Русская линия
Русская неделяПротоиерей Александр Стрижак06.12.2007 

Схиигумен

Я никогда не ездил к старцам. Не было такой необходимости. Иногда возникали смутные желания, особенно под воздействием книг, так чарующе беззаботно рассказывающих о их житье-бытье, о прозорливости, молитвенности… Хотелось что-то такое узнать о себе, о свое величине, о особом жизненном пути, который непременно откроется. В этом я уверен. Вспоминаю Макаревича: «И каждый верил в свою исключительность, удивляясь, что нет подтвержденья тому…». И никуда не еду… Так продолжалось долго. Но видно пришел срок.

Мы выехали рано. От нас до Дивеева не очень далеко, цифра простая, как возраст столицы — 850. Обычно часов за десять-двенадцать, не особо нарушая правила, но и не соблюдая их если ДПС не видно, можно доехать. Но сегодня мы едем не на Запад, а на Юг. Мы все равно едем в Дивеево, но нам надо заехать за моим приятелем. Он священник в городке Бавлы. Наумовна должна знать, где это. Место интересное, четыре региона России сходятся в этой точке. Татарстан, Башкирия, Самарская и Оренбургская области. Отсюда наш путь пойдет не привычной дорогой через Казань, Чебоксары, Арзамас, а по дороге Уфа — Самара, потом Ульяновск, Саранск и от него на Север межрайонными дорогами. Задумано неплохо, но получается как всегда… Вместо пятнадцать часов, которые мы должны были потратить на дорогу по нашим расчетам, мы ехали почти сутки…

Путешествие наше — рассказ отдельный. Я уже как-то описывал наше ночное движение от Саранска до Дивеева без указателей, без карты, но с молитвой преподобному Серафиму. Как выяснилось позднее, мы не сделали ни одного лишнего поворота, не проехали ни одного лишнего километра. Интересно, что в этой ночной круговерти мы успели заметить указатель на Санаксарский монастырь. Когда пришло время возвращаться, спутники мои, памятуя о увиденном указателе, говорили, что живет там всеми почитаемый схиигумен, и что мы непременно должны заехать…

Один против двоих. Хоть я и за рулем, но совсем игнорировать просьбы друзей не удобно. А сомнений масса. Великий пост. Схиигумен наверняка строгий, как он посмотрит на нас? Доезжаем до перекрестка. Нам направо. Указатель на монастырь — прямо. В сомнении снижаю скорость. Бабушка на перекрестке машет рукой. Решаюсь.

— Бабуля, тебе куда?

— До Темникова подвезите…

На указателе цифра 9… Садитесь. Расспрашиваем старушку. Она говорит, что монастырь рядом, но в пост Схиигумен никого не принимает… Она показывает развилку.

— Вон туда, налево монастырь, а Темников направо…

Доехали до Темникова.

— Вот тут, на автовокзал остановите… Вон и автобус мой.

Ай, да старушка… Она с нами проехала 9 километров, чтобы в пустой автобус сесть, который пойдет мимо перекрестка на котором мы ее подобрали… Стоять-то тяжело…

Старушкина хитрость помогла нам решиться. После развилки дороги идут по двум берегам Мокши, одна в город, вторая в монастырь. Они так и стоят напротив. Монастырь на кромке леса, на своеобразном мысу среди заливных лугов. Весной он и правда с трех сторон окружен водой. И городок на небольших холмиках. Другой дороги нет. Но когда едешь в город, то видишь монастырь как на ладони… Сказочный замок среди лугов, на фоне леса… Только не тяжелый каменный, а летящий над водой, над зеленью лугов раскрашенный в пастельные тона…

Мы заехали… С уговором. Будем столько, сколько захочется, но никуда напрашиваться не будем. Если есть воля Божья на встречу со старцем, то он к нам выйдет, а если нет, то и не надо. Примерно час, может чуть больше, мы осматривали монастырь. Я не люблю в таких местах знакомиться с братией с их проблемами. Душа просит иного, и я просто брожу по монастырю, перебирая четки.

Что делали мои спутники, я не знаю, но мы сошлись в одну точку, к воротам, практически в одно время. Внезапно открылась дверь где-то справа и двор наполнился людьми. Они все выходили и выходили…

— Там батюшка Иероним отчитывал, идите он и вас помажет елеем.

Идем против людского потока. Заходим, маленькая прихожая забита народом, все обуваются. Не решились люди в обуви в келию зайти… И вдруг, в дверях замешательство, из внутренних помещений выходит батюшка. Он широко улыбается и глаза его светят удивительным огнем… В маленькой прихожей, во время Великого Поста… наступает Пасха!..

Я не буду передавать слов, тем более, что ничего таинственного в них нет. Я скажу то, что мне видится большим всех рассказов о встречах со старцами, я их сотни прочел… Самое важно, что дают нам настоящие подвижники Христовы — это пример. Такое простое слово и как много оно вмещает. Ни отчитки, которых, кстати, Схиигумен не делал, он соборовал, служил молебны о здравии, ни сугубые молитвы, ни прозорливость не являются столь важными для нас, как пример состоявшейся жизни христианина.

Только любовь, только исключительно ощущение присутствия Святого Духа в человеке могут влить в другого человека веру. Если его жизнь во Христе привела к подобному результату, значит, этого могу достичь и я. Это живой пример, одним своим присутствием среди нас говорящий больше, чем сотни написанных жизнеописаний. Пример, который не заменят буквы даже самого гениального писателя.

«Идите и научите». Не расскажите, а научите. Научите собственным примером. Как мало я сделал, что бы и во мне люди видели Христа…

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного…

Но у меня еще есть возможность. Я видел, это не красивая сказка, это реально достижимо.

Слава Тебе, показавшему нам Свет!

Справка:

Cхиигумен Иероним (Верендякин, + 06.06.2001 г.)

Схиигумен Иероним (в миру — Иван Яковлевич Верендякин) родился 14 сентября 1932 года в селе Ичалки Ичалковского района Мордовской АССР, в семье крестьянина. Окончил восемь классов средней школы, трудился плотником, электриком, грузчиком, а с 1974 года — сторожем Иоанно-Богословского собора в Саранске. По воспоминаниям самого батюшки, он еще в детстве хотел стать священником. И Господь призвал его на Свое служение, но после многих лет труда среди простого народа.

6 апреля 1975 года был рукоположен во диакона, а на следующий день, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, — во иерея и назначен настоятелем Покровской церкви села Спасское Рузаевского района Мордовской АССР.

В 1979 году иерей Иоанн был переведен на служение священником в Иоанно-Богословский собор в Саранске. В 1982 году ко дню Святой Пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом награжден наперсным крестом. 1989 году протоиерей Иоанн и его супруга Анна Демидовна пишут прошения епископу Серафиму о благословении постричь их в монашество. 27 апреля 1990 года протоиерей Иоанн пострижен в монашество с сохранением прежнего имени в Покровской церкви села Дракино Торбеевского района Мордовии. Постриг совершил архимандрит Модест (Кожевников, † 1997).

Затем краткое служение настоятелем Никольской церкви в селе Теризморга Старо-Шайговского района Мордовии, и вот, 24 мая 1991 года указом правящего архиерея игумен Иоанн определяется насельником только что возвращенного Русской Православной Церкви Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря. 3 декабря того же года он был назначен братским духовником. 19 декабря 1992 года наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил постриг игумена Иоанна в схиму с наречением имени Иероним, в честь блаженного Иеронима Стридонского (память 15/28 июня).

Отпевание схиигумена Иеронима состоялось 8 июня 2001. Погребен схиигумен Иероним на братском кладбище Санаксарского монастыря, у алтаря Воскресенского храма.

Отец Иероним (Верендякин) был прост сердцем, кроток, сам вид его источал любовь. Вокруг отца Иеронима при жизни во множестве роились всевозможные слухи и мифы (это печальный удел почти всех настоящих подвижников). О нем говорили, что он был экзорцист и производил отчитки духовно болящих. Это не так. Он действительно знал законы духовной брани и, как аскет и молитвенник, к тому же защищенный великой схимой и священническим саном, был весьма грозен для нечистой силы. Но сокрушал он ее исключительно своей любовью к Богу и людям. Никаких отчиток он не производил, заклинательных молитв против нечистых духов не читал (видимо, по своему смирению — так как он не менее, чем кто-либо, имел на это право), а обращался напрямую к Богу, молитвенно испрашивая здравия для пришедших к нему за исцелением.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика