Православие на Северной земле | Виктория Медунина | 10.12.2007 |
Самое главное, о чем я вообще прошу вас, — это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю все, что имею сказать. Остальное — либо подробности, либо второстепенное. Но этого не забывайте никогда
(из завещания отца Павла Флоренского)
8 декабря 2007 года, в день 70-летия массового расстрела под Ленинградом 509 узников Соловецких лагерей, прошли мемориальные мероприятия в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области. Это убийство Соловецких узников — одна из кровавых страниц большого Соловецкого расстрела 1937-начала 1938 годов.
В августе 2007 года исполнилось 70 лет с начала репрессий, уничтоживших десятки тысяч людей, среди которых представители национальных элит, проживающих на территории СССР.
Особое место среди расстрелянных в 1937—1938 годах — многотысячная группа православных священнослужителей. 8 декабря 2007 года исполнилось 70 лет со дня расстрела под Ленинградом выдающегося богослова, ученого-энциклопедиста отца Павла Флоренского.
Особая тройка УНКВД Ленинградской области (начальник УНКВД ЛО Л. Заковский, его заместитель В. Гарин и прокурор Ленинграда Б. Позерн) во исполнение приказа N 447 стремилась не только выполнить, но и перевыполнить разнарядку, установленную для Соловецких лагерей. Было предписано осудить по «первой категории» (т.е. расстрелять) 1200 человек до конца 1937 года. Были приговорены к расстрелу и расстреляны 1825 человек, т. е. на 52% больше.
Основанием для вынесения приговора служила справка начальника Соловецкой тюрьмы И.А.Апетера.
Расстрел был осуществлен в три этапа. Из-за того, что на Соловках уничтожить такое количество людей было невозможно, приговоренные были отправлены на Большую землю. 1111 человек, доставленные с Соловков в город Кемь (Карелия), были расстреляны с 27октября по 4 ноября 1937 года в урочище Сандормох в районе г. Медвежьегорска.
Группу из 509 человек привезли в Ленинград и там расстреляли. Документы о расстреле подписаны 8 декабря 1937 года комендантом УНКВД Ленинградской области А. Поликарповым. По расследованиям, проведенным НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург), местом расстрела этого этапа является урочище Койранкангас, известное как Ржевский артиллерийский полигон в Ленинградской области в районе поселка Токсово. Этот полигон использовался как место расстрела с 1918 года. В 1930-е годы на нем было расстреляно не менее 30 000 человек. Из-за закрытости фондов до сих пор окончательное количество погибших не установлено.
Последнюю группу приговоренных из 200 человек, в отношении которых постановление тройки было вынесено только 14 февраля 1938 года, расстреляли в том же феврале прямо на Соловках.
Среди расстрелянных под Ленинградом 8 декабря 1937 года были представители различных национальностей и вероисповеданий.
— русские: литераторы В. Бестужев-Рюмин, Г. Жантиев, выдающийся богослов и ученый протоиерей Павел Флоренский, адвокат А. Бобрищев-Пушкин, писатели: Л. Грабарь-Шполянский, А. Бескина, Е. Мустангова, преподаватели, научные работники, служащие, рабочие, в том числе осужденные в Ленинграде 16 человек рабочих судостроительного завода им. Жданова, 9 человек рабочих Пролетарского паровозоремонтного завода, 13 человек рабочих Охтенского химкомбината и т. д.
— украинцы: режиссеры А. Курбас, Д. Ровинский, литераторы Н. Кулиш, В. Пидмогильный, академик С. Рудницкий, профессора Н. Зеров, В. Пидгаецкий, П. Филиппович, Е. Черняк, В. Чеховский, М. Яворский;
— немцы, среди них священники приходов Республики Немцев Поволжья;
— поляки, среди 98 человек 34 католических священников;
— узбеки, осужденные по делу «Милли истикляр» в Ташкенте В. Абду, И. Мулла, А. Ходжаев;
— удмурты, среди которых национальные просветители: писатель выдающийся ученый, писатель и просветитель К.П. Чайников (псевдоним -Кузебай Герд), поэты К. Яковлев, И. Бурдюков;
— цыгане, среди них выборный глава московского цыганского табора Г. Станеско и его окружение;
— корейцы, в том числе один из руководителей Корейского союза в Москве Ан-Тай-До.
Список расстрелянных Соловецких узников свидетельствует, что осуществлялся осмысленный этноцид, что вело к уничтожению национального своеобразия народов населявших страну и лишению национального личностного образа.
8 декабря 2007 года, в день памяти убийства 509 соловецких узников, были проведены мемориальные мероприятия, которые начались панихидой в домовом храме Покрова Пресвятой Богородицы при Школе народного Искусства императрицы Александры Феодоровны.
В панихиде, которую отслужил священник домового храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы отец Антоний Кованцев и школьный хор, приняли участие ученики и преподаватели, руководство и директор школы Н.И. Пономарева, представители общественных организаций, жители города, представители Фонда «Андреевский флаг» (Москва), который выступил инициатором проведения этого дня народной памяти.
В панихиде приняли участие родственники расстрелянных соловецких узников. Среди них: внук выдающегося богослова и ученого-энциклопедиста отца Павла Флоренского — председатель рабочей группы по исследованию чудесных знамений, происходящих в Православной Церкви, профессор кафедры литологии Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина д. г-м.н. П.В. Флоренский; внук профессора Р.Н.Литвинова — сподвижника и сокамерника отца Павла Флоренского — член Общественной палаты Российской Федерации Р.Н. Литвинов; племянник преподавателя и офицера К.М. Столярова — вице-президент Фонда полярных исследований, заведующего сектором Российского института культурного и природного наследия В.П. Столяров.
После окончания панихиды от имени родственников погибших 70 лет назад Соловецких узников выступил профессор П.В. Флоренский, который рассказал о подвиге Соловецких узников и жизни-подвиге отца Павла Флоренского. Отрадно, что сегодня ученые-богословы, философы обращают внимание на изучение колоссального наследия священника Павла Флоренского. Издаются его труды, посвященные самым разным областям науки — подробнее, проводятся научные конференции, выставки, семинары. Только сейчас, в начале нового века и тысячелетия, как в России, так и во всем мире происходит только этап открытия и знакомства с этим бесценным, все еще практически нетронутым и неосознанным богатством, которое представляет собой наследие великого русского ученого и мыслителя. Сейчас, по прошествии времени, весь мир обращается к многогранному, необъятному, богословскому, философскому и научному опыту «утверждения Истины» отца Павла Флоренского. Трудно найти область познания, где отец Павел не применил бы себя. Флоренский был профессором Московской Духовной академии, автором множества книг, множества религиозно-философских статей, поэтом-символистом, одаренным астрономом, замечательным математиком, автором «Мнимости в геометрии» и целого ряда монографий; авторитетным специалистом в области физики, автор образцовой работы «Диэлектрики и их техническое применение. Общие свойства диэлектриков», историком искусств и автором нескольких монографий по искусству, и особенно по резьбе на дереве; замечательным инженером-электриком, занимавшим один из основных постов в комиссии по электрификации России. Он был профессором перспективной живописи; прекрасным музыкантом, проницательным поклонником Баха и полифонической музыки, Бетховена и его современников, в совершенстве знавшим их произведения. Флоренский был полиглотом, в совершенстве владевшим латинским и древнегреческим и большинством современных европейских языков, а также языками Кавказа, Ирана и Индии. Но основные интересы отца Павла, несомненно, лежали в области богословия и философии. Неоценим его подвиг в спасании святынь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Отец Павел Флоренский является великим примером стояния в Вере и любви к Родине. О судьбе соратника отца Павла Флоренского профессора Р.Н. Литвинова рассказал его внук Р.Н. Литвинов. Для школьного музея были подарены книги отца Павла Флоренского и ксерокопии его отдельных писем.
Из Школы народных искусств участники мемориальных мероприятий вместе с учениками школы и педагогами отправились на места массовых захоронений погибших в годы репрессий: Ржевский артиллерийский полигон в районе поселков Токсово и Левашово. Там по благословению благочинного Адмиралтейского округа Петербургской епархии архимандрита Сергия (Стурова) священником Федором Кузнецовым из храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала были проведены панихиды. Горели поминальные свечи, были возложены цветы. Если в Токсово еще практически ничего еще не сделано по увековечиванию памяти безвинно погибших и до сих пор не определены границы захоронений, то в поселке Левашово уже с 90-х годов организовано мемориальное кладбище.
После посещения мемориалов участники церемонии посетили музей-квартиру А. Блока, где прошел вечер памяти отца Павла Флоренского.
8 декабря также были проведены панихиды по отцу Павлу Флоренскому и по пострадавшим вместе с ним во многих храмах и монастырях Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Крыма и других городов. Помянули невинно убиенных и участники объединенного крестного хода Владивосток, Якутск — Москва международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы».
День массового расстрела узников Соловецких лагерей 8 декабря 1937 года навсегда совпадает с отмечаемым по церковному календарю с днем памяти священномученика Климента, папы Римского, мощи которого были доставлены из Херсонеса в Киев принявшим святое крещение князем Владимиром в 988 году. Мощи священномученика Климента стали первой святыней Святой Руси.
Левашово и Токсово, эти места под Петербургом, места в Карелии, Коми, Бутово и в тысячах других городов, практически возле каждого нашего города, святы для граждан России, для нашей земли — там пролита кровь многих тысяч святых мучеников, воинов Христовых, которые, как священномученик Климент и сонм святых и новомучеников, в Земле Российской просиявших, не отреклись от Родины, близких, Веры Православной, избрав венец терновый и жизнь вечную.
Мемориальная программа, посвященная памяти 70-летию гибели отца Павла Флоренского и другим узникам Соловецких лагерей была проведена в рамках Международной духовно-просветительской программы «Под Звездой Богородицы», посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви, по инициативе фонда «Андреевский флаг». В организации и проведении приняли участие ученики и преподаватели Школы народных искусств Императрицы Александры Феодоровны, священники Адмиралтейского благочиния Петербургской епархии, Благотворительный фонд «Родная Балашиха» (президент — Л. Самоделова), научно-информационный центр «Мемориал» (Санкт-Петербург, Т. Косинова), Сретенская семинария (зав. кафедрой Т. Шутова), квартира-музей А. Блока в Санкт-Петербурге.
В рамках программы «Под звездой Богородицы» в августе 2007 года организаторами также был проведен речной крестный ход Соловки-Бутово, который завершился установкой 12-метрового Покаянного Креста на Бутовском полигоне. В канун Дня народного примирения, отмечаемый 4 ноября, Бутовский полигон, храм Новомучеников Российских посетили и поклонились Покаянному Кресту Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Послесловие
На Левашовском мемориальном кладбище, где захоронено около 45 тысяч жертв массовых репрессий, установлены Белорусско-Литовский, Русский, Польский, Ингерманландский финский, Итальянский, Еврейский, Немецкий, Псковский, Норвежский, Вологодский (насельницам Горицкого монастыря), Эстонский, Ассирийский, Украинский, Латышский и Литовский памятные знаки и Памятные кресты.
Однако приходящие поклонится невинно погибшим перед входом на одно из крупнейших кладбищ Санкт-Петербурга встречают и вынуждены склонить свою голову не перед памятником жертвам, а «Памятнику Молоху тоталитаризма», который держит в своих чудовищных лапах свою жертву, предназначенную для пожирания. Может быть, открывавший этот памятник в 1996 году мэр Санкт-Петербурга А. Собчак не знал, кто был всепожирающий Молох. Недопустимо, чтобы перед огромной братской могилой, называемой Левашовой пустошью, которая стала настоящим народным мемориалом, Петербуржской Голгофой, продолжал стоять памятник Молоху. В древности на раскаленные руки беспощадного и страшного, всепожирающего языческого идола в Геене огненной, «где червь не умирал и огонь не угасал», древние семиты бросали своих первенцев, которые скатывались в нутро истукана.
Как известно, одним из первых памятников победивших большевиков был памятник Иуде Искариоту, грозно замахивавшегося в небо, которого в 1918 году объявили первым революционером, восставшего против Христа. В России победивших демократов в середине 90-х годов XX века вернулись к богоборчеству в монументальной культуре: этот памятник жертвам репрессий на мемориальном кладбище в Левашово увековечивает палачей. Палач-Молох на памятнике огромен и, по замыслу авторов, непобедим — он и сегодня терзает невинных. Опыту увековечиванию пороков и зла под Санкт-Петербургом через 5 лет, в 2001 году последовали и в Москве, где, несмотря на протесты жителей в 200 метрах от Кремля установили пакостный монумент Михаила Шемякина «Детям — жертвам пороков взрослых», где слуги дъявола выставлены величественными, двухметровыми, окружившими двух маленьких детей, у которых никогда не хватит сил не только поставить пороки у позорного столба, возле которого они стоять, но самим избежать этого позорного столба.
Сегодня, когда мы говорим о том, что настало время «собирать камни», когда мы осознаем путь, пройденный нашим Отечеством в XX веке, и возвращаемся к традиционным основам жизни России, немыслимым без Православия, надо не только говорить, но и действовать, проявляя христианские добродетели, прежде всего — благодарность. Новомученики, святыми могилами которых покрыта наша земля, — это молитвенники о нас и наши заступники. Их жизнь, их исповеднический подвиг должны быть образцом для нас и наших детей. Они зовут нас подражать их подвигу и твердости. И мы должны спасти себя и, прежде всего — наших детей от разных молохов и прочих пороков, которых нам навязывают беззастенчиво и подло даже в святых местах, беззвучно вопиющих к небу о невинно пролитой крови мучеников ХХ века.