Известия | Борис Клин | 27.11.2007 |
Митрополит Кирилл порекомендовал ввести в школах «основы православной культуры». А позиционирующий себя в качестве главного «сектоведа» профессор Александр Дворкин призвал создать в России систему реабилитации жертв тоталитарных сект.
Возможно ли это? Человечество борется с сектантством столь же долго, как и с проституцией. И так же безуспешно. Иудеи считали сектантами христиан. Римляне тоже. Христиане ответили «симметрично» — объявили сектантами иудеев, а заодно и «неправильных» христиан. Дошло и до религиозных войн — войсковых операций против старообрядцев, которые заканчивались, как правило, самосожжениями последних.
Ни преподавание Закона Божьего в школах, ни костры инквизиции в Европе, ни ссылки в Сибирь, ни экономические санкции не помогли. Живы и протестанты, и иудеи, и старообрядцы, и даже язычество возрождается. И не только в России, но и в Скандинавии, Германии, а также в насквозь православной Греции.
Опыт показывает: сектантство неискоренимо как сама вера. А полицейские меры приводят лишь к появлению мучеников, в коих любая религия нуждается, ибо их кровью утверждается.
Пока не возникло гражданское общество, было полегче. А теперь — сплошь вопросы без ответов. Кто и как будет оценивать правильность тех или иных учений? С каких позиций? С медицинских? Но в любой советской книжке по атеизму особенно ярко были прописаны именно антигигиенические аспекты православных обрядов: иконы целуют и хворый, и здоровый, из одной чаши причащаются, эпидемии распространяют… Это я к тому, что, к примеру, отказ Свидетелей Иеговы от переливания крови еще не повод называть их «изуверской сектой».
Даже ныне существующее определение тоталитарной секты весьма двусмысленно. Итак, это — «религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине страны или региона». Ой, получается христианство. Почему — думаю, пояснять не надо. Во всяком случае, на территории как древнего, так и современного Израиля — это очевидно.
Вторая попытка: тоталитарные секты — «особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными масками». Но в любой религиозной организации присутствует единоличный лидер, подчинение которому обязательно. А как быть с пожертвованиями — при желании их можно рассматривать как «эксплуатацию». Скажем, гражданин продает квартиру и уходит в христианский монастырь… А еще людей изнуряют голодом в виде постов, многочасовым стоянием во время богослужений и т. д.
Попытки изобрести некое понятие «деструктивного культа, секты» обречены на провал.
Так что, не надо бороться с сектами? Отвечаю — нет. Преподавали при царе Закон Божий, а старообрядцы исчислялись миллионами. Ничего с этим не поделаешь. Жаль детей, которых держат под землей. Но и на земле немало детей, живущих с родителями в аварийных и ветхих домах, где условия не лучше, чем в пензенской землянке. И чем тратить деньги на центры реабилитации «жертв сектантства», не разумнее ли будет помогать таким детям — из неблагополучных либо просто бедных семей? Они потом за это, глядишь, свечку Богу поставят. Стопудовую.