Русская линия
Русский вестник Николай Бурляев27.11.2007 

«Мы еще раз покажем мощь и непобедимость русской культуры»

Только завершился первый международный кинофестиваль «Русское Зарубежье», а москвичей и не только их ожидает другой, ещё более известный и знакомый, праздник искусства — 5 международный театральный форум «Золотой Витязь». В преддверии этого события корреспондент «Русского Вестника» побеседовал с народным артистом России президент МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» Николаем Петровичем Бурляевым. Конечно же, первый вопрос был связан с деталями готовящегося мероприятия.

Николай Бурляев: 5 юбилейный международный театральный форум «Золотой Витязь» проводится в Москве с 1 по 9 декабря в театре Содружества актёров Таганки, который станет главной площадкой конкурса театров больших форм. И конкурс театров малых форм пройдёт в театре русской драмы Михаила Щепенко, который стал соучредителем нашего форума и подставил плечо в самый трудный для нас момент, когда решалось, проводить или не проводить этот форум, поскольку не стало никакой государственной поддержки. Нам было отказано в этом году в какой бы то ни было поддержке. Поэтому было очень опасно пускаться в путь без каких-то гарантий, но так как это не в первый раз в жизни «Золотого Витязя», а «Витязь» не привык отступать, мы решились идти в атаку и проводить 5 театральный форум несмотря ни на что. И вот именно тогда Михаил Григорьевич Щепенко подставил плечо и решил нам отдать помещение театра на все 10 дней для работы жюри конкурса малых форм.

В связи с тем, что поддержки не было, мы решили ограничить количество конкурсных показов, и их уже будет не 40, как в прошлом году, а 22. И больший упор мы сделали на театрах Москвы. Так, впервые у нас окажется театр «Ленком» со спектаклем «Женитьба» по Гоголю, мы увидим интересный спектакль Театра имени Ермоловой по пьесе Питера Устинова «Фотофиниш» с блистательным исполнителем главной роли Владимиром Алексеевичем Андреевым. Именно этот актёр будет увенчан главной нашей наградой — это уже известно и об этом я говорил — золотой медалью имени Мордвинова за выдающийся вклад в театральное искусство. Такую же медаль получит и выдающийся болгарский артист, который приедет к концу нашего форума и покажется в спектакле «Краб» по Беккету, где он играет главную роль.

Русский Вестник: До этого форум проводился не в Москве?

Н.Б.: Нет, мы лишь один раз театральный форум осуществляли в Минске, а так все три форума были здесь в Москве.

РВ: Вы упомянули о проблеме с выделением средств. Как Вы считаете, тут есть какие-то конкретные причины?

Н.Б.: Видимо, причины есть. О причинах можно говорить, как мне открыто говорил руководитель агентства по культуре в личной беседе, что-де кинофорум «Золотой Витязь» — это ваша ниша, вы её заняли, а вот с театральным форумом вы появились по-партизански. Я возразил: я пришёл открыто в Минкульт, поговорил с руководителем отдела театров, мы всё обговорили, и мы начали работать только после того, как нам была обещана поддержка. Но поддержка эта покрывала 1/20 часть бюджета. На эту поддержку мы могли принять только полтора театра, мы же в тот год приняли 30 театров — в первый год, дальше 38, потом 40, теперь идёт спад — 22, потому что поддержки нет. Почему? Кроме удивления, нет больше никаких реакций. Я приходил к Швыдкому в прошлом году, накануне 4-го форума, когда была такая же катастрофа: столь же мизерная поддержка и ожидание 40 театров к нам в гости. Я говорил: ответьте, на 400 тысяч рублей можно ли принять в Москве 500 гостей, поселить их гостинице, возить, кормить, арендовать два театра для конкурсных показов? Он ответил «нет» и обещал, что к осени, когда у нас открытие, он поможет, будут резервы какие-то, но пришла осень, и никакой поддержки не было. Но ведь агентство по культуре — об этом я прямо говорил руководителям — должно помогать тому форуму, которое делает государственное дело, государственный заказ. Мы работаем за Министерство культуры, мы помогаем исполнять посильно, как мы можем, те установки президента России, которые были озвучены им в послании к Федеральному собранию, где президент впервые открыто говорил о культуре, о том, что мы должны идти дальше, опираясь на традиционные ценности и духовно-нравственные основы нашей культуры. Это то, чем занимается «Золотой Витязь». И кинофорум, и театральный форум. Так кому же помогать, если не этому форуму? Однако, отказано, и это вызывает наше удивление и понимание того, что дальше развиваться культура так не должна, что нынешнее руководство — это тормоз.
И когда я спрашивал, зачем вы помогаете тому, кому не нужно помогать и не помогаете тому, кому обязаны помогать, мне ответили: «Ну как же?! Мы должны всем помогать!» — «Нет! — ответил я, — Вот биеннале, на которые вы тратите миллионы долларов, где куры гадят на голову Льва Толстого, а посетителей выставки невольно или вольно заставляют топтать тексты Евангелия, проецируемые на пол, то есть, люди не могут не топтать это, проходя по залу, — вот этому не надо помогать! А патриотическому нравственному форуму, борющемуся за традиции русского реалистического театра, за гармонизацию общества, за позитивное влияние на подрастающее поколение, вот этому нужно помогать, потому что мы не коммерческая организация, мы не делаем деньги — мы работаем на культуру».

Это давний наш камень преткновения, почему я и требовал отставки Швыдкого с поста министра. Я ему тоже объяснял это в личной беседе, что я этого требовал «не потому что я к Вам плохо отношусь; Вы одарённый театровед, я читал Ваши работы, когда Вы занимались делом, но я требовал бы отставки любого на Вашем месте, если бы он, как Вы, стал последовательно, системно, программно вытеснять культуру в рынок». Для меня — человека, отдавшего 50 лет искусству и кое-что сделавшего для нашего искусства, то, что живёт и будет жить, даже когда я уйду из жизни, — несовместимы эти два понятия: культура и рынок. Это принципиально разные два потока. Он мне кивал на Грефа и на Кудрина, что-де они это решили, но где он был — руководитель отрасли, который должен отстаивать культуру, а он выкинул нас на панель доходного промысла. «Делайте деньги!» На чём делать деньги? Деньги-то делаются на самом низменном, на рыночном, том, что будоражит сознание, том, что оголяется, показывается пошло, — вот это притягивает в рынок. У нас иные задачи: не мгновенный сбор дивидендов — сейчас же и побольше, наши дивиденды окупятся в будущем, когда через лет 10−15 подрастут те, кто придут сейчас в театр на 5-й театральный форум и увидят высокие примеры русской классики, и будут укреплять и сознание, и сердце, и дух на этих творениях и вырастать гармоничными людьми — патриотами России. Вот где окупится то, что мы делаем сейчас.

От нас требуют, чтобы мы сами делали деньги. Мой принцип — отдавать даром, как в Библии говорится, даром получил — даром отдавай! Как же можно на том, что дал нам Бог, делать деньги? Это грешно! И недаром все форумы «Золотого Витязя» проходят бесплатно для тех, кто приходит к нам. У нас платные билеты, но мы их отдаём бесплатно. На 3-й театральный форум, который прошёл в Москве в этих же театрах, у нас было на руках 20 тысяч билетов на 10 дней на все конкурсные показы. Даже если это по 500 рублей, вы понимаете, какая это сумма! Что делает «Золотой Витязь»? Он отдаёт эти 20 тысяч билетов в детские дома, интернаты, приюты, школы, и вот потом, когда мы уже оканчивали этот форум, мы пожинали наши дивиденды, когда к нам подходили учащиеся этих школ и их педагоги, которые говорили, что не узнавали своих детей в эти дни. Они тянули не на дискотеки, а стремились с театр. Эти дети открывали Россию, русскую культуру. Я боялся, потому что понимал, что отдаю эти билеты трудным детям, я ждал неадекватных реакций в зале. Но что же я увидел? Благоговейная тишина! Ни чихнут, ни кашлянут все 2−3 часа, пока идёт действо, а потом они поднимались и вместе аплодировали, плакали и благодарили нас за это. Вот, что чем должна заниматься культура!

С приходом нового руководства обновляющейся России нужно в корне менять культурную политику. Довольно культурных революций! Революция — это рёв люцифера. Хватит реветь — нужно поднимать душу человека, спасать Россию, а её спасёт не экономика, и не финансы, не нефть, не недра и огромные территории, которые, как мы видим, можно прекрасно разворовывать или разбазаривать, а культура и нравственный закон, положенные в основу жизни нашего общества, который будет привит всем. Это и будет иммунитет нашей нации. И там, где не может спасти ни закон, ни милиция, ни армия, там спасёт нравственный закон, который мы прививаем нашему обществу. Он будет отторгать всё то, что вне этого закона.

РВ: Сейчас политики, в частности представители той же «Единой России» много говорят о русском национализме и подъёме русской идеи в культуре. Вы, как специалист в этой области, видите это на деле, или же это остаётся на уровне слов?

Н.Б.: Пока я вижу практику «шага вперёд — два назад». Вроде объявлено это, а танцуют толи на месте, толи делают отступление. Боятся в полный голос говорить о русском народе, о русской культуре — основе нашего государства. Я приведу пример один показательный. Стою на кладбище в длинной очереди, чтобы добиться места для моей мамы. Вдруг кто-то тронул сзади. Я оглядываюсь: две пожилые женщины еврейской национальности. Одна из них спрашивает: «Вы Бурляев?» — «Да», — и ожидаю того, что будет речь: «Вот, что Вы затеяли Всеславянский форум, а как же мы?» Такие возгласы ведь были и даже от моих коллег, мол, а где же мы? Вдруг эта женщина говорит: «Спасибо за всё, что Вы делаете, потому что, пока есть Россия, есть все мы». Вот это отношение поистине прорусских людей, для которых русская культура, Родина — неотменяемые понятия, которые не променяют Родину на южные блага — бананы и шекели. Они будут жить здесь, работать здесь и лягут в землю России. Тогда эта женщина просила меня, чтобы я ходатайствовал у депутата, к которому они обращались, с тем, чтобы он откликнулся на их просьбу по захоронению их родственников, потому что у них были трудности с этим. Я помог.

Поэтому нужно активнее и смелее проводить в жизнь то, что озвучено руководством, понимания, что в России живёт 82% русских, столько же практически и православных. Не надо этого бояться, потому что русские православные — это самая веротерпимая часть планеты. Именно в России не погиб ни один народ, ни одна культура, ни один язык. Надо делать своё дело активнее, невзирая на тот писк, который поднимают русофобы. Мы живём в нашем доме, и мы должны заботиться о нём, о новом поколении, о нашем будущем. Ведь это мы делаем не только для русских, но и для всей России. Спасти Россию может спасти только монолит русского народа. Нужна объединяющая всех идея.

Помню, как русофобы и либералы нападали на фильм «Лермонтов», пытаясь перекрыть ему путь к зрителю. Ко мне тогда пришла рецензия из Магадана, и в ней описывалась премьера «Лермонтова» в магаданском кинотеатре. Заканчивалась она одной фразой, и я её запомнил: «В зал вошла разрозненная масса — вышел монолит». Вот почему, видимо, и встали на пути этого фильма наши русофобы. Не хотят они единения русского народа.

РВ: Был упомянут фильм «Лермонтов», и я как раз хотел спросить на тему экранизации классики и кино про жизнь классиков. Каково Ваше отношение к тому, что сейчас снова обратились к классике, и какова Ваша оценка её экранизации?

Н.Б.: К этому процессу я отношусь положительно: к классике надо обращаться и будут обращаться. Только вот кто, как и с чем обращается. Одно дело фильм «Последняя дуэль», где автор попыталась поднять факты исторические, показать реальные ответы на вопрос «почему был убит Пушкин?» Она показала, что это заговор, что это политическое убийство, а вовсе не за жену-красавицу, как упорно нам трактовали. Естественно, она попала под обстрел критики, что, мол, вот опять заговор, опять иностранцы, инородцы, — да что же такое? Но если это факты истории, если это действительно политические убийства Пушкина, Лермонтова, Есенина, Талькова… Я мог бы продолжить, хотя и нет доказательств, Высоцкого. Медик, вскрывавший тело поэта и певца, говорил о том, что подобный исход может быть только от яда определённого. Я говорил об этой странной закономерности убиения пророков России Сергею Федоровичу Бондарчуку. То есть в этом деле о Лермонтове я увидел этот очевидный факт, причём, в убийстве и Пушкина, и Лермонтова принимал участие один и тот же круг лиц. В этом заговоре одни и те же люди, тот же Нессельроде — министр иностранных дел, русофоб, масон и австрийский шпион, сообщавший о том, что делается при русском дворе, австрийскому императору. Итог его деятельности: он привёл Россию к войне с Турцией. Когда я об этом говорил, Бондарчук мне ответил: «А Шукшин? Его же тоже убили, и я даже знаю, кто». Как ни допытывался, он не ответил, кто это. Правда, потом он писал об этом и говорил в прессе.

Кто-то очень боится того, что на Руси поднимается пророк, к голосу которого прислушиваются, что пробуждает лирой добрые чувства и может гармонизировать целый народ. Такого человека убивают. Примеры мы уже привели.

В фильме «Лермонтов» я взял главные его грани для меня, потому то всего обхватить я не мог. Это грани патриотизма — любви к Отечеству, грани подвижничества — осознанного самопожертвования, прохождения крестного пути и осознанного принесения жизни своей на алтарь Отечества. Это было для меня главное — всё самое возвышенное, чистое в Лермонтове. На этом я делал акцент, и в этом меня упрекали русофобы.

«А где же „Немытая Россия“?! Её там нет!» — восклицали они.

А я им объяснял, что «Прощай, немытая Россия» не написана Лермонтовым. Это не лермонтовские строки, и это уже доказано, однако эти строки даже в школьных учебниках, и дети открывают Лермонтова по нелермонтовской писанине.

Эти стишки принёс в редакцию некий Бартенев через 20 лет после того, как не стало Лермонтова, и объявил, что это ему читал сам Лермонтов. Поверили, издали. Ещё лет через 10 этот же Бартенев приносит в редакцию новую версию «Немытой…» — что-то там подправил и заявил: «Это списано с подлинника». А подлинника нет. Поверили, издали. Долгие годы «Немытая…» публиковалась в «Приписываемом Лермонтову» к самом конце, а потом потихонечку чья-то грязная рука втянула эти строки о «Немытой» в 1841 год — в последний год жизни Лермонтова и поставила рядом с шедеврами, где всё дышит высоким полётом духа — «Выхожу один я на дорогу», «Люблю отчизну я…» и так далее. И рядом с этим — «Прощай, немытая Россия». «Немытый» не употреблялось Лермонтовым в речи, тогда как «люблю» и «любить» — 1500 раз. Он был соткан из любви.

РВ: Сейчас активно ведутся споры о введении Православия в школах. Для кого-то русская культура и Православие неразделимы, для кого-то нет, а как Вы считаете?

Н.Б.: Об этом даже и говорить как-то смешно! У меня к этой проблеме отношение чётко однозначное. Я считаю, что правы белорусы, которые приняли закон о государственной религии — Православии. И этому примеру должны последовать в России. Не надо соизмерять Православие гигантское — 85% верующих — и прочие концессии, где так 0,5%. Нельзя! Мы погубим Россию! Так отвечал Иоанн Грозный папе Римскому, когда папа Римский просил Иоанна Грозного дозволить открывать католические храмы по Руси и отдавать юношей учиться в католические приходы. И самодержец ответил так: «Не допущу ереси на Руси! Ибо вы присели пред Господом, а мы стояли и стоять будем, утверждая нашу веру». Вот это ответ державного владыки, понимающего, что государство и народ, разделившееся в себе, погибнет, как говорит Библия. Есть эти законы неотъемлемые. Чтобы укреплять Россию и цементировать нацию, нужно идти этим путём!

РВ: Вернёмся к тому, с чего начали. Как Вы сами оцениваете: 5-й театральный форум сможет принести новую волну популяризации традиционных русских идей, привлечь не только тех, кто и до этого знал о форуме, но и новые лица и повернуть их к национальной идее через искусство?

Н.Б.: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся», — Тютчев. Но я верю, что наш крестный путь «Золотого Витязя» — последовательный, напористый, преодолевающий все преграды, играет какую-то роль в жизни нашего общества. Мы ещё раз покажем мощь и непобедимость русской культуры.

Филипп ЛЕБЕДЬ

http://www.rv.ru/content.php3?id=7208


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика