Русская линия
Русская неделяПротоиерей Александр Стрижак12.12.2007 

О смирении

Бесспорно и значение и благие последствия этого делания.

«Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» — учит нас Священное Писание. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

Простые и понятные слова. Для многих они становятся камнем преткновения. Кто только не говорит о смирении, чего только не пишут…

А вопрос все равно остается и он не празден: что есть смирение? Как его достичь или стяжать? Что значит: быть смиренным?

Смирись! — слышим мы грозный окрик, но какое отношение это имеет к христианству? Является ли безволие и мягкотелость идеалом христианского смирения?

Нет, конечно, нет, но что же тогда смирение? И перед кем смиряться? Или перед чем?

Самое важное — смирение пред Богом. Перед Его волей. Примирение с Ним, ведь именно этот корень «мир» в слове смирение. Мы почти все время в состоянии войны с Богом. Нас не устраивает многое. Природа не та, климат подкачал, соседи не те, сотрудники ужасные, супруги отвратительные, дети… родители… начальство… все не так. Не так, как что? Не так, как мечталось? Не так, как хотелось…

Мы все время живем как бы в будущем, вот завтра новая жизнь, вот закончится рабочий день и все изменится. Жених немного не такой, как хотелось, но, уж будет мужем, я его непременно исправлю. А чего это он запил, все ведь было так хорошо. А ты люби его, а не свою мечту о том, каким он будет. Не получается? А что мешает? Несмирение. Хочу! А не хоти. Из твоего хочу уже выросла нелюбовь, каких еще последствий ты ждешь?

И так всегда, и не видит человек, что все ему ненравящееся — это его бунт против действительности. Исправь себя, и мир вокруг тебя сможет преобразиться. Разве не это говорил прп. Серафим: «стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи»?

А из чего складываются обстоятельства жизни человека? Из того, что дает ему Господь для спасения и того, что он натворил сам. Каждую секунду, каждый миг нашей жизни Господь подает нам все необходимое и достаточное для спасения. И при наших ошибках и при наших удачах, Он изменяет подаваемое. Вопрос в том, как мы этим пользуемся и как принимаем. Со смирением ли? С благодарностью ли?

Разве принять подаваемое и прожить как должно, выстоять в искушении, помочь ближнему, погасить злобу, справиться с раздражительностью, разве это безволие? Разве это «плыть по течению»? Как раз наоборот, в условиях всеобщего бунта против Божественного мироправления, сочетать свою волю с Божественной, смиренно следовать за Промыслом — движение против течения, наперекор общему безволию и бесхребетности. Только сложив свою волю с Божественной, направив свое стремление в ту же сторону, куда Господь направляет, можно получить эффект называемый в богословии «синергия» — соработание Божественной благодати и воли человека в деле его спасения.

А как это сделать? Только через смирение. Собственно и есть настоящее смирение, когда моя воля совпадает с Божественной. И когда я готов принять все подаваемое мне Богом в обстоятельствах жизни, в общении с людьми и во всем вижу Его благую заботу обо мне и всех людях, все приемлю с благодарностью и из всего извлекаю пользу. Может во внешних проявлениях такое мироощущение и покажется кому-то смирением перед начальством или перед людьми, но не из страха перед наказанием или величием сильных века сего оно исходит, а из стремления сотворить (участвовать в творчестве) Богу, быть согласным с Ним в своих трудах и мыслях. Еще Апостол из этого состояния увещал братий, бывших в положении рабов, подчиняться хозяевам не ради страха, а как Господу, ради любви исполняя послушание.

И будет большой ошибкой считать, что зажимая себя, свои стремления, нося маску покорности, злобствуя на начальствующего и ожидая должностей для себя, притворяясь лояльным, человек учится смирению. Скорее он научится подхалимству и человекоугодию ради собственной корысти. И этому же будет учить подчиненных, считая именно это смирением.

Внешне мы можем делать очень похожие вещи, но различают их побудительные мотивы. Ради чего, из какого внутреннего состояния совершается действие человека — это главное, и на это смотрит Господь. Потому и смирение — мирное состояние души, внимающей своему Творцу.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика