Русский вестник | Иван Мартынов | 10.12.2007 |
Он происходил из старого украинского служилого рода дворян. Его предки были видными представителями казачества и духовенства. Родился Конисский 20 ноября (по старому стилю) 1755 года, и при рождении его нарекли Григорием — бодрствующий, бдительный. Он получил хорошее семейное образование и воспитание и в 1728 году в 11 лет от роду был отдан в Киево-Могилянскую духовную академию.
В 1743 году он блестяще с особой похвалой окончил полный академический курс и сразу вступает в иноческое звание и становится блестящим проповедником Киево-Печерской лавры.
В 1747 году через два года работы в академии он назначается на должность префекта академии и одновременно на должность профессора кафедры философии.
С 1751 года Конисский становится фактически ректором (невиданный должностной рост в истории). Высок его авторитет в научном мире, любой университет считал бы за честь иметь его своим преподавателем. Налажено и прочно материальное положение, но в 1755 году он вступает на путь личной Голгофы, и чтобы понять и оценить жертвенный подвиг Конисского, следует вспомнить общественно-политическую обстановку на территории современной Беларуси в те времена.
* * *
История Белорусской церкви 16−18 веков — это непрерывная цепь борьбы, в большинстве случаев борьбы кровавой Православия с латинством. «В российской державе никакая благочестивая церковь не претерпела столько презрения, ругательств, насилия и обид, как церковь Белорусская. Ее жертвенники, ее алтари, ее святое — кровавыми орошены слезами.» Так писал в Священный Синод преемник Конисского епископ Анастасий Братановский.Сейчас даже трудно себе представить и поверить, что в течение двух с половиной веков обездоленные белорусы и малороссы, преследуемые пришельцами по вере отцами-иезуитами, фанатичной польской шляхтой, своими жизнями, кровью и слезами омывали свою веру отцов, свою народность. Православных варили в котлах, жгли на медленном огне, сажали на спицы, травили собаками. Но никакие репрессии не смогли сломить белорусов, их преданность Православию. Тогда отцы-иезуиты пошли на хитрость.
Со времени объединения в 1569 году Литвы и Польши в одно государство — Речь Посполитую — усилилось насаждение латинизма, и чтобы как можно больше белорусского народа приняло его, иезуитами была выдвинута идея церковной унии, т. е. объединения православных и католиков с признаками главенства папы римского. Перешедшим в униатство предоставлялись всевозможные привилегии. Православные на госслужбу не принимались, они оказались изгоями на своей земле. В 1596 году в Бресте была подписана с Римом уния, которую приняли большинство православных иерархов Западной Руси. Униатство приняла так называемая белорусская элита, изменив своему народу, оставив простых людей без духовной поддержки. Одними из первых отказались от православия Радзивиллы, которых, если верить нашим СМИ, представляют теперь радетелями белорусского народа. Радзивиллы не просто отказались от Православия, а стали активными «борцами» против Православия. С этого же момента стала униатской и Полоцкая епархия, к которой относились могилевские церкви и монастыри.
Благодаря общим усилиям православных и обострившейся общественно-политической обстановке в Польше в 1632 году была образована отдельно от Полоцкой униатской Белорусская православная епархия с кафедрой в могилевском Спасо-Преображенском монастыре.
Воссоединение части земель Украины и России в 1654 году, национально-освободительное движение белорусов во время войны Богдана Хмельницкого и русского Царя Алексея Михайловича с Польшей вызвали новый взрыв гонений на православных, причем во главе этих гонений отныне становится уже польское правительство.
И хотя Польша трактатом о вечном мире с Россией от 1684 года обязалась на своей территории иметь пять православных епархий, к началу 18 столетия осталась одна-единственная — Могилевская, на которую с надеждой смотрел весь простой православный белорусский народ.
В создавшейся обстановке для «успешного» обращения белорусов в униатство Польша считала одной из главных своих задач ликвидацию православной епархии в Могилеве.
13 октября 1754 года скончался преосвященный епископ могилевский Иероним Волчанский. Польские магнаты надеялись применить испытанный прием — сделать могилевскую кафедру вдовствующей и насилием сломить решимость могилевчан.
И в это трудное для православных могилевчан, да и всех белорусов время святитель Георгий, достигнув высокого положения в обществе, почета, громкой славы, прекрасно осведомленный о положении в Могилеве и его окрестностях, принимает в 1755 году предложение возглавить Могилевскую епархию. Польский король, как не домогались магнаты и некоторые внешние силы, был вынужден согласиться с предложенной кандидатурой. Репутация Святителя Георгия в Европе была безупречной.
Успешная подвижническая работа святитель Георгия еще больше встревожила воинствующую шляхту. Они напали на владыку во время службы в храме летом 1759 года и хотели его убить. Он спасся лишь благодаря тому, что приказал тайно вывезти себя в крестьянской телеге, покрытой сверху навозом.
Тогда в 1760 году вооруженные иезуиты, обозленные открытием семинарии, напали на архиерейский дом и семинарию. Было ранено несколько семинаристов, а сам владыка был вынужден спасаться в подвалах своего дома.
Святитель Георгий не дрогнул. Тогда его начинают клеветнически преследовать в многочисленных судебных исках, обвиняя в «разбойничестве.» Владыка блестяще защищается, и все дела, как ни стремятся предвзято относиться судьи, заканчиваютя провалом.
7 сентября 1764 года королем Польши становится Станислав Понятовский, с назначением которого шляхта согласилась при условии, что он ликвидирует Могилевскую православную епархию. Понятовский уже готов подписать соответствующий указ. Но на его коронации святитель Георгий произнес такую пламенную речь в защиту прав и свобод православных и других инородцев, что Понятовский обещает рассмотреть в установленном порядке и в сейме нарушенные права православных, вернуть им силой отнятые храмы и монастыри.
Король Польши своего обещания не выполнил.
Когда же мытарства владыки дошли до Екатерины II, она дала указания своему послу в Польше принять решительные меры по защите прав православных, и если православные обратятся за помощью к России, то она силой защитит их права.
Возвратившегося в Могилев владыку хотят в 1768 году убить. Он спасся лишь благодаря своевременному предупреждению. Ночью бежал в Смоленск, в ближайшую, расположенную на территории России епархию, и оттуда всеми доступными ему средствами защищал права православных не только Белоруссии, но и Украины. К нему в Смоленск стекались все сведения, а он своими посланиями «бомбардировал» Синод и Варшаву, советами помогал отстаивать в судебном порядке свои права отчаившимся православным.
В ответ на глумление и изуверства латинистов-униатов православный народ Украины поднял восстание, которое приняло широкий размах и ответило не меньшей жестокостью по отношению к угнетателям. Один из гайдамацких отрядов под предводительством Шилы преследовал поляков до турецкой границы. Гайдамаки перешли границу, разбили поляков и пришедшим им на помощь турок.
Этого инцидента оказалось достаточно для объявления войны России, несмотря на то, что гайдамаки — польские подданные.
Турция потерпела поражение, и Россия не стала противиться давнишним планам прусского короля Фридриха II, который за притеснение протестантов просил дать согласие на раздел Польши. И если другие страны захватили часть территории Польши, то Россия только возвратила некоторые свои исконные земли. И главным, определяющим мотивом такого возвращения было притеснение православных, а не имперские замашки России, как пытаются трактовать.
С ликованием белорусы и малороссы встретили свое освобождение. По данному случаю вызванный в Петербург святитель Георгий произнес в придворной церкви взволнованную речь от лица всего белорусского народа.
Но прошло еще много времени, пока загнанные силой в униатство верники смогли вернуться в Православие.
Добившись улучшения положения своей паствы и епархии, владыка не забыл православных белорусов и малороссов, оставшихся на территории Польши. По-прежнему в его лице они видели своего защитника, к нему они обращались за помощью и советом, сообщают обо всех случаях беззакония и притеснения. Усилиями святителя Георгия в Польше была образована самостоятельная православная епархия с кафедрой в Слуцке, которую возглавил его ученик и помощник Виктор Садковский. Оценивая свою пастырскую деятельность до возвращения белорусских земель в лоно Российской империи, владыка писал: «Семнадцать лет я боролся с волками».
Подвиг могилевчан по защите Православия, которое является государствообразующей религией, был оценен, и в 1778 году в Могилев было перенесено из Полоцка центральное управление Белоруссией. И только после октябрьского переворота 1917 г. ненависть большевиков к Царской Семье, к истории государства российского побудила их перенести столицу Белоруссии в Минск.
Но как ни вел себя дипломатично Садковский, поляки сумели сфабриковать против него судебное преследование, бросили его в острог, разграбили архиерейский дом. Прокатилась волна невиданных гонений на православных. Многие из православных вынуждены были спасаться бегством в русские области и просить защиты у русских властей.
Беспорядки дали России повод для новых разделов Польши.
Были расширены Могилевская епархия, образована Минская, но архиепископ Георгий уже не мог воспользоваться плодами своих многолетних трудов. Владыка Георгий, скованный тяжелым недугом, заканчивал свой тернистый земной путь. Сознавая, что его состояние безнадежно и что ему уже не встать со смертного одра, архиепископ Георгий составляет завещание о своем имуществе. Первым пунктом завещания была воля святителя — раздать большую часть денежных средств по его смерти убогим, нищим, вдовам и сиротам. В своем завещании он не забыл никого из тех, кто помогал ему в его трудах, всем он завещал выдать денежное вознаграждение.
Похоронен архиепископ Георгий был в Спасском монастыре, который им был достроен и освящен. В настоящее время после военных и других потрясений его могила неизвестна, она закрыта фундаментом административного корпуса стройтреста N 12.
Главная заслуга святителя Георгия в том, что его усилиями Западная Русь, и в частности Белоруссия, сохранила свою веру, свою народность среди бурного наплыва латино-полонизма, что позволило затем освободиться от польского гнета.
Благодарные современники высоко ценили вклад святителя Георгия в отечественную церковную и гражданскую историю. Великий русский поэт А. С. Пушкин называет его «великим архиепископом Белоруссии», «одним из самых достопамятных мужей минувшего столетия».
Почему в светской литературе и истории стремятся если не вычеркнуть, то принизить значение деятельности святителя Ге-оргия? И кого же нам представляют героями?
В первую очередь Франциска Скорину, который всю свою жизнь стремился заслужить признание Запада, где и провел большую часть своей жизни. Стремился к личному благополучию и обогащению, на этой почве имел судебные разбирательства. В угоду Западу изменил свое имя, которое калькировано с латинского — Franciscus. Раньше в школьных и вузовских учебниках писали Францишек Скорина.
Или второй герой — Наполеон Орда, 200-летие со дня рождения которого пышно отмечено на государственном уровне и сведения о котором в редких энциклопедиях имеются. Наполеон Орда служил Польше, которая во все времена, в том числе и настоящее, является одним из основных полигонов, с которого ведется борьба против белорусского государства.
Выставлять же национальными героями, радетелями за белорусский народ магнатов Радзивиллов — то же самое, что представлять национальными героями России Березовского и Абрамовича.
Мы обычно сетуем, что очень мало сохранилось древних западнобелорусских памятников — писем, книг, актов, летописей. Так в этом большая «заслуга» Георгия Радзивилла по прозвищу «Сиротка». Его имя навсегда войдет в историю как палача древних памятников культуры. «Сиротка», как и магнаты Мацеевский и Гроховский, израсходовали огромные средства на поиски, а затем приобретение русских книг, рукописей, которые потом сжигали. Прославились они и тем, что разрушали русские типографии.
И если подобная печальная участь постигла за редким исключением не все древние памятники западнорусской культуры, то благодаря известной деятельности архиепископа Георгия. Достаточно сказать, что к концу жизни его личная библиотека насчитывала 1269 ценнейших книг и 241 экземпляр рукописей и документов. Мы же не знаем еще, сколько книг уничтожено в пожаре архиерейского дома.
Януш Радзивилл, подобно Вильгельму Кубе, является палачом белорусского народа. В отместку за то, что население Белоруссии поддержало восстание Богдана Хмельницкого, карательная экспедиция под его командованием с неслыханной жестокостью в 1648 году вырезала поголовно все население Пинска и других городов Южной Беларуси.
Ни одна еще круглая дата ни со дня рождения, ни со дня смерти Георгия Конисского не была отмечена на государственном уровне. Прошло незамеченным 200-летие со дня его смерти в 1995 году. Такая же участь может постигнуть и 300-летнюю годовщину со дня его рождения в 2017 году.
На знаменитом памятнике, сооруженном в Новгороде в честь 1000-летия России, на котором помещены барельефы самых-самых знаменитых 106 исторических личностей, прославивших Отчизну, мы находим и барельеф святителя Георгия Конисского.
Могилевщина должна гордиться, что на ее земле жил и творил, отдал все силы и жизнь для процветания белорусского народа святитель Георгий Конисский. Не откладывая в долгий ящик, следует начать подготовку по празднованию на государственном уровне 300-летия со дня его рождения. Масштаб работы настолько велик, что личностными усилиями одиночек его не осилить.
Иван МАРТЫНОВ, доцент Могилевского Госуниверситета им А. А. Кулешова
http://www.rv.ru/content.php3?id=7231