Русская неделя | Иеромонах Феогност (Пушков) | 26.11.2007 |
1. Пост — это стояние на посту, пребывание в «готовности» к войне с плотью, с миром сим и с исконным врагом рода человеческого — диаволом. Эта «тройная» брань — не триедина. Хотя цель у нее одна — свобода и спасение человека. В борьбе с Диаволом мы должны изгнать его из нашей жизни, полностью посрамить его. В борьбе с «миром сим» человек отвергается греховного «мирского мудрования», чтобы преобразить духовно Божие творение. В борьбе с плотью человек не отвергает материальное начало, но борется с чувственностью, со страстными «инстинктами», которые сами по себе естественны для плотского человека, но христианин должен их превзойти, подняться над плотью на высоту духа.
2. Что собственно должен знать постящийся? — Три правила: молитва, обуздание чрева и отказ от чувственных наслаждений.
2.1. Молитва — основа поста. Без молитвы — пост никак не одухотворяет плоть. Без молитвы очищает плоть от «грубости вещества», утончает ее, но не заполняет ее Божественной благодатью. Но человек — не порожний сосуд. Очищаясь от чего-то, он не может оставаться «пустым». Поэтому, взамен страстей плоти часто, при отсутствии полноценной духовной жизни, в постящегося вселяется страсть гордыни, надмения, злобы и т. п. Молитва ставит человека в общение с Богом, Который и наполняет очищенный от страстей сосуд нашей плоти и нашей души Своим Присутствием. Поэтому пост должен быть пропорционален молитвености. Молитва — это ведь не только «исполнение правила», «вычитывание» положенных в книге молитв. Нет. Нужно именно молиться, а не вычитывать. Молиться, общаясь с Богом, возносит к Нему и душу, и тело, и ум, и сердце. Молиться о всех, кого мы встретили в этот день или кого только встретим. О горе людском и радости, о грехах и о добродетелях. Больше посвящать время именно молитве, как деланию, в котором участвует дух, сердце, душа, ум и тело. Важно не просто в себе молиться, а именно все существо возвести к молитве.
2.2. Кто-то из древних святителей сказал, что «кто забывает пост, тот отнимает пищу у нищих. Ты сегодня постишься? — Ешь то, что вчера ел нищий, а ему отдай те блюда, которые сам ел вчера». Действительно пост есть жертва. Но жертва — это отказ от ценного для себя. Нельзя назвать жертвой отказ от того, что нам не дорого. Жертва — это отрыв от себя, от сердца. Отказ от хлама — не жертва. Пост — это проекция любви во вне себя. Ты любишь? Так возлюби стоящего пред тобою нищего, отдай ему то, что любит твое сердце и что ты готов отдать самому дорогому для тебя человеку. А в лице нищего твою жертву примет Христос и даст тебе Свою Жертву — дар Евхаристии. Христос то конечно и так тебе даст, но тебе то самому разве не приятней будет на сердце, что и ты хоть что-то да пожертвовал?
2.3. Пост — борьба с плотской страстью, с падшей природой. Святитель Василий Великий пишет, что «во время поста вся Церковь становится временно монашествующей». Пост — полный отказ от себя, отказ от плотских утех, чтобы плоть покорить духу и дать простор ему, дать торжество духовному началу в человеке. Именно поэтому с древнейших времен для христиан было аксиомой, что пост — время сугубого воздержания от супружеской близости. Всякая «изнеженность» должна быть изгнанной из среды христиан хотя бы на время поста.
Но, повторяюсь: аскетика — не самоцель, а средство (но средство необходимое, без которого духовной жизни не существует). Но если аскетика превратится просто в технику, в упражнения по отсечению плотских страстей, без молитвенного преображения сердца и плоти, то впору вспомнить слова Христа: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Матф.12:43−45).