана недавней кровавой войны на Кавказе…

С первых кадров зритель чувствует: спортзал — несерьезное помещение для серьезного обсуждения человеческой судьбы. Присяжные во главе с героем Михалкова, несомненно, ощущают всю глупость бюрократической системы, взвалившей на них обязанность подтвердить решение суда (такого же формального, как и все остальное в бюрократии), и торопливо голосуют за осуждение подростка, предварительно вспомнив молодость на гимнастических снарядах спортзала. Лишь один из двенадцати нарушает общее согласие, лишь один сомневается в справедливости судебного решения, мотивируя это тем, что «нельзя же вот так вот сразу-то, человека осуждать». Доводы, что суд и так идет уже третий день, на него не действуют: он предлагает проголосовать еще раз — но только без него. Если все будут «за», он подчинится мнению большинства, но если хотя бы один присоединится к его мнению, то… И человек нашелся. В долгих спорах проходят день и ночь. Лишь изредка разговоры перемежаются сновидениями из детства обвиняемого подростка, лежащего на холодной койке в камере предварительного заключения.

Шаг за шагом присяжные находят в следствии недочеты, видят в своей жизни параллели с судьбой чеченского мальчика, все меньше и меньше голосов звучит за обвинение, и в конце концов не остается никого, кто готов был бы подтвердить решение суда. Вот только кто готов взять чеченца под свою защиту? — Те, кто убил его отца, неминуемо убьют и его самого, а если не так, то сам парень найдет убийц, чтобы отомстить за последнего родного человека на земле. И тут выясняется, что мальчику, действительно, лучше сидеть в тюрьме — проживет дольше.

«И все так… Собрались, потрындели и забыли…» — говорит герой Михалкова в конце фильма. И хотя финал его, безусловно, счастливый (парня все же оправдывают), у зрителя остается какое-то чувство стыда за тех присяжных, которые смогли начать, но не смогли довершить доброе дело…

Фильм надо смотреть, а не читать о нем. Самый хороший пересказ не передаст глубины психологических переживаний героев, не опишет подлости войны, не заставит смеяться и плакать вместе с людьми на экране. И неоспоримая ценность православного киноклуба — возможность для находящихся под свежим впечатлением от просмотра сразу же поделиться своими мыслями и чувствами с родными по духу людьми, обсудить, осмыслить работу режиссера, сценариста, игру актеров, обратить внимание на то, что наверняка ускользнуло бы от внимания при просмотре в одиночестве.

Например, у кого-то из зрителей три теннисных мяча, появляющихся на экране, ассоциировались с символом Троицы (шар, в свою очередь, символ вечности). Или залетевший в спортзал воробей — у всех ли он вызовет в памяти голубя из ковчега Ноя?

Фильм «12», как, впрочем, любое гениальное произведение, можно рассматривать под разными углами — и везде будет видна горящая в его сердцевине истина. Главным действующим лицом, по одному из высказанных мнений, является не присяжный в исполнении Маковецкого (с которого все и началось), а именно герой Михалкова — похожий одновременно и на совесть в спортзале человеческой души, и на апостола, и на самого Бога, всеведущего и всемогущего, но не спасающего людей без их молитвы.

Картина полна образами и символами. Это и улетающая птица, и черный пес, несущий в зубах оторванную кисть человеческой руки с золотым перстнем по горящим улицам чеченского города, и труба отопления, проложенная в спортзале через окно, за неимением лучших вариантов…

Было высказано мнение, что герои фильма чрезвычайно похожи на гоголевских персонажей из «Мертвых душ» — те же собирательные образы, в которых никто не найдет стопроцентного сходства с собой по отдельности, и одновременно найдет в себе качества каждого лица в той или иной степени.

Прозвучала мысль, выведенная из сюжета, о неразрывности государства, общества и веры, которая восполняет недостатки в организации первого и второго. В России нет государства, на которое можно положиться, нет общества, которому можно довериться, но есть еще вера — как была она изначально в одном из двенадцати присяжных. Искра ее запала в сердце еще одного — а где двое или трое собраны вместе — ради доброго дела — там и Христос, там и государство наше небесное, и общество святое и светлое…

Вообще, много всего было сказано после просмотра. Редко когда киноклуб так единогласно выносил суждение о кинокартине — и суждение это было самым положительным. Фильм «12» действительно стоит посмотреть. Посмотреть, чтобы понять ценность человеческой личности, понять, что каждый в ответе за то, как живут другие люди вокруг, и понять, что самый главный человек в жизни — это тот человек, который здесь и сейчас, в данную минуту, стоит перед тобою. И мало желать ему добра — добро нужно сделать. Сделать здесь и сейчас!

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4519&Itemid=85


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика