Православная книга России | Протоиерей Владимир Вигилянский | 27.11.2007 |
Из нее следует, что Вы окончили Литературный институт им. Горького, а затем стремительно продвигались по профессиональной лестнице: из рядового сотрудника журнала «Огонек» превратились в члена редколлегии, а спустя несколько лет стали главным редактором воскресного приложения знаменитой на весь мир газеты «Московские новости».
Вам удалось познакомиться с правилами и стилем работы газеты «Нью-Йорк Таймс». Вы читали лекции в знаменитых Мичиганском и в Массачусетском университетах.
Что сказать, такой биографии может позавидовать любой журналист. Наверняка Вам пророчили великое будущее. Работали бы сейчас главным редактором какой-нибудь центральной газеты или журнала, с огромным окладом, с сотнями сотрудников…
И вдруг Вы отказываетесь от продолжения карьеры успешного светского журналиста и уходите в маленькие, зарождающиеся церковные СМИ: ведете курсы церковной публицистики и радиожурналистики в Институте церковной журналистики при Издательском совете Русской Православной Церкви, читаете курс лекций по основам теории журналистики и церковной публицистики в Российском православном университете ап. Иоанна Богослова, в Высшем пастырском училище при Сретенском монастыре.
Почему вдруг произошла такая перемена? Что произошло, почему перспективный, успешный светский журналист, редактор, руководитель отказывается от своей карьеры и уходит в неизвестные широким слоям общественности церковные СМИ?
— В начале 80-х годов, когда я стал воцерковляться, мне хотелось, используя мои навыки литератора, журналиста и редактора, хоть как-то послужить Церкви. Именно тогда я стал сотрудничать с Издательским отделом Московской Патриархии.
В то время там издавались «русифицированные» Минеи, в которых печатались краткие «житийные» справки о святых. Многие справки (большей частью в Минеях, относящихся к «летним» томам) были написаны мною. Господь меня стремительно вел в церковную ограду и окружил удивительными церковными людьми, в основном монахами — открытыми, бескорыстными, любвеобильными, радостными. Многие из тех моих друзей стали сейчас архиереями.
Еще тогда, в брежневскую эпоху, я желал поглубже врасти в церковную среду, и даже был шанс стать преподавателем в семинарии и Духовной академии, но сквозь мелкоячейную сеть надзирающих органов я не прошел. Именно тогда встал вопрос — а вдруг мне предложат рукополагаться в священнослужители? Я поехал в поисках ответа на этот вопрос к одному старцу, который сказал: «Сам священства не ищи, но если предложат — не отказывайся». Тогда с преподавательским местом ничего не получилось, и я стал ждать. И только в 1994 году этот момент наступил.
Действительно, к этому времени моя журналистская карьера была на взлете, но у меня не было никаких колебаний — я уже знал, что такое Воля Божия и Его преблагий Промысел. Когда меня рукоположили во диакона, я был по-настоящему счастлив. Не только я, но и моя супруга и многие мои друзья. Дальнейшее мое служение как священника естественным образом стало сочетаться с накопленными профессиональными навыками. Как-то само собой получилось, что я стал активным сотрудником некоторых православных изданий, стал преподавать и даже какое-то время до моей работы в Патриархии был деканом факультета Православной журналистики.
Что привело Вас в храм?
— Я крестился поздно — в 30 лет, когда у меня было уже двое детей. И произошло это сознательно, обдуманно, без какого-либо давления со стороны. Мои предки со стороны отца были потомственными священнослужителями, и я верю, что их молитвы сотворили это чудо. Профессиональная среда, в которой я варился, никаким образом не могла способствовать этому выбору. Впрочем, церковным человеком я стал позже — после посещения села Ракитное Белгородской области, где подвизался великий старец — архимандрит Серафим (Тяпочкин), поистине святой человек. С тех пор я считаю, что встреча со свидетелем славы Божией, свидетелем Истины, Любви и Свободы — самый важный момент в жизни человека. Я уверен, что на каждом из нас лежит ответственность — увидит ли кто-нибудь в нас, православных людях, этого свидетеля?
Пресс-служба Московской патриархии появилась сравнительно недавно. Почему она возникла? В чем функция пресс-службы Московской Патриархии? Чем Вы занимаетесь? В чем заключается специфика Вашего служения? С какими трудностями приходится сталкиваться?
— Пресс-служба возникла по инициативе Святейшего Патриарха после того, как он увидел эффективность этого подразделения во время работы Архиерейского собора 2004 года. Это был абсолютно открытый для прессы и всего нашего общества собор — в режиме он-лайн мы в Интернете публиковали документы, речи и выступления архиереев.
За неделю работы Архиерейского собора в СМИ появилось несколько тысяч публикаций о нем (около 15 000 упоминаний). Таким образом, моя временная работа на Архиерейском соборе постепенно перетекла в Управление делами Московской Патриархии, где на меня была возложена обязанность информационной поддержки церковным инициативам. Главная задача любого церковного СМИ — миссионерская, быть свидетелем правды Божией.
Первым делом надо было создать информационный ресурс, который бы стал организующим центром нашей работы. Им стал портал Патриархия.ру, который открылся 1 мая 2005 года. Деятельность портала пока остается главной функцией пресс-службы. Эта работа отнимает у нас практически все силы. Сейчас мы достигли уровня миллиона посещений в год. Хотя это внушительная цифра, но она нас не удовлетворяет — нужно намного больше.
Мы рады, что ввели в православный рунет некоторые жанры, например, фотоочерки о церковных событиях, без которых сейчас немыслимы многие церковные сайты. Кроме этого, мы были первыми, кто стал регулярно публиковать в Интернете видеосюжеты. Практически, это прообраз церковного телевидения.
Но есть еще огромный пласт нашей деятельности, который невидим для окружающих. Он связан с организационной, «дипломатической», референтской, информационной, посреднической работой. Мы, например, занимаемся аккредитацией журналистов на церковные мероприятия, подготовкой пресс-релизов, организацией съемок на церковных объектах, интервью со священнослужителями, разъяснением тех или иных церковных инициатив, переговорами со «светскими» СМИ и многим другим.
Мы абсолютно открыты для сотрудничества со всеми СМИ, общественными и государственными организациями.
Мы бесплатно снабжаем фотографиями и видеороликами всех, кто к нам обращается. За сравнительно короткий срок нашей деятельности мы наладили дружественные контакты с телепрограммами и информационными агентствами, со многими газетами и журналами. Многие из тех, кто нам звонит или приходит с просьбами, знают, что мы никогда не говорим «нет», что наша деятельность абсолютно бескорыстна. Трудности, конечно, есть — они связаны с недостаточностью человеческих, профессиональных и материальных ресурсов. Но у кого этих трудностей нет?
Что, на Ваш взгляд, является важнейшей, первостепенной задачей Православной Церкви в современной России? Какие проблемы в обществе вызывают у Вас наибольшую обеспокоенность?
— Как и в прежние времена, у Церкви одна задача — вести людей ко спасению. Все должно быть подчинено ей.
У нас в России никогда не было легких времен. Сейчас российское общество встает с колен. Некоторые думают, что благополучие общества связано с экономической, материальной стороной жизни. Однако это заблуждение. Можно быть обеспеченным, но глубоко несчастным человеком.
С христианской точки зрения, можно оставаться свободным, даже претерпевая бедность и болезни. Христианские мученики дают примеры того, что и в узах можно оставаться свободным и счастливым человеком. Пока общество не научится распознавать истинные ценности и служить им, оно не выздоровеет. Надо помочь обществу восстановить иерархию ценностей, сделать так, чтобы то, что должно быть на первом месте, не отодвигалось на 20-е, а то, что стоит на 100-м месте, не главенствовало в жизни людей. В своей проповеднической и социальной деятельности Церковь занимается этим.
О. Владимир. Вы — член Союза писателей. Ваша супруга — известная писательница. Два ее последних романа стали очень популярны. Поэтому странно задавать вопрос о Вашем отношении к книге. Но хотелось бы узнать о ваших литературных вкусах. Какие книги оказали на Вас сильное впечатление, в какой-то степени изменили вашу жизнь? Что Вы любили читать, что читаете сейчас?
— Я люблю книгу, считаю, что этот способ познания мира, самого себя и Бога никогда не умрет. Вся моя жизнь связана с книгой. До сих пор, хотя времени у меня никогда не хватает, у изголовья моей кровати, как и в юности, лежат десятки читаемых и непрочитанных книг.
Моя домашняя библиотека насчитывает около четырех тысяч книг. Это очень много, поэтому некоторые из них время от времени я раздаю в общественные библиотеки и знакомым. Большей частью я и сейчас, да и во все прошлые времена, читаю то, что мне нужно по работе. Что касается художественной литературы, я подошел к такому возрасту, когда больше люблю перечитывать то, что мне когда-то нравилось, чем читать что-то новое.
Читаю я очень быстро — еще в юности научился, поэтому недостатка в чтении не испытываю. Очень люблю «справочную» литературу — энциклопедии, словари, путеводители. Люблю читать дневники, письма, воспоминания. Люблю стихи — я ведь был литературным критиком и много писал о русской поэзии. До сих пор поэты, даже те, о которых я писал нелицеприятно, дарят мне свои сборники. Просматриваю «толстые» литературные журналы. Читаю по многолетней привычке книги по литературоведению и критические статьи в журналах.
Из недавно перечитанных классиков могу упомянуть А.П. Чехова и Ф.М. Достоевского, мечтаю найти время для Л.Н. Толстого. Но большей частью я сейчас, конечно, читаю церковную литературу — богословие, проповеди, житийные повествования, историю, философию. В моем воцерковлении огромную роль сыграли книги преподобных Аввы Дорофея и Исаака Сирина, Добротолюбие, «Откровенные рассказы странника…», «Невидимая брань», русская религиозная философия, «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского.
Ваши пожелания порталу и нашим читателям.
— Ваш портал делает огромное дело. Пропаганда книги сейчас очень важна. Успехи церковного книгоиздания — налицо. В то время, когда светская книгопечатная продукция сконцентрировала свое внимание на бульварной литературе, а серьезные книги издаются мизерным тиражом, мы показываем пример того, что нам небезразлична наша культура — как церковная, так и светская. Я рад, что православные издательства взяли на себя роль просветителя общества и издают не только сугубо церковные книги, но и издания по истории, русскую и зарубежную классику, книги для детей, мемуары и т. д.
И расходятся эти книги через церковные лавки лучше, чем в светских магазинах.
Ваш портал должен стать путеводителем по православным издательствам. Читатель должен знать, что, зайдя на ваш сайт, он найдет исчерпывающую информацию о вышедших книгах. Вы должны возродить такую совершенно умершую отрасль книговедения, как библиография. Не хватает нам и православных электронных библиотек — для тех, у кого нет возможности достать или купить книгу.
Желаю сотрудникам портала благословенных успехов, любите своих читателей, и они вам воздадут сторицей.
Ирина Стрижова
http://www.pravkniga.ru/interview/54/