Русская линия
Русский дом Александр Бобров06.12.2007 

Благодатный ураган

Вся Вязниковская земля по красавице Клязьме: и древний город Ярополч, сожжённый ордынцами 1239 году, и бывшая царская слобода, а потом уездный и районный центр Вязники, ставший в наши дни столицей Фатьяновского праздника песни, и Мстёра с её иконописцами и вышивальщицами — испокон века находилась под покровительством Казанской иконы Божией Матери. В Вязниках предстательство Богородицы ощущается особо, здесь чтут чудотворный образ Заступницы, писанный ещё в 1624 году

Первое письменное упоминание о Вязниковской царской слободе относится к 1585 году. Жители города занимались льняным промыслом, рыболовством, бортничеством и садоводством. А своё название слобода получила от большого количества деревьев-долгожителей, вязов, которые легко переносили суровые русские зимы.

Свято-Благовещенский монастырь основан в 1641 году. Тогда Государь Михаил Феодорович Романов приехал в Вязниковскую слободу на поклонение чудотворному Казанскому образу Божией Матери. В 1643 году возведена скромная деревянная церковь, а годы расцвета монастыря пришлись на царствование Алексея Михайловича, который вместе с супругой был вкладчиком в обитель. В 1689 году освящён каменный двухэтажный храм, который доныне украшает Вязники. Трудные времена наступили для Свято-Благовещенского монастыря в царствование Петра I. Однако местные жители свою обитель любили и помогали ей по мере сил. Радением благотворителей и вязниковских жителей были устроены для монастыря Святые врата с надвратным храмом во имя Всех святых (освящён в 1794 году). В 1810 году возведена каменная монастырская ограда. Свято-Благовещенский монастырь стал украшением города. В апреле 1916 года указом Священного Синода Свято-Благовещенский мужской монастырь преобразован в женскую обитель с назначением игуменьей матушки Серафимы (Шипулиной) из близлежащей Серапионово-Алексеевской общины.

В конце 1921-го монастырь был закрыт. В 30-е, в годы гонений на Православную церковь на территории монастыря располагался льняной техникум и его общежитие. Здание Благовещенского собора отдано под музейные нужды, а келейные корпуса отошли в жилой фонд города.

Ещё лет десять назад участники Фатьяновских праздников принимали участие в открытии новой экспозиции в подклете храма, посвящённой знаменитому поэту-земляку. Восемь лет назад, в канун празднования 375 годовщины обретения Казанской Вязниковской иконы Божией матери, монастырь по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия начал своё возрождение. В обитель приехала монахиня Шамординского монастыря, что возле Оптиной пустыни, матушка Серафима (Старых). Монастырь стал жить своей сокровенной жизнью. Несколько лет назад он засиял новыми куполами над вязами, ещё больше украсил Вязники.

В этом году накануне летнего праздника Казанской иконы Божией Матери тихим вечером направляюсь в обитель: что там сегодня? Благоговейно вступаю на ухоженную территорию. Благовещенский храм уже закрыт. Вижу двух монахинь, здороваюсь, хочу спросить, сколько же сегодня насельниц в монастыре. Вдруг они оживляются: «Матушка приехала!». От скромной иномарки стремительно идёт высокая игуменья, дружелюбно улыбаясь. Когда узнала, что я представляю не только поэтов, приехавших на праздник, но и журнал «Русский Дом», сказала властно: «Приглашаю вас на чай, не отказывайтесь. Что на дворе о нашей жизни говорить, хоть и цветник у нас красивый, правда?».

Оказывается, недавно, в мае 2007 года, в день памяти многострадального Иова, матушка Серафима была посвящена в сан игуменьи. Владыка Евлогий после всенощной вручил ей жезл — символ настоятельской власти. Игуменство самоотверженной матушки Серафимы, принявшей огромное поле для служения и возрождения, освоившей звоны на новой колокольне, началось с трагического, на первый взгляд, события. Накануне июньского праздника Всех святых над Вязниками и монастырем пронёсся разрушительный ураган, который повредил крест над Всехсвятской надвратной церковью. Не снёс, а надломил его. Монастырскую стену заменяет сегодня деревянный забор, который примыкает к надвратной церкви, ныне не действующей — до всего порушенного руки сразу разве дойдут! А ведь эта надвратная церковь была некой защитой от врагов видимых и невидимых, входом для верующих и желающих спасения, благословением всех святых. Теперь вот и крест безжизненно повис…

Как предчувствовал владыка Евлогий — в его письменной резолюции на годовом отчете монастыря о работе по восстановлению обители говорится: «Все сроки прошли для Святительского храма. Давно пора храм Всех святых ввести в жизнь. Необходимы Святые врата монастырю, как воздух».

После таких слов владыки ураган, прошедший в канун праздника Всех святых, 1 июня по новому стилю, воспринимался уже как знак свыше, как знамение Божиего смотрения и Божиего присутствия в жизни скромной обители. Сестры так и записали в летописи монастыря, в главе «Крест»: «Нам стало светло от благодатной мысли, высказанной матушкой Серафимой о том, что Господь даёт нам знак, что более нетерпимо столь долгое запустение в храме, прославленном в честь всех святых, угодивших Богу на земле. Тем самым подвигая нас к трудам по восстановлению разрушенной церкви».

Меня поразил и сам светлый тон рассказа, и та убежденность в неслучайности не благоприятных, на мирской взгляд, событий, готовность претворить их в созидание. Вот как описаны дальнейшие события в главе «Крест»: «Чтобы снять с купола церкви поникший главой крест, необходима была техника, которую город предоставить не мог из-за последствий урагана. Тем не менее нашлись добрые люди из числа администрации, и в субботу днём подъемное устройство было в распоряжении монастыря. Молитвенная признательность Елене Викторовне Морозовой за её доброту и отзывчивость, уже не единожды проявлявшихся в нуждах восстанавливающейся обители. Раб Божий Андрей, без уговоров и мзды взявший на себя основной и очень рискованный труд, ставил несколько лет назад кресты на Благовещенский собор. Молитвенная признательность и благодарение этому мужественному и скромному человеку — без страховки, при сильном ветре, в раскачивающейся люльке подъёмного устройства произведшему уникальную работу по демонтажу и снятию креста. Все сестры и трудники монастыря были свидетелями происходящего. С замиранием сердца смотрели на маленькую фигурку, двигающуюся в высоте. И, сначала стихийно воссылая молитвы, затем по матушкиному благословению, стали петь акафист всем святым. Воодушевление и необъяснимая радость объединили всех сестер. Удивительное чувство причастности к чему-то неземному, чего умом вместить нельзя, и что сейчас с нами здесь, в этот момент происходит и водительствует нами. Мы просто пришли посмотреть, и как-то помимо нас происходящее стало таинством, в котором мы только принимали участие. Под пение акафиста крест медленно был спущен на землю. Затем по благословению матушки сестры подняли крест на плечи и во главе с матушкой под пение тропаря кресту, медленно пошли по дороге в храм Трёх святителей, где и завершилась история креста.

Всё совершалось не более часа, но внутренние перемены душ, след ещё неосознанный от этого события не вполне земного, непременно, как семя, даст свои ростки в душах всех сестер, участниц этого знаменательного крестного хода».

Этот крестный ход — после природной стихии, с надеждой на возрождение. Вот таким возвышенным стилем сестры ведут летопись своего монастыря. В беседе за чаем я спросил матушку Серафиму по-житейски: «Ведь десять насельниц всего у вас, вместе с немощными и больными. Легко сказать — давно пора храм ввести в жизнь. А какими силами вводить?».

— Господь даст силы. Коли владыка Евлогий так прозорливо написал, ещё до урагана, значит, провидел. Он ведь у нас больше, чем архипастырь. Он — настоящий старец! Осилим…".

И столько радостной решимости светилось в её глазах за стёклами очков, что и впрямь верилось: осилят. Но надо помочь обители — во славу Божию и душ наших во спасение.

Свято-Благовещенский монастырь, г. Вязники Владимирской епархии, Музейный проезд, 7.

Р/с 40 703 810 710 070 099 968 во Владимирском ОСБ N 8611

к/с 30 101 800 000 000 000 000

ИНН 3 303 005 910

КПП 330 301 001

БИК 41 708 602

Настоятельнице игуменье Серафиме

http://www.russdom.ru/2007/20 0711i/20 071 127.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика