Русская линия
Фома Алексей Соколов08.12.2007 

Образование и воспитание

В октябре и декабре этого года буквально подряд друг за другом отметили пятнадцатилетие два православных учебных заведения, чья жизнь и история тесно связаны. Это православная Традиционная гимназия города Москвы и Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет.

Пятнадцать лет — дата сравнительно небольшая, но она позволяет подвести первые итоги, ведь лучший критерий оценки школы или вуза — это выпускники.

«Большинство из них — честные люди…»

Сегодня православная Традиционная гимназия расположена в новом четырехэтажном здании, построенном специально для нее в переулках между набережной Яузы и Покровским бульваром. Вокруг — живая изгородь, внутри — современные классы. Гимназисты ходят в аккуратной форме.

Все как в лучших частных школах столицы. А ведь еще десять лет назад ученики и педагоги только мечтали о собственном здании, кочуя по разным местам Москвы. Занимались они и на Пятницкой улице (где ныне магазин «Православное слово»), и в училище сестер милосердия при Первой градской больнице. Долгое время пристанищем для них служила музыкальная школа имени Мясковского.

Но, несмотря на все трудности, гимназия сумела встать на ноги и теперь является в определенном смысле примером для новых православных школ. Сегодня в ней постоянно обучаются около четырехсот детей, подавляющее большинство которых затем продолжают учебу в вузах.

Видимо, главную роль в этом сыграл по-настоящему сильный учительский коллектив. Обычно принято считать, что в православных школах царит неплохая атмосфера, дети получают хорошее воспитание, зато с «багажом знаний» дела обстоят неважно по причине нехватки сильных учителей-«предметников».

Часто такое мнение небезосновательно. Но «Традиционная» — не тот случай. Об уровне ее педагогов лучше всего говорит тот факт, что восемь из сорока человек здесь имеют ученые степени, а некоторые совмещают работу в гимназии и преподавание в вузах. Пожалуй, таким уровнем не сможет похвастаться ни одна из столичных общеобразовательных школ.

Директор гимназии священник Андрей Постернак рассказывает, что сегодня отношение к православным школам стало более требовательным. Если раньше родителям было достаточно того, что их ребенок будет учиться среди верующих сверстников и педагогов, то сегодня от гимназий требуют еще и хорошего образования. И если в период становления, когда православная педагогика лишь зарождалась, можно было простить ей какие-то издержки, то сегодня гимназиям следует «держать марку», не отставая от лучших светских школ.

Правда, при этом отец Андрей просит не забывать и о том, что в первую очередь гимназию отличает особое воспитание, которое дается в ее стенах.

— Я знаю, что к таким школам, как наша, относятся скептически, считая, что мы растим фарисеев-формалистов, — говорит он, — но мне кажется, что по крайней мере в нашем случае это не так. В конечном счете, все зависит от учителей и от того, как сами они ведут себя в отношении веры и Церкви. Если педагоги начнут лицемерить — ученики это быстро почувствуют и сделают свои выводы… А еще важно помнить, что духовное воспитание — очень сложная область, в которой не действуют отработанные схемы. Каждый случай индивидуален, как индивидуален каждый человек. Поэтому нет смысла давать советы коллегам из других гимназий. Наши наработки просто не действуют в других условиях, с другим контингентом детей. К примеру, у нас ученики — это в основном ребята из верующих семей, и они не нуждаются в изучении азов Православия. А бывают такие церковные школы, где большинство составляют дети из маловоцерковленных или просто неверующих семей. Там нужно говорить совсем о других вещах. В общем, как заметил Амвросий Оптинский: «Теория — это придворная дама, а практика — это медведь в лесу». Оступиться в деле воспитания очень легко. И потому наша главная радость — то, что большинство наших выпускников (а со многими мы до сих пор поддерживаем связь) стали не только профессионалами в своей сфере, но и хорошими, честными людьми.

Кое-кто из бывших гимназистов вернулся после вузов назад уже в статусе учителей. Инспектор по воспитательной работе, преподаватель истории священник Иоанн Воробьев имеет кандидатскую степень и два высших образования, преподает в вузе, но признается, что не хочет оставлять школьный класс. С тех пор как несколько лет назад в летнем лагере гимназии, ежегодно проходящем на Волге, о. Иоанн попробовал себя в роли учителя, он понял, что это его призвание.

— Я успел проучиться в гимназии лишь последние три года, но это были лучшие годы моей школьной жизни, — вспоминает он. — Помню, каким это было чудом: оказаться в кругу своих единоверцев, которыми были и ребята, и учителя. Нельзя было не полюбить гимназию…

Внешне здесь все так же, как и в любой другой школе — шумные перемены, прозвища для учителей, классы географии, химии, информатики. На стенах висят иконы, зато нет никаких «православных» учебников по естественным наукам, и о теории эволюции говорят ничуть не меньше, чем в обычной школе.

Но при этом особое внимание уделяется предмету «Закон Божий». По нему не ставят оценок, занятия стремятся проводить в свободной форме, постоянно комплектуют профильный кабинет новыми мультимедийными материалами, чтобы под рукой у учителя постоянно была любая необходимая информация.

— Это все-таки наша главная дисциплина, — признается отец Иоанн. — Ведь мы хотим, чтобы, окончив гимназию, человек не только сохранил о ней добрую память, но и чтобы память эта была неразрывно связана с Церковью. Мы должны дать ученику все, что необходимо ему для укрепления веры в Бога, привить ему любовь к Православию. К сожалению, не все наши выпускники остаются в Церкви, но, надеюсь, — большинство. И хочется верить, что в этом будет доля и наших заслуг.

В нынешнем году на день встречи выпускников пришли около ста тридцати человек из двухсот шестидесяти. Отец Андрей считает это хорошим результатом. Куда бы ни направились эти люди по жизненному пути, они сохранили связь с гимназией. Среди бывших гимназистов есть физики, врачи, преподаватели — выпускники самых разных вузов.

И все же, если разделить выпускников по вузам, то самая большая группа ребят из гимназии поступили учиться в ее «старшего брата» — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Первый православный университет

ПСТГУ возник почти сразу, как только в нашей стране стало возможно свободное религиозное образование. Наверное, одной из главных его особенностей является неповторимая атмосфера. И это неудивительно, ведь идея создания подобного учебного заведения вынашивалась в среде московского духовенства весь двадцатый век, пройдя вместе с ним через тяжелейшие испытания.

Еще митрополит Московский Владимир (Богоявленский) в первые годы двадцатого века построил в Москве здание Епархиального дома для целей народного просвещения. В 1917—1918 гг. в нем открылась высшая богословская школа для мирян. Но пришла революция. Владыке Владимиру предстоял подвиг священномученика, а Епархиальный дом был отобран у Церкви новой властью.

В советские годы, несмотря на гонения (ведь в столице советского государства и вовсе не должно было быть «религиозного мракобесия»), православная Москва имела выдающихся, образованнейших пастырей и святых старцев. Протоиерей Всеволод Шпиллер, иеромонах Павел (Троицкий), архимандрит Иоанн Крестьянкин, архимандрит Кирилл Павлов в Троице-Сергиевой Лавре, протоиерей Глеб Каледа и другие — о каждом из них можно написать не то что отдельную статью, а целую книгу.

Их образование и духовный опыт легли в основу будущего университета…

ПСТГУ никогда не стремился заменить собой духовные семинарии, его задача была в другом — дать религиозное образование светским людям.

— Это нужно самым широким слоям профессионалов: журналистам, педагогам, чиновникам, ученым… - говорит ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев. — Из наших 2300 выпускников 250 человек имеют сан священников. Но есть и те, кто нашли себя во вполне мирских профессиях. Достаточно взять, к примеру, историков — ведь европейская история немыслима без истории христианства, а история России — без истории Русской Православной Церкви. И таких примеров множество. В нашем вузе непрерывно растет число выпускающих кафедр. Недавно к нам обратились с просьбой создать собственный факультет политологии, где, помимо прочего, давался бы и православный взгляд на эту науку. А в ближайшее время откроется факультет информатики.

Отец Иоанн Воробьев пришел в ПСТГУ после истфака МГУ.

— Я с огромным интересом слушал лекции по истории Церкви и о христианском взгляде на историю мира. Это — важные знания, но в учебных программах истфака МГУ, сохранявших тогда еще многое от советских времен, об этом почти не говорилось. Тем более не было богословия, патристики и других подобных дисциплин. Я вырос в храме, знал о Церкви очень много, но все равно ощущал серьезный пробел в своем образовании, пока не поступил на Богословский факультет ПСТГУ.

О том, что образование ПСТГУ способно пригодиться не только священнику, говорят живые примеры его выпускников.

Для предпринимателя Алексея Алекаева Свято-Тихоновский стал третьим вузом после знаменитого Института имени Плеханова и Академии министерства внешней торговли СССР. Помимо бизнеса, Алексей занимается общественной работой, создал собственный интернет-портал и информационное агентство «Белые воины», принимал участие в перезахоронении останков генерала Каппеля и приведении в порядок захоронений русских эмигрантов в китайском Харбине.

— Учеба в ПСТГУ дала мне главное — возможность систематизировать свои знания, понять глубже учение Церкви, да и просто сам богослужебный круг, — говорит он. — Все-таки приходить в храм, бить поклоны и стоять на службе, не понимая, что происходит вокруг, — это неправильно. Христианин должен стремиться как можно больше узнать о своей вере, о Священном Писании и Литургии. Нам нужно постоянно заниматься своим образованием, и в этом плане ПСТГУ помог мне совершить большой рывок. И, кроме того, он дал мне еще одну вещь — возможность осознать историю с православных позиций. Это сильно сказалось на моем мировоззрении.

Для начальника Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Александра Журавского полученные в ПСТГУ знания сыграли важную роль. Ведь университет дает знания не только о христианстве, но и о других религиях мира.

— Современному госслужащему, занятому в сфере государственно-конфессиональных отношений и национальной политики, крайне важно знание и понимание внутрирелигиозных процессов, особенностей религиозного сознания и миропонимания религиозного человека, — говорит Александр Владимирович. — Без этого трудно поставить верный диагноз геополитическим и религиозно-политическим процессам, которые столь стремительно меняют современный мир… Но для меня учеба в институте (тогда ПСТГУ еще не был университетом) было не только соприкосновением с новыми знаниями. Наверное, в первую очередь это просто счастливый момент моей жизни, так же, как и в жизни большинства моих сокурсников. Мы были людьми из разных регионов, людьми разного опыта и даже разного уровня погруженности в религиозную жизнь. Многие из иногородних студентов, поступивших в институт в первые годы его существования, имели высшее образование, но в религиозном отношении оставались неофитами и преодолевали свое неофитство, свой ригоризм благодаря глубокому духовному влиянию той традиции, которая была сформирована в московской священнической и мирянской среде. Для меня и, как полагаю, для многих была удивительна та почти семейная атмосфера общения студентов и преподавателей, которая отличала институт…

Наверное, эти слова могут служить лучшей характеристикой вуза. Ведь показателем его успеха является не только качество образования и карьера выпускников, но и то, какие они сохранили воспоминания о своей учебе, о преподавателях и однокурсниках. Потому что, помимо прямых знаний, высшее образование — это еще и определенная культура, без которой вуз не может считаться полноценным.

ПСТГУ — сравнительно молодой университет, но уже сегодня он может похвастаться не только уровнем знаний, но и своим особенным, неповторимым духом, а это тоже важно.

Ну и, конечно, хотелось бы отдельно добавить то, что наш журнал, связывают со Свято-Тихоновским университетом долгие и очень близкие отношения. ПСТГУ оказал нам неоценимую поддержку в работе над многими материалами, где требовалась научная консультация. Его выпускники есть и среди авторов «Фомы», и среди сотрудников нашей редакции.

Качество нашего издания — еще одно свидетельство уровня ПСТГУ, его преподавателей и выпускников. А потому все мы, сотрудники «Фомы», считаем юбилей вуза и своим праздником тоже.

Спасибо всем, кто принимал участие в создании и развитии университета.

Ваша работа важна для нашей Церкви, для проповеди Православия. Она важна для всей нашей страны, потому что помогает восполнить те пробелы в науке и образовании, без которых сегодня трудно функционировать в том числе и светскому обществу.

Желаем успехов!

http://www.foma.ru/articles/1319/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика