Санкт-Петербургские ведомости | Ольга Шервуд | 11.12.2007 |
За строгим официальным названием — трепещущая проблема воссоздания и реставрации храмов, их «жизненный опыт» в условиях нынешней России — как духовный, так и светский. «Отдать Церкви церкви или не отдавать?» — примерно так мыслит себе проблему обыватель; на деле она оказывается гораздо сложнее.
Во-первых, по-разному решаются вопросы финансирования: кто может и должен оплатить возрождение и функционирование храмов, действующих и как музей, и только как музей, — государство, епархия, жертвователи или они совместно? Во-вторых, требуют огромной деликатности взаимоотношения Церкви и общества, Церкви и государства. В-третьих, увы, в наше время существует взрывоопасность межрелигиозных конфликтов, не допустить которые — всеобщая задача.
В-четвертых, очевидна «обществообразующая» роль (все социальные аспекты, вплоть до сферы правопорядка) восстановленных памятников культа в городе, а особенно в области; попросту — там, где стоит храм, меньше бытового и уличного криминала. В-пятых, невозможно переоценить значение культовых памятников для культуры — развивается музейная наука и практика, возрождается и поддерживается отечественная и петербургская школа реставрации.
Многие из этих вопросов обсуждались участниками конференции. А кроме того, были подняты две специфические темы: неизвестные страницы истории создания и управления храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) и реформаторская деятельность императора Александра II и его сподвижников в истории России.
Об этом шла речь потому, что само научное собрание проходило в храме Воскресения Христова; столетие со дня его освящения отмечалось в августе. Нынче, открывая конференцию, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» (Спас-на-Крови — его часть) Николай Нагорский привел несколько фактов и цитат из протокола заседания специальной комиссии, которая 4 мая 1938 года постановила: храм никакой ценности не представляет (строился, мол, в период архитектурного упадка) — и его должно разобрать.
Комиссия из шести человек была создана для того, чтобы утвердить решение Ленгорисполкома об уничтожении Спаса-на-Крови, уже принятое ранее. И весной 1938-го обсуждалось лишь, какие и сколько мозаик Васнецова и Нестерова, демонтировав, передать на хранение Эрмитажу.
А вот что мусора после взрыва Спаса-на-Крови будет 46 тысяч тонн, что его вывезут из центра города за 15 тысяч ездок в течение 375 рабочих смен — это все уже было точно подсчитано самыми передовыми костяшками счетов.
Ужасно звучит, но — Спас-на-Крови спасла война.
Как весь город ждал его воскрешения — весь город и помнит.
Какие испытания нужны сейчас, чтобы предотвратить новые утраты — из-за злостной коммерции или ленивого небрежения? Какие силы нужны хотя бы сосчитать все храмы-памятники в России? Где-то защитное воинство, где те строители, что придут и спасут? Это уже не к историкам и искусствоведам, не к музейщикам и реставраторам, понятно, вопросы…
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10 247 018@SV_Articles