Русская линия
ФомаИгумен Евфимий (Моисеев)22.12.2007 

Молитва не останется без ответа
На вопросы читателей отвечает иеромонах Евфимий (Моисеев), преподаватель Московской духовной академии

Я люблю одного молодого человека, в то время как он сам лишь позволяет мне себя любить. Он изменяет мне и даже не особо пытается это скрывать, но мои чувства к нему очень серьезны и я готова терпеть что угодно, пока у меня есть хоть иллюзия, что он со мной. Это мой личный выбор — любить его во что бы то ни стало, даже в ущерб самой себе, потому что, пока он со мной, есть хоть какой-то шанс, что он изменит свой образ жизни. Но у меня все равно есть чувство, что где-то я допускаю ошибку. Если да, то что я делаю не так?

Ситуация, в которой Вы оказались, требует, в первую очередь, ответа на вопрос — чего Вы ждете от своих чувств: хотите ли Вы, чтобы они легли в основу долговременных отношений, стали основой Вашей будущей семьи? Или чувства Вам важны как таковые — вне контекста брака, детей и всего, что с этим связано?

Надеюсь все-таки, что традиционные ценности семьи и брака не чужды Вам, а тот факт, что Вы обратились к священнику, говорит о том, что и религиозное чувство в Вас живо.

Вы пишете, что готовы «любить в ущерб себе», — но означает ли это, что такая любовь является действительно жертвенной с христианской точки зрения?

Любая жертва в христианстве получает смысл и значение только в том случае, если она приносится во имя Христа — это единственный возможный ответ человека на жертву Самого Христа, принесенную Им ради нашего спасения. Но как узнать, что такое истинная Христова жертва? За ответом ходить далеко не нужно: подлинная жертвенность — это не что иное, как исполнение евангельских заповедей. В этом легко убедится каждый, кто хотя бы раз попытался воплотить в своей жизни заветы Спасителя. Такой человек довольно быстро начинает понимать, что без самопожертвования, без каждодневной борьбы со своим греховным «я» сделать это невозможно.

Постарайтесь осознать, что Ваша ситуация имеет в первую очередь духовное измерение. Очень вероятно, что Ваше увлечение при определенных обстоятельствах может привести к духовной болезни, или, выражаясь языком христианской аскетики, к страсти. Любая страсть — в соответствии с происхождением этого слова — доставляет человеку страдание, делает его зависимым и в итоге лишает ценнейшего Божественного дара — свободы. Насколько можно судить, во многом Вы уже испытываете это на себе. Ведь только страдание, на которое человек идет добровольно ради Христа, делает его подлинно свободным.

Попробуйте обратиться ко Господу например, с такой молитвой: Господи, а действительно ли этот молодой человек есть тот, которого Ты мне посылаешь для того чтобы любить его навеки, вместе с ним строить семью, рожать и воспитывать детей? Поверьте, что Господь не оставит Вашу молитву без ответа: тем самым Вы сможете уяснить для себя реальность Божественного присутствия и участия в нашей жизни. А в том, чтобы в дальнейшем строить свою жизнь в соответствии с полученным ответом, и будет заключаться Ваша подлинная жертва Христу.

Желаю Вам помощи от Бога на Вашем пути, и главное — не отчаивайтесь. Помните, что даже там, где наши усилия не приносят плодов, Бог всегда может сотворить чудо.

Подавать ли милостыню, если есть подозрения, что человек не нуждается, а зарабатывает деньги для «мафии нищих»?

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5:7) — гласит одна из евангельских заповедей, именуемых также заповедями блаженств, поскольку в них указывается, кому Господь уготовляет блаженную вечность. Каждый христианин в глубине своего сердца стремится к этой вечности, и на первый взгляд может показаться, что ответ на Ваш вопрос вполне однозначен. Но если вспомнить, что мы живем в эпоху расцвета преступности, то нелишним будет вспомнить и совет одного мудрого пастыря, который говорил, что «настоящая милостыня должна попотеть в руке», то есть подавать ее нужно с рассуждением.

Рассуждение в данном случае может быть достаточно простым: подавайте милостыню тем людям, в отношении которых у Вас нет подозрений, — и никогда не ошибетесь. Это могут быть и родственники, и друзья, и соседи, и дети из детдомов, и больные — словом, все те люди, о которых Вы знаете точно, что они действительно нуждаются в Вашей помощи.

Впрочем, ни в коем случае не нужно считать мошенниками и всех тех нищих, которых Вы встречаете у храма или в переходах. Поскольку даром прозорливости большинство из нас не обладает, а чувства могут нас легко обмануть — ведь по внешним признакам отличить настоящего нищего от мошенника практически невозможно, — то полагайтесь на свое сердце. Иногда, например, после молитвы, или если у Вас просто хорошее настроение — сердце само так и хочет кому-то помочь, оказать кому-то милость, и эта сердечная потребность бывает порой гораздо сильнее, чем желание просящего получить от нас помощь. Нужно ли в этом случае «наступать на горло собственной песне»? Ответ очевиден: спокойно подавайте и не сомневайтесь в том, что Господь, давший обетование блаженной жизни милующим, примет Вашу жертву, даже если человек, которому Вы подали милостыню, и окажется мошенником. Помните, что, подавая милостыню, Вы не согрешите, а все остальное предоставьте на суд Божий.

http://www.foma.ru/articles/1358/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика