Вера-Эском | Евгений Суворов | 26.11.2007 |
На днях встречаюсь со своей одноклассницей, работающей воспитателем в детском садике, спрашиваю:
— Как дела? Как работа?
— Ужас, не дети, а разбойники пошли.
— Так они всегда такие были, дети есть дети.
А у моей знакомой стаж почти 30 лет.
— Не скажи, — говорит она, — раньше детки совсем другие были. Сейчас выходят на прогулку, подбирают палочки, и все как один «курят». А матерятся, как сапожники. Вчера один мальчик, недавно только разговаривать научился, говорит девочке: «Пойдём на х…» «Куда-куда?» — спрашиваю его. «А вон туда, куда сегодня мою маму папа послал». Они же не понимают, о чём говорят, просто повторяют за родителями, как попугаи, всё, что те ни скажут. Из всей группы один-два нормальных ребёнка, остальные все «бандиты» или «олигофрены».
Моя знакомая стала искренне сокрушаться, что нравственный уровень современных молодых мам и пап резко упал.
— Откуда деткам быть хорошими, — возмущается она, — если идёт такая молодая мамаша по улице, соплячка, семнадцать лет: во рту сигарета и мат на мате. Её саму ещё надо воспитывать, а она уже родила.
Теперь я хорошо понимаю тех моих верующих знакомых, которые не спешат отдавать своих детей в садик. А если и отдают, то при каждом удобном случае забирают домой. Я не раз слышал от них, что из общения со сверстниками в детских садах малыши выносят мало доброго, к тому же дети в таких учреждениях беспрестанно то простужаются, то травятся и т. д. Да и воспитателей сейчас мало хороших. Если ребёнок непоседа — для них он сразу «бандит», если медлительный — «олигофрен». Воспитывать с помощью окриков, подзатыльников и оплеух — сегодня с таким встретиться вовсе не редкость.
Поэтому православные родители мечтают о специальном православном садике, где бы к их деткам не только хорошо относились, но ещё и приобщали к вере. К сожалению, таких садиков в Коми нет. До них ли, если все группы переполнены, помещений не хватает. Вот и вынуждены православные родители после детсада «перевоспитывать» своих чад или же сидеть нянчиться с ними дома, усугубляя и без того трудное материальное положение в семье. Приходят такие мамы и бабушки и к нам в редакцию, надеясь, что мы чем-то им сможем помочь.
А ведь кому как не православным собраться бы да организовать мини-детсад на квартире у кого-нибудь из прихожан (конечно, у кого жилплощадь позволяет), духовно окормляясь при этом в ближайшем храме. И регистрировать такой детсад совсем не обязательно — не то проблем не оберёшься со всей этой хищной армией проверяющих — СЭС, пожарниками и др. Конечно, всё равно для этого надо решить какие-то организационные вопросы — с питанием, с игрушками и т. д. Но если собрались действительно православные — неужели преодолеть возможные трудности в приходе невозможно? И не есть ли это то самое конкретное «дело веры», которое может сплотить верующих, превратив их из группы «захожан» в сплоченную общину?
И вот ещё какое соображение: те же самые трудности, что в обычном муниципальном детсаде, будут у детей и в школе. Только ещё в более тяжёлой форме. У кого есть дети-школьники, меня поймут. Православных школ раз-два — и обчёлся. В Сыктывкаре так их теперь вообще нет. Мы уже писали, что единственное такое учебное заведение закрылось и детям теперь преподают на дому. Но это не выход. А если в обычную школу сплочённой группой православные родители приведут своих детей — ведь в классе будет совершенно другая обстановка. И школьные преподаватели не смогут с этим не считаться. Тогда и вопрос о преподавании основ православной культуры решится сам собой — ведь родители имеют право потребовать преподавания этого предмета и им не могут отказать.
А пока же, вместо того чтобы всему обществу показывать пример единения в вере, доброделания хотя бы со своими же детьми, мы, православные, вместе со всеми только вздыхаем и жалуемся: ах, времена, ах, нравы падают, ах, государство не помогает…