Русская линия
Пресс-служба Псковской епархии Александр Крылов12.12.2007 

«Надо, чтобы Путин приехал в Снетогорский монастырь»

Как уже сообщала информационная служба Псковской епархии, в Приказных палатах Пскова открылась выставка копий фресок псковского Снетогорского монастыря и Лужского Можайского, автором которых является заслуженный художник России, профессор Академии художеств Санкт-Петербурга Александр Константинович Крылов. Александр Константинович копирует фресковую живопись с 1980 года, когда работал в Успенском храме XY века села Мелётова. Копии снетогорских фресок создавались Александром Крыловым в 1991 году, в течение шести месяцев. Тогда, как признавался сам профессор, было голодно и холодно, приходилось купаться в проруби на Великой, потому что негде было даже помыться. Художник полагает, что заниматься копированием стенописи должен художник, которому ведомы нюансировки и тончайшие оттенки цвета. Александр Константинович считает, что фрески — это не живопись и не искусство, не тренированное рисование, а великое явление православной литургической жизни. Рождественский храм Снетогорского монастыря находится под охраной государства и не передан в ведение Церкви, поэтому пока никто не может увидеть псковские фрески.

Александр Константинович, что за явление, по Вашему мнению, и опыту копирования, снетогорские фрески?

Псковские фрески, богословски осознанная мастерами работа, познание Слова Божьего через стенопись. Псковских мастеров стенописи отличала индивидуализации характеров, духовное проникновение в суть образов, изображенных на фресках. С конца XV века происходит небывалое цветение нашего зодчества, и Псков здесь самое яркое явление, такой православный авангард. Аналогов псковскому зодчеству и стенописи нет ни в Киеве, ни в Новгороде, которые испытали большое влияние Византии. Псков шёл своим особенным путём в формировании храмостроительных форм, создавая в камне символику Живононачальной Троицы, нового Иерусалима и Третьего Рима. Псковичи строили не архитектурные функциональные конструкции, а создавали горний Иерусалим в архитектуре, фресках и иконописи. Евхаристическая идея лежит в основе форм храма и его фресок. Фрески Снетогорского монастыря (1313 г.), которые фрагментарно сохраняются в храме Рождества Пресвятой Богородицы, представляют совершенно уникальное явление в контексте стенописи всей Руси. Надписи к фрескам, изображающим новозаветные события, создавались каллиграфической красоты, уподоблялись слову Божьему. В алтаре фрески писались на красных фонах, мастера Рождественского храма создавали нарядное и яркое многоцветие, сложные композиции, даже сейчас, невзирая на катастрофическое состояние фресок, можно оценить их величие. Мастера точно следовали слову Апокалипсиса, но не штамповали образы Византии.

Как делается копия фрески?

Срисовывается как портрет, один к одному. Если есть возможность работать в кессоне, то надо сделать ящик, положить туда нужное количество извести, и можно копировать на извести один в один, но это громоздко, поэтому я делаю грунт, имитирующий древний, на бумаге. Он тонкий, в отличие от древнего, достаточно влагоемкий, чтобы мазок, положенный на него был похож на древний. Бумага натягивается на планшет, планшет грунтуется, имитируя влагоемкость. Если будет толстый слой грунта, он обязательно при скручивании растрескается. Подбираются пигменты, максимально приближенные к оригиналу. Если псковской черленью написано, то иди и ищи псковскую черлень, этой глины, камней здесь много, всё растирается и получается необходимый пигмент. Много черлени на Чудском озере, там самая лучшая черлень, в сером известняке коричнево-лиловатый вкрапления цвета, бери, перетирай и пользуйся, весь берег в этих камнях. Вот на нимбах яркая оранжевая краска, на мафории Богородицы — черлень каменная, натуральный камень, поэтому краска горит. У нас есть две иконы, известные миру искусства, «Ангел златые власы» и «Спас златые власы», а в Снетогорье целый храм, где все имеют златые власы: и огненнокрылые Ангелы, и Господь.

Вы все фрески скопировали?

Скопировал весь купол, все, что было открыто до 1991 года, может быть, В. Сарабьянов еще что-то открыл. Я тогда скопировал самое интересное: конху, паруса, там изумительный лик Христа, пол-лика сохранилось…Можно сравнить с Рублевым, с его «Спасом Звенигородским». Что-то особое есть в этом образе, что-то трагическое, но, конечно, я смотрю как современный художник. Изумительное рисование. Недосягаемое. Скопировал в 1991 году два фрагмента -12 квадратных метров копировались шесть месяцев, то есть 2 метра в месяц, это быстро. Купол и Богородицу открыл Г. С. Батхель в 1985 году, гениальная фреска, ее надо срочно репродуцировать факсимильно, потому что все открытое изменяется в цвете. Например, мастикот, свинцово-желтая взаимодействует с кислородом, и может почернеть. Богородицу я скопировал от первых линий, ее надо репродуцировать большим масштабом, и рядом можно ставить всемирно известную Сикстинскую Мадонну — снетогорская Богородица сильнее. Мастера, которые расписывали Снетогорский храм, воспитывались в XIII веке, палеологовский ренессанс, стилистически очень напоминает Феофана Грека.

Где хранятся Ваши копии?

Копии принадлежат Свято-Николаевскому благотворительному фонду, приобретены этим Фондом, часть хранится в Псковском музее-заповеднике.

Согласитесь, Александр Константинович, что Рождественский храм нужно отдать Церкви, все ведь может погибнуть в небрежении и пустоте, без молитвы?

Если стоять на точке зрения Православия, то Господь спасет. Ну, а если стоять на точке зрения человеческого здравого смысла, то люди должны быть очень ответственны. Владыки сменяются, но все Владыки ответственны и те, кто подчиняется Владыкам. Нужно, чтоб при Епархии был штатный реставратор высшей квалификации. Ну, а храмы, конечно, необходимо отдавать Церкви. Все храмы. Музеефицированные храмы — это гробницы, в них запах гробницы. Храм в Переяславле Залесском, где крестили святого князя А. Невского, там Грозный молился, гениальная архитектура, а заходишь внутрь — гробница, музей. В Кидекше, рядом с Суздалем, церковь свв. Бориса и Глеба, где сохранилось самое древнее изображение святых братьев — страстотерпцев на фреске, найденное не так давно лет тридцать назад. Дивный храм, но тоже гробница, мавзолей.

Каковы перспективы жизни фресок Снетогорского монастыря, что Вы можете сказать об этом?

Товарищ Троцкий вообще планировал все это уничтожить, но был хороший художник Матисс, а для наших творческих людей тогда — это главный художник современности. Действительно, он великолепный художник, основоположник модерна в живописи, но главная его заслуга перед русскими состоит в том, что он еще перед революцией писал, что выше древнерусских фресок нет ничего. Русские зря едут на Запад учиться, писал он, там им нечему учиться. Никакие Микеланджело и Рафаэли не годятся русским иконописцам в подметки. Так Матисс защитил своим авторитетом древнерусские фрески. Если бы не было Анри Матисса с его мнением, чекисты уничтожили бы все. Как сохранить фрески Снетогорья? Работа Сарабьянова хорошая, этой бригаде можно верить, надо сделать хорошие деревянные рамы или хорошие металло-пластиковые в куполе с шарнирами, на веревочках, и по всему храму для удобного проветривания. Чтобы сохранить фрески, нужно передать Церкви Рождественский храм.

Как Вы считаете, можно ли реставрировать фрески, и возможно ли нашим реставраторам, даже самым высококвалифицированным, встать на уровень мастеров того времени?

Должен быть реставратор, курирующий всю стенопись и штат помощников. Там, где есть в храме стенопись, должны быть передвижные леса, чтобы можно было наблюдать за сохранностью фрески и принимать меры, если будет такая необходимость. Реставрировать ли стенопись или нет, такой вопрос, наверное, должен решаться на уровне Патриархии, епископата. Лучше бы было, чтобы Патриарх с его авторитетом сказал громко по поводу особенно такой святыни, как стенопись Снетогорского монастыря, вообще псковских фресок, именно псковских. Вот приехал Путин в Старую Ладогу, где был маленький, но изумительный музей, в котором работали сотрудники с мировыми именами и крошечными зарплатами. После визита Путина, Ладогу все сразу зауважали, памятники оценили. Надо, чтобы Путин приехал в Снетогорский монастырь, в Спасо — Преображенский собор. Путин любит древности, он скажет слово, и все забегают…

Реставраторы, Александр Константинович, имеют дело с сакральным предметами — иконой, фресками, но часто они люди невоцерковленные, иногда и неверующие, это не опасно для них самих?

Я не могу судить, я не реставратор, но они мои коллеги, и я видел среди них много хороших специалистов и порядочных людей. Могу рассказать вам историческую притчу: не прошло и года после «великого октября», наступали на Россию белочехи, не было в стране ни пуль, ни денег, ни хлеба, был голод. А в это время товарищ Ленин открывает реставрационный центр, и курирование поручает товарищу Троцкому до тех пор, пока товарищ не покинул Россию. Сотрудниками реставрационного центра были палехские мужички, мастера из бывших иконописцев для того, чтобы быстренько реставрировать, а потом чекисты сами распорядятся, куда продать и за сколько. План был такой. Таким образом, многое было отправлено за границу, продано. Но вот, как мне рассказывали мои учителя, копия с Троицы была сделана Чириковым, и такая, что не отличишь от оригинала. Палехцы сделали копию один в один, приходил Грабарь, ученик Репина, говорит на подлинник — «замечательная копия, просто не отличить», ну и копия уходила на продажу, а подлинник оставался здесь. Это малоизвестно, только изустно, такое ни записать, ни рассказать вслух было тогда невозможно. Вот так рождалась советская реставрация. Но настоящими основоположниками реставрации явились лучшие мастера иконописцы, самые лучшие. Например, Брягин Дмитрий Евгеньевич, реставратор, который работал и в Мелетове, и в Мироже, его дядя был советником последнего Божьего Помазанника по делам иконописания, а Николай II разбирался в иконописи получше всякого доктора искусствоведения, что не было широко известно. К сожалению, у нас обычно уважаются имена академиков, хотя в их научной точности, по тем или иным причинам, можно сомневаться, у нас мало доверяют тщательным исследованием простых научных сотрудников. Поэтому все комиссии, консилиумы авторитетных специалистов по вопросам реставрации стенописи и икон иногда очень относительны.

Снетогорские фрески псковичами писались?

Не знаю, думаю, нам нужно говорить не о их национальном происхождении, а о их национальной принадлежности. Они принадлежат русским.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3440


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика