Русский вестник | Алексей Чичкин | 28.11.2007 |
Известная на весь мир киноэпопея Сергея Бондарчука обоснованно, ибо документально — как и в самом произведении Толстого — прославила силу русского оружия, русского духа, сплочённости нации перед внешней угрозой. Именно эти факторы позволили не только изгнать агрессоров за пределы России, но и освободить от них почти всю Европу. Венцом же той военной кампании, да и величия тогдашней Российской империи было вступление русских войск в Париж в 1814-м. Не только историческая, но и кинематографическая целостность, максимальная «приближённость» к произведению Л. Н Толстого того произведения советского кино получила всемирное признание. Тем же отличается художественный фильм «Минин и Пожарский» 1939 года от куда более технически совершенного, но космополитичного и едва ли не антирусского «1612».
В нынешнем же сериале «Война и мир-1812» Кутузов представлен полубольным-полуневменяемым самодуром-начальником, а Александр 1 как бы парит над всем происходящим. Куда величественнее, прозорливее и, безусловно, культурнее Бонапарт, не говоря уже о прусских и австрийских царях и царедворцах. И всё это на фоне переизбытка откровенно кровавых сцен, столь характерных едва ли не для всех жанров западноевропейского и североамериканского кинематографа. Плюс к тому, — антиподы советского образца «Войны и мира», но характерные для «западного» кино отрывочные, зачастую не связанные друг с другом сцены семейной и личной жизни героев «Войны и мира». Разбавляемые сверхозабоченностью многих русских героинь сериала интимной жизнью. И явно натужные диалоги с досконально, похоже, отрепетированной «русскоязычной» мимикой и с вкраплениями русских пословиц. Похоже, чтобы придать больше «русскости» сериалу.
Как пояснил СМИ генеральный продюсер телеканала «Россия» Сергей Шумаков, «сценарий написали в Лондоне, а потом редакторы телеканала «Россия» пытались приблизить его к оригиналу Л.Н. Толстого. «Это было непросто, и мы решили ограничиться тем, что убрали очевидные глупости (выделено А.Ч.). Например, перед официальной премьерой в Риме я к ужасу своему увидел, что великолепная сцена пожара Москвы (смакование из Лондона?.. выделено и прим. А.Ч.) происходит вместе с храмом Христа Спасителя, который, оказывается, расположен и горит рядом с Кремлём. Для российских телезрителей храм спешно убрали, но, боюсь, не везде».
Добавим и то, что почти все актёры, исполнявшие русские роли, забыли, видимо, снять обручальные кольца с левой руки: именно на ней такие кольца носят католики и протестанты. Был, судя по сериалу, в России и какой-то «Павлоградский» полк, да и эполеты на левом и правом плече одних и тех русских военных персонажей часто разные (более подробно и, можно сказать, образно о «проколах» сериала — не столько случайных, сколько преднамеренных).
Складывается впечатление, что сверхзадача того, что создано и показано, — внушить, доказать космополитичность, транснациональность всех общеевропейских военных конфликтов, да и мировых войн. И, соответственно, нивелировать роль отдельных государств и народов в сопротивлении агрессии. То есть якобы вообще не было и не бывает никакой агрессии, как и не бывает в помине общенационального единства для отпора агрессии, а есть только борьба держав друг с другом. Как в известной песне В. Леонтьева, исполненной именно в дни натовской агрессии против Югославии и американских «зачисток» Белграда урано-графитовыми бомбами, — про то, как югославский солдат и британский матрос почему-то оказались в одном кафе, хотят лишь любить и быть любимыми…
Впрочем, «наднациональная» трактовка российской, советской, да и мировой истории давно присутствует и в российских учебниках для школ и вузов. Но что ещё интересно: в советских и нынешних учебниках по истории лишь вкратце упоминается тот факт, что, наряду с участием в «наполеоновских» войнах, в 1806—1812 годах Россия воевала с Турцией, в 1808—1809 гг. — со Швецией, а в 1804—1813 годах — с Ираном, которых подстрекали Великобритания, Австро-Венгрия, Франция, Ватикан. Чтобы распылить силы России в канун, можно сказать, стратегической наполеоновской агрессии. Что во многом удалось сделать: так, крупные российские воинские контингенты в 1812-м были задействованы на Кавказе, что очень помогло наполеоновской армии в 1812 году. Но войны с упомянутыми странами завершились победой России с существенным приращением её границ и, повторим, одновременно — прежде всего благодаря России — была повержена наполеоновская Франция! По имеющимся данным, эти события присутствовали в некоторых кадрах в начале сериала С. Бондарчука, сопровождаясь титрами и их закадровым чтением. Но цезура решила «дозировать» изображение величия тогдашней России…
Многие российские и зарубежные историки считают, что именно в первой четверти 19 Х века Россия достигла наивысшего могущества и наивысшей прочности за весь прежний период своего существования. И неудивительно, что в нынешнем сериале нет даже намёка на вышеотмеченные — можно сказать, феноменальные события…
Судя по тематическому «замаху» западных, точнее — космополитических киноинтерпретаторов истории, в том числе российской, вскоре мы сможем лицезреть их варианты советских киноэпопей «Минин и Пожарский». «Иван Грозный», «Пётр Первый», «Александр Невский», «Падение Берлина», «Освобождение», «Битва за Москву», «Обыкновенный фашизм», «Живые и мёртвые», «Горячий снег». Эта тематика тем более заслуживает неоглобалистского, точнее — русофобского и антисоветского «прочтения"…