Русская линия
ОВЦС МПСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 08.12.2007 

Значение отца Павла Флоренского для религиозного возрождения на постсоветском пространстве
Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на международной конференции «Актуальность мысли отца Павла Флоренского» (Венеция, Италия, 5 декабря 2007 года)

«Если бы меня спросили, как в общем итоге определить значение Флоренского для людей, я бы сказал, что оно может быть сведено к властному направлению нашего сознания в реальность духовной жизни, в действительность общения с божественным миром»
С.И. Фудель

Имя и труды отца Павла Флоренского вновь заняли в нашей культуре место, подобающее подлинному масштабу его творческой личности. Многие его начинания и свершения вошли уже в разряд аксиоматических очевидностей культуры, в то же время приспосабливаясь к нашим сегодняшним творческим и духовным заботам. Но не стоит забывать о неизбежном законе, который гласит: смысл предпринятого гениальным умом раскрывается лишь много лет спустя.

Сам отец Павел однажды очень четко обозначил историческую перспективу своего творчества: «То самое, что у меня плотно сведено к одному, к одной цели, что дает смысл существованию — то и тяжело <…> я знаю, что это не достижимо в данное время, в данной стране; не только в ближайшее время, но и в столетия». Прошедшие со дня трагический кончины о. Павла годы дали всем нам возможность убедиться в справедливости этих, вне всякого сомнения, пророческих слов.

Отрадно, что сегодня ученые-богословы, философы обращают внимание на изучение колоссального наследия священника Павла Флоренского. Издаются его труды, посвященные самым разным областям науки — подробнее об этом я скажу позже, проводятся научные конференции, выставки, семинары. Действительно, можно сказать, что только сейчас, в начале нового века и тысячелетия, как в России, так и во всем мире происходит только этап открытия и знакомства с этим бесценным, все еще практически нетронутым и неосознанным богатством, которое представляет собой наследие великого русского ученого и мыслителя.

В конце своей жизни в одном из писем от 1937 года отец Павел Флоренский писал о полном несоответствии своей личности современному ему времени: «Оглядываясь назад, я вижу, что у меня никогда не было действительно благоприятных условий работы, частью по моей неспособности устраивать свои личные дела, частью по состоянию общества, с которым я разошелся лет на 50, не менее, — забежал вперед, тогда как для успеха допустимо забегать вперед не более на 2 — 3 года». Но еще ранее, в одном из писем от 1917 года, отец Павел Флоренский сказал: «Все то, что происходит кругом, для нас, разумеется, мучительно. Однако я верю и надеюсь, что, исчерпав себя, нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы уже не по-прежнему, вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, Святой Руси». И действительно, сейчас, по прошествии времени, весь мир обращается к многогранному, необъятному, богословскому, философскому и научному опыту «утверждения Истины» отца Павла Флоренского.

Трудно найти область познания, где отец Павел не применил бы себя. Флоренский был профессором Московской Духов­ной академии, автором множества книг, ряда религиозно-философских статей, поэтом-символистом, произведения которого появлялись в знаменитых «Весах» и затем были изданы отдельной книгой, одаренным астрономом, за­щищавшим геоцентрическую концепцию мира; замечатель­ным математиком, автором «Мнимости в геометрии» и целого ряда монографий; авторитетным специалистом в области физики, автор образцовой работы «Диэлектрики и их техни­ческое применение. Общие свойства диэлектриков», историк искусств и автор нескольких монографий по искусству, и осо­бенно по резьбе на дереве; замечательный инженер-электрик, занимавший один из основных постов в комиссии по электри­фикации. Он был профессором перспективной живописи; прекрасным музыкантом, проницательным поклонником Баха и полифонической музыки, Бетховена и его современников, в совершенстве знавшим их произведения. Флоренский был полиглотом, в совершенстве владевшим латинским и древнегреческим и большинством современных европейских языков, а также языками Кавказа, Ирана и Индии… В 1927 году он изобрел необычайную машину, которую большевики назвали «Десятилетием» в честь X годовщины октябрьской революции.

Но основные интересы отца Павла, несомненно, лежали в области богословия и философии. Его перу принадлежат фундаментальные исследования и труды: «Столп и утверждение истины», 1913 г. (переведена на немецкий язык); «Смысл идеализма», 1915 г.; статья о Хомякове в «Богословском вест­нике» за июль — август 1916 г. Значительная часть произведений П. Флоренского посвящена детальному рассмотрению и переосмыслению ряда важнейших философских проблем и категорий его «метафизики всеединства» — таких, как теодицея, антроподицея, антиномии космоса, антиномии рассудка, макрокосм, микрокосм, культ, культура, символ, икона, имя, слово, язык, время, пространство, перспектива, число, множество, бесконечность…

Важно отметить, что такая широта исследовательского охвата была связана не столько с личными пристрастиями, сколько, и, прежде всего, с общим замыслом Павла Флоренского выстроить единую, цельную картину мира через обнаружение и исследование глубинных взаимных соответствий различных пластов бытия — уже упоминавшейся выше системы «метафизика всеединства». В известном Энциклопедическом словаре Гранат 1927 года философская задача П. Флоренского и определена как разработка системы «конкретной метафизики» и «проложение путей к будущему цельному мировоззрению» (т. 44, с. 144). Но замечу, что принципиальным моментом при построении философской системы для П. Флоренского было убеждение в том, что философия каждого народа является раскрытием его веры, из этой веры она исходит и к этой вере устремляется, а потому он утверждал, что «если возможна русская философия, то только как философия веры Православной». Исходя из этого, сам П. Флоренский считал себя комментатором и компилятором восточных Отцов Церкви и ставил перед собой следующие задачи: во-первых, очищение всего человеческого знания от ложных предпосылок и догматов современности, от ложной науки и ложной философии; во-вторых, построения системы цельного православного мировоззрения, включающего в себя и православное богословие, и философию, и науку, и искусство.

Своей жизнью отец Павел сам подал прекрасный пример своим потомкам. Идея цельности, прекрасной гармонии множества элементов, в качестве которых выступают интересы человека, лежащие в самых разных областях познания, объединенных единым цементирующим началом, то есть верой, а для отца Павла таковой верой было Православие, является, на мой взгляд, чрезвычайно важной и как никогда актуальной в наши дни.

Быть христианином — это вовсе не значит жить, отрешившись от мира, от жизни общества, от интересов и увлечений. В Своей Нагорной проповеди Спаситель призывает христиан быть «солью земли». Как известно, соль — это вещество, которое предохраняет от порчи, от разложения. Именно таковую функцию, по толкованию многих отцов и учителей Церкви, должны выполнять христиане. Занимая активную социальную позицию, вникая во все сферы жизни общества, будучи неотъемлемыми его членами, они призваны к тому, чтобы озарять мир светом учения Христова. Можно быть верующим человеком и в то же время гениальным ученым, талантливым изобретателем, замечательным педагогом… Личный пример отца Павла — прекрасное тому подтверждение. Его свидетельство проходило в тяжелейшие для российского общества годы. Коренным образом изменился уклад жизни в стране. Произошел страшный переворот в привычной некогда системе ценностей, вера стала восприниматься как пережиток прошлого, как удел недалеких людей, как форменное «мракобесие». Обществу внушали, что верующий человек по определению не может быть человеком умным, способным. В построенной безбожниками «новой России» не нашлось места для верующих людей, ибо они самим фактом своего существования опровергали навязываемую большевиками модель. Всем нам хорошо известно, что произошло потом. «Философский пароход», на котором за пределы советской России были высланы выдающиеся философы и мыслители, страшная волна репрессий, лагеря, в застенках которых погиб, без преувеличения, цвет русского общества.

И в таких жестоких условиях отец Павел нашел в себе силы и мужество совершать исповеднический подвиг — именно так по праву мы должны назвать его жизнь и деятельность в страшные годы воинствующего безбожия. Он не постыдился иерейского креста, в Высший совет народного хозяйства Флоренский приходил в священническом одеянии, всегда подчеркивал, что он пастырь, что он верующий человек, и его убеждения ни коим образом не противоречат его научным изысканиям. Для поколений потомков, живших в годы государственного безбожия, имя отца Павла стало синонимом свободы, знаменем возможности осуществления верующим человеком творческой активности в самых разных сферах жизни. Именно поэтому мы можем говорить о влиянии отца Павла на те процессы, которые начались после освобождения русской Церкви от оков атеизма — а именно на религиозное возрождение, которое охватило Россию и все без исключения страны бывшего Советского Союза.

Говоря о религиозно-философском наследии отца Павла, хочу заметить, что невозможно дать однозначную оценку его, несомненно, неординарным воззрениям. Впрочем, оценочная характеристика вовсе не является темой настоящего доклада. Полагаю, что подробный анализ богословских концепций Флоренского будет представлен в сообщениях, которые еще прозвучат в ходе настоящей конференции. Важно иное — философские воззрения отца Павла оказали существенное влияние на развитие религиозной идеи в последующие десятилетия. Главным образом это влияние распространилось на русское зарубежье, поскольку в атеистическом Советском Союзе религиозная философия развиваться не могла.

Настоящей квинтэссенцией религиозно-философских воззрений отца Павла является уже упоминавшаяся его книга, которая представляет собою серьезнейшую работу, утвердившую Флоренского в ученой степени магистра богословия, в звании экстраординарного профессора Московской Духовной Академии по кафедре истории философии. Книга «Столп и утверждение истины» примечательна не только своей те­матикой, формой и внешним оформлением. Автор демонстрирует почти сверхчеловеческую эрудицию — блестящие знания в области философии, богословия, филоло­гии и математики. Свои философские выводы Флоренский подкрепляет фактическим материалом из области медицины, психопатологии, фольклора и особенно лингвистики. Флоренский также часто обращается к наиболее абстрактным наукам — мате­матике и логике. В примечаниях в конце книги, занимающих почти двести страниц, можно найти мно­жество интересных и ценных высказываний, а также богатые библиографические сведения. Показательна ее оценка ректором Московской Духовной академии епископом Феодором — по его мнению, в этом труде «сделана полная апология христианской веры как единственной истины и сделана тем путем и в той сфере мысли, в какой полагают последний резон всякой истины поклонники человеческого рассудка, и все сказано на родном для них языке рассудка, логики и философии». Замечу, однако, что были и другие, в том числе резко негативные оценки этой книги со стороны ученой общественности того времени.

На мой взгляд, при всей противоречивости этого труда отца Павла, особая ценность «Столпа» заключается в том, что именно эта книга стала наиболее ярким выразителем идей Флоренского. В ней можно проследить эволюцию его философских взглядов, найти ключ к пониманию всего творческого наследия отца Павла. И, наконец, в ней он выразил самую суть своего жизненного пути, а именно наглядное доказательство отсутствия противоречий между наукой и религией.

При наступлении благоприятных обстоятельств дети и внуки Флоренского подготовили к печати и издали основную массу трудов отца Павла, так и не вышедших при его жизни. Кроме того, на протяжении всей своей жизни потомки Флоренского занимались и занимаются и по сей день скрупулезным сбором работ, посвященных изучению наследия отца Павла. Это бесценное сокровище сегодня доступно исследователям. Мы стоим в начале большого пути — труды отца Павла нуждаются в изучении и тщательном осмыслении. Убежден, что в ближайшее время на свет появятся новые монографии, посвященные изучению богатейшего наследия священника Павла Флоренского. Настоящая конференция стала важным шагом на этом пути.

http://www.mospat.ru/index.php?page=38 941


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика