Русская линия
Православная книга России Валентина Шарыкина11.12.2007 

«Лучше бы нам всем ежедневно быть сердечней друг к другу..»
Непраздничный разговор накануне юбилейной даты

Заслуженная артистка России Валентина Дмитриевна Шарыкина в нашей стране хорошо знакома старшему и среднему поколению сограждан. Увы, большинство знает ее только по одной «звездной» роли пани Зоси в многолетнем сериале «Кабачок 13 стульев». Чуть более продвинутая часть населения помнит ее лирические роли в кинофильмах. И лишь небольшая часть театралов знает Валентину Шарыкину как замечательную, многогранную и крайне глубокую актрису. Блистательное исполнение ею роли миссис Конвей в спектакле Театра сатиры «Время и семья Конвей» — лишнее тому подтверждение. К сожалению, этого яркого спектакля уже нельзя найти в репертуаре театра.

Валентина Дмитриевна принадлежит к тому редкому типу необычайно добрых и светлых людей, после общения с которыми в душе остается чистый след и желание жить по совести. Ее жизнь вне актерской профессии наполнена благотворительностью и заботой об обездоленных, о тех голодных кошках и собаках, которые большими стаями передвигаются по улицам наших городов.

Хотя Валентина Дмитриевна Шарыкина лояльно относится к представителям СМИ и, если позволяет время, всегда готова дать интервью, поводом к нашей встрече послужила дата — 45 лет назад актриса поступила на службу в труппу Театра сатиры, где и работает по сей день.

— Поздравляю Вас со столь знаменательной датой, как будете отмечать?

— Отмечать эту дату я не буду — не люблю все эти праздничные мероприятия и всегда прошу знакомых не устраивать мне никаких чествований. Такие праздники немного искусственные. Приятно, конечно, когда о тебе вспоминают, но, к сожалению, наша жизнь устроена так, что о нас вспоминают добрым словом только когда мы умерли или в юбилей. Наступила юбилейная дата, мы все хорошие слова сказали и забыли. А жизнь у всех сложная, и не приносит радости праздник, когда окружающие заняты решением множества собственных проблем. Лучше бы нам всем ежедневно быть сердечней друг к другу и поддерживать добрые отношения, а праздничные поздравления — это не главное в жизни.

— В театральной среде бытует устойчивое мнение, что в Театре сатиры (который уже невозможно представить без Вас) одна из самых здоровых атмосфер за кулисами и дружеские отношения среди актеров.

— В нашем театре, действительно, существует какая-то доброта, которая идет от характера ли ведущих актеров, а может быть от чего-то другого. Мы недавно готовили новый спектакль тремя составами, и у нас ни разу не возникло никакой ссоры, никакого соперничества или недоброго отношения друг к другу. Наоборот, мы старались работать все вместе, по возможности помогать и поддерживать друг друга. Конечно, и в нашем коллективе среди актеров бывают недопонимание, острые шутки и розыгрыши, и кто-то на них обижается, но в принципе плечо друга всегда чувствуется.

В качестве наглядного примера приведу небольшой случай, произошедший совсем недавно. Наша труппа летела из Екатеринбурга. Большинство наших артистов — люди ироничные, со здоровым чувством юмора. Обычно в самолете царят непринужденная обстановка и веселье. Но в этот раз при подлете к московскому аэропорту «Домодедово» произошла какая-то нештатная ситуация, мы полтора часа кружили в воздухе над аэродромом. Все понимали серьезность положения и молча сидели, вжавшись в кресла, но никто не устроил истерику, не проявил себя с негативной стороны. И в этот момент как никогда возникло осознание того, что каждый из нас находится рядом с другом. Возможно, для нас это была некая проверка. Когда наш самолет все же благополучно совершил посадку, мы выходили с улыбками на лицах.

— 45 лет назад Вы совсем юной девушкой пришли в театр. Там были такие же хорошие взаимоотношения? Кто в начале шестидесятых годов был носителем столь несвойственной театральному закулисью атмосферы, которой Вы прониклись и которую несете дальше?

— Не дай Бог кого-нибудь забыть! Конечно, это — Вера Кузьминична Васильева, которая тогда уже была народной артисткой и звездой нашего театра. Это Ольга Александровна Аросева, Зоя Николаевна Зелинская, Георгий Павлович Менглет, Анатолий Дмитриевич Папанов. Мне очень повезло — я застала Владимира Алексеевича Лепко. Это был уникальный артист, от которого шла какая-то просто потрясающая доброта. Очень жаль, что он мало прожил и рано ушел из жизни. Все эти люди — уникальные личности, наделенные неповторимыми актерскими индивидуальностями — вошли в историю нашего театра и российской культуры. Без них Театра сатиры как бы и не было. Хотя говорят, что Владимир Яковлевич Хенкин и его поколение создали атмосферу чистоты в нашем театре, но я никого из них не застала.

— До боли обидно, что Вас незаслуженно мало снимали в кино. Что, на ваш взгляд, на это повлияло: созданный вами образ пани Зоси в «Кабачке 13 стульев» или что-то еще?

— Может быть и это, а может быть — отсутствие каких-то хороших знакомств, ведь многие режиссеры предпочитают работать со своими актерами, которых знают, а я не попала «в струю». Сейчас я снимаюсь в детском сериале, играю шутливую и милую бабушку.

— А почему Вы сейчас так мало играете в своем театре, только в двух спектаклях?

— Даже в одном, потому что спектакль «Бешеные деньги» уже не стоит в афише декабря и января. Не знаю, будет ли этот спектакль идти в феврале. Увы, молодежь не хочет входить в старый спектакль. Я к этому отношусь философски.

— На творческих вечерах мне приходилось слышать стихи в вашем исполнении. Судя по подборке, Вы — тонкий знаток русской поэзии. Кто привил Вам любовь к литературе?

— Я училась в школе N 17 города Иркутска. Мои школьные учителя, которые были удивительно умными, интеллигентными людьми и талантливыми педагогами, занимались развитием и души, и ума, заставляя нас не только читать книги, но и участвовать в различных диспутах. Кроме произведений классиков, они открывали нам современных авторов. Например, нам постоянно давались задания прочитать то или иное произведение, только-только опубликованное в журнале «Новый мир» или каком-то другом литературном журнале, которые я с тех пор всегда читала. Нужно было не только прочесть, но и рассказать, что тебе понравилось в этом произведении, что ты для себя из него извлек. Нас учили понимать литературу. Сейчас же дети несчастные (а может быть и счастливые) — кроме компьютеров они ничего не знают. Но должна сказать, что здесь мы с ними на равных: я ничего не понимаю в компьютерах и не дружу с новыми технологиями. Это тоже нехорошо. Новое поколение владеет тем, чем я не владею. Но мы умеем и любим читать, а молодому поколению это неинтересно. Иногда я смотрю, что читает молодежь, — и мне становится грустно.

— Каковы ваши литературные предпочтения?

— Я люблю художественную литературу и с детства серьезно ей увлекаюсь, особенно произведениями русских авторов: Чехова, Куприна, Лескова, Бунина — а сейчас меня больше интересует философская литература. Я с удовольствием прочла произведения испанского писателя Гарсия Бальтасара, у него очень интересная философия и размышления о жизни. Каждую свободную минуту я стараюсь почитать и больше узнать о том, что происходило в нашей истории, каковы были древние цивилизации. Ведь это безумно интересно!

— Вы — глубоко православный человек, как Вы пришли к Православию?

— Я родилась в очень верующей семье, в праздник в честь иконы Иверской Божьей Матери. Мои бабушка и мама были польками по национальности и католичками по вероисповеданию. Мы жили в Киеве, где не было действующего костела, поэтому бабушка крестила и воспитывала меня в Православии. Она с детства ставила меня на колени и заставляла молиться. Я молилась на русском языке, а бабушка на польском. Каждую неделю по выходным дням она водила меня в Киевскую Лавру, там мы посещали службу в православной церкви, где я молилась, стоя на коленях. Тексты всех молитв я изучила не по молитвослову (тогда молитвословов не было), а со слов женщин, которые приходили в храм. Они молились вслух, и так, из уст в уста, передавались молитвы. Еще в раннем детстве я узнала, что такое грех, что можно делать истинно верующему человеку, а что нельзя. Такое начальное воспитание было очень сильным, оно вошло в мою плоть и кровь. Понимание греховности впоследствии мне очень мешало в профессии.

— Кого из святых Вы считаете своим небесным покровителем?

— Святого Николая Угодника.

— А с православной литературой Вы знакомы?

— Да, одно время мы с нашей замечательной актрисой Ниночкой Корниенко входили в общество, где собирались православные люди, и там от совершенно посторонних людей я получала книжки, которые невозможно было купить, и с наслаждением читала их. Мне очень понравилась книга о св. Серафиме Саровском (увы, забыла имя автора), произведение «Путь к Богу» св. Иоанна Кронштадтского. Очень сильное впечатление произвела книга Сергея Нилова об Оптиной пустыни, которую очень бы хотела иметь в личной библиотеке. Увы, в продаже я ее не встречала и не слышала, чтобы ее издавали.

— Среди ваших друзей или коллег есть единомышленники, разделяющие православные взгляды и убеждения?

— Да, таких немало, например, замечательная актриса и поэт Виктория Лепко, актрисы нашего театра Светлана Рябова и Наташа Карпунина — люди очень верующие, причащающиеся и имеющие своего духовника.

— Около тридцати лет Вы занимаетесь заботой о братьях наших меньших. Расскажите об этой стороне своей деятельности.

— Честно признаюсь, что занимаюсь благотворительностью очень мало, у меня нет для этого достаточно времени — то съемка, то работа в антрепризе. Заботой о бездомных животных очень серьезно занимается мой муж — Юрий Владимирович Извеков. Он активный член Общества защиты животных. Ведь брошенные голодные собаки и кошки, в огромном количестве заселяющие наши города, — очень серьезная проблема, в которой виноваты мы — люди. По мере своих сил и возможностей я стараюсь сделать что-то полезное для животных. У нас в квартире живет несколько собак. До середины девяностых годов существовала возможность переправлять в Германию и Швейцарию и пристраивать к новым хозяевам российских бездомных животных. В нашем доме на передержке по несколько недель находилось до восьми собачек, с которыми впоследствии жалко было расставаться. Увы, сейчас этот канал переправки животных закрыт.

— А почему именно в Германию и Швейцарию, разве на территории нашего огромного государства нельзя пристроить бездомное животное?

— В России это сделать практически невозможно, хотя часто на улицах оказываются чистопородные собаки. Немало среди защитников животных энтузиастов, вкладывающих собственные силы и средства в организацию питомников. Но окружающие относятся к этим людям враждебно.

Так, например, несколько лет назад москвичка Ольга Кучкина выкупила в Тульской области земельный участок, собрала много бездомных животных и устроила им питомник. «Добрые люди» подожгли этот приют для несчастных кошек и собак. Пытаясь спасти из огня своих питомцев, женщина погибла. А оставшихся животных расстреляли милиционеры и их добровольные помощники.

По собственным наблюдениям я могу сделать вывод, что менталитет среднестатистического россиянина не готов к подобной заботе о братьях наших меньших. У нас с мужем есть дом в деревне, и, когда мы приезжаем туда с несколькими собаками, на лицах местных жителей я читаю явное недоумение и слышу вопросы: «Зачем они вам нужны?». Среди этих людей годами и поколениями сформировано убеждение: животное, которое не приносит материальную пользу (его нельзя убить, съесть или продать его мясо, использовать шкуру) считается ненужным! А ведь это Божья тварь! Иногда в глазах у собаки есть что-то более человечное, чем у самого человека!

Недавно я была в Челябинске и пошла прогуляться в парк, находящийся в черте города, где меня встретила большая стая голодных, несчастных собак, смотреть на которых без боли было невозможно. Я пошла в магазин, купила около трех килограмм мяса, думала им хватит, а когда вернулась и стала кормить этих собачек, то испытала самый настоящий шок: они были настолько оголодавшие, что, не жуя, заглатывали сырое мясо с костью!

Я понимаю всю безысходность данной ситуации, такие проблемы должны решаться местными властями! Но, как мне кажется, наши власти только могут отловить животное и убить. Потому что у них очень много других социальных проблем, а средств на все не хватает. Те немногие, созданные и существующие под государственным патронажем питомники для животных переполнены и скорее напоминают тюрьму — собак редко выпускают на прогулку, они сидят взаперти. Поэтому заботой о животных занимаются энтузиасты. Слава Богу, их немало!

Я знаю множество случаев, когда люди проявляют просто фантастическую заботу о подобранных кошках и собаках. Так мне рассказали историю, что один истопник — малообеспеченный человек, подобрал на улице собаку со сломанным хребтом, которая не могла самостоятельно передвигаться. Этот человек сделал все, чтобы облегчить страдания этого животного и довольно продолжительное время на руках выносил его на улицу для оправления естественных нужд. Подобных чистых сердцем людей в нашем отечестве немало, но, увы, гораздо меньше, чем хотелось бы. Ведь сердце и душу нужно воспитывать с малолетства! А пока наше общество крайне больно, в нем, помимо бездомных животных, немало глобальных «человеческих» проблем. Это и брошенные дети, и обездоленные старики, а главное — повсеместно вымирающие деревни, где все мужское население просто спивается от нищеты и безысходности. И какая будет душа у человека, если он живет в нищете, но ежедневно из средств массовой информации слышит призыв: «Заработай миллион любым способом!». Вот и «зарабатывают» воровством, грабежом и насилием. Этим людям никто никогда не объяснил, что такое грех, почему нельзя грешить и стараться сохранить свою душу в чистоте.

Я убеждена, что слишком большая бедность, слишком большое горе убивает человека, но считаю, что материальные излишки с детства делают человека черствым и жестоким, потому что он не знает цены ничему. Ведь безумные материальные блага делают человека амбициозным. А амбиции уродуют человека: он перестает быть естественным и сердечным потому, что в среде ему подобных это не приветствуется, это не престижно. Как можно обращаться и взывать к человеческой душе, если она не развита?! Я не говорю об уме. Ум ужасен, если он образован, но не имеет души и сердца. Лучше пусть человек будет глупым, но сердце у него будет доброе, чтобы он не мог обидеть не только себе подобного, но и брата нашего меньшего. Ведь это сердце, это душа, это вера в Бога, если хотите! А если в душе одна чернота то, что мы можем иметь от такого человека?!

Недавно я стала свидетелем крайне потрясшего меня случая: возвращаясь с репетиции, ждала троллейбус в районе метро «Аэропорт». На остановку подошли трое молодых ребят, у каждого из которых в руках была металлическая банка со спиртным напитком. Они вели себя довольно агрессивно, громко матерились и плевали в лужу напротив меня мокротой так, что я просто растерялась и побоялась что-нибудь сказать, хотя на остановке было немало людей. Этим юношам никто не объяснил, что они плюют на землю, на которой они родились и живут! Никто не довел до ума, что ругательства и сквернословие разрушает их душу! И вдруг один из этих молодых людей после самого грязного мата говорит: «А как бы сделать это красиво?». Эта фраза меня просто добила! Значит, он думает о красоте. Но как же он себя ведет при этом! Какой страшный диссонанс! Вот вся наша страна в этом!

Не хочу, чтобы у вас сложилось мнение о том, что я считаю нашу молодежь плохой. Ни в коем случае! У нас немало замечательных, умных, душевно чистых и красивых молодых людей, но они одиночки. Может быть, это положение когда-нибудь переломится. Наверное, надо пройти вброд всю грязь и дохлебать ее до конца, чтобы пожелать из нее, наконец, вынырнуть! Но этим должно заниматься государство, а пока вся помощь обездоленным идет от небольшой кучки энтузиастов. Дай Бог, чтобы их было как можно больше!

Валерия Гончарова

http://www.pravkniga.ru/interview/55/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика