Русский дом | Игорь Данилов | 19.12.2007 |
В древних писцовых книгах уже в 1544 году за этим монастырём числятся обширные земельные владения.
В 1711 году, указом императора Петра I, Никольская обитель (а точнее, то немногое, что от неё осталось) была приписана к Переславскому Борисоглебскому, что на Песках, монастырю и в том же году официально возобновлена под именем Сольбинской пустыни.
В прежние времена вся округа верила, что хранит угодья монастырские сам Святитель Николай. Лучше всяких слов убеждали в том многочисленные случаи. Вот один из них:
«…Было это в начале ХХ века. Крестьянин села Степанцова Василий Кувшинников попросил у настоятельницы Сольбинской пустыни лесу для какой-то постройки. Выписал, как это водилось, нужное количество леса, получил, а через некоторое время понадобилось ему ещё всего-то одно бревно. „Ладно, — думает, — возьму без спроса, считай, в лесу живём“. Ну, запряг лошадь и поехал в лес. Уж погрузил бревно на телегу, как вдруг к нему подошёл незнакомый дедушка. „А ведь лошадь-то твоя этого дерева не увезёт“, — сказал он. „Чего ж не увезти, — усмехнулся мужик, — вона какой здоровый молодой жеребец, что ему это брёвнышко?“. Дедушка как-то незаметно ушёл, мужик хлестнул вожжами… лошадь стоит как вкопанная. Хлестнул посильней, лошадь вздыбилась, дёрнулась со всей мочи — и упала замертво!». (Из летописи монастыря).
Сольбинская пустынь была для местных жителей и кормилицей (давала работу), и прежде всего, «Домом молитвы». Монахи были примером для подражания, добрыми помощниками, терпеливыми учителями, опытными и любящими воспитателями. О благочестии местного населения тоже повествуется в «Летописи»: «Окрестные жители Пустыни — поселяне, все — православного исповедания, раскольников нет и никогда не было. Жители ближайших деревень… чаще посещают монастырский храм, чем свои приходские церкви… Они, как и вообще здешнего края крестьяне, довольно благоговейны, усердны к храму Божию… милостивы к бедным».
В ноябре 1918 года Николо-Сольбинский монастырь был закрыт.
Сквозь злобу и безграмотность статеек «революционной прессы» просвечивают реальные трагические события тех дней и исковерканные человеческие судьбы. Ярославские чекисты раздули целое «дело» о «сольбинском заговоре» и «тайном монастыре». Отец Леонид Гиляревский служил на Сольбе с 1914 года. Имел 12 детей. Когда монастырь закрыли, переехал в Переславль-Залесский и служил в храме Сорока мучеников. В 1937 году был арестован «как руководитель монархической террористической группы». Приговорён к расстрелу. Место захоронения неизвестно.
Игумен Игнатий (Савочкин Иван Хрисанфович) с 1930 по 1933 гг. находился в ссылке, а после отбытия наказания был назначен священником на Сольбу. Судя по протоколам допросов, отец Игнатий был ревностным в вере человеком и не скрывал своего мнения о советской власти, предсказывал её падение, называл коммунистов антихристами. Был арестован 9 августа 1937 года. Расстрелян по приговору 20 августа 1937 года.
Иеромонах Паисий (Елисеев Иван Платонович) был назначен священником на Сольбу незадолго до ареста, о чём он сам в протоколе допроса свидетельствует: «На Сольбинский приход я только что поступил священником и провёл лишь две церковные службы». 5 августа иеромонах Паисий был арестован, а 20 августа 1937 года расстрелян.
Знаменателен факт, что расположенный в глухих лесах, «в медвежьем углу», Никольский Сольбинский монастырь был закрыт в 1918 году, — т. е. одним из первых в России. На его месте организовали коммуну.
Зоя Николаевна Колосова из деревни Машино вспомнила, как один бывший коммунар рассказывал её матери о том, что застали они в монастыре полное изобилие. Всякого добра, и зерна, и дров столько было приготовлено, что все они «ура» кричали, и казалось, что им тут на всю жизнь хватит. Только года не прошло, как всё уже съели. «Дураки-то мы какие были! Все ведь кричали: «Ура! Ура!», а надо было кричать: «Дурак! Дурак!».
«Коммуны», подобные Сольбинской, разваливались у всех на глазах и повсеместно. Серия арестов 1937 года сопровождалась окончательным закрытием и разорением Свято-Успенского Никольского храма на Сольбе. Поначалу здесь устроили детский дом, дети в котором, по свидетельству очевидцев, часто гибли от безнадзорности и истощения. Позже в искалеченных монастырских строениях открыли психбольницу.
26 января 1998 года вышел Указ Высокопреосвященнейшего владыки Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского о назначении на должность настоятельницы Николо-Сольбинского женского монастыря монахини Еротииды. Вскоре четыре первые насельницы обители прибыли к новому месту своего служения.
О том, как первые инокини восстанавливали порушенный монастырь, воскресшую из небытия Николо-Сольбинскую пустынь зимой, без отопления, надеясь только на помощь Божию и покровительство Святителя Николая, коротко не расскажешь.
Монастырь смиренно просит помощи.
Адрес: Ярославская обл. Переславский район, п/о Дмитровское, монастырь. Тел.: (485−35) 4−83−48.
Свои пожертвования вы можете перечислить на
р/с N 40 703 810 277 180 096 512 в АКБ СБ РФ,
Переславское отделение 7443, БИК 47 888 670,
к/с N 30 101 810 500 000 002 048, ОКПО 50 953 768,
ОКОНХ 98 700, ИНН 762 201 088.
http://www.russdom.ru/2007/20 0712i/20 071 204.shtml