Известия | Николай Гритчин | 23.11.2007 |
Небольшой огород при заколоченной досками хатенке Моргуновой заполнен перьями лука, картофельной ботвой и полусгнившими кабачками. Видно, что июньский отъезд старушки в подземную обитель был спонтанным. Иначе к чему обихаживать эти 30 соток, пропадая на них целыми днями с тяпкой?
— Она и не хотела ехать, — утверждает соседка Эмилия Смольнякова. — Придет, бывало, к нам: «Таня зовет в монастырь. А мне тут лучше. Ноги больные. Поставлю их на горячие кирпичи — мне и полегчает».
Раны на ногах Ольги Васильевны появились 12 лет назад — вскоре после ее возвращения в родной Труновский район из Волгодонска. Врачи оказались бессильны ей помочь. А знахари морочили бабке голову, говорили, что на нее наслали порчу. В общем, надежда на исцеление осталась одна — церковь.
По мнению близких, именно в церкви бабуля искала убежища и от житейских неурядиц. Уехав в молодости из родного села, она работала в Волгодонске штукатуром-маляром. Вышла замуж за мужчину с грудным младенцем Толей. Его мать умерла при родах. Счастье в семье было недолгим. Муж спустя 10 лет скончался от рака. Повторное замужество тоже оказалось неудачным. А через несколько лет и Толик «отплатил» за заботы — запил. Я нашел его в 15 км от села — в коровнике. Здесь Анатолий ухаживает за скотиной — в обмен на еду и крышу над головой: дом его матери заколотил родственник-милиционер, увидев, что сын начал распродавать вещи.
— Мать у меня крутого нрава, — Анатолий единственный, кто отзывается о пухленькой и опрятной Ольге Васильевне в таком тоне.
— Поводырем ей не быть, — убеждает племянница Анна Азарова. Я думаю, что она права. По крайней мере, то, что происходило с бабусей в последние 2 года, — яркий тому пример.
Два года назад Ольга Васильевна сдружилась с Татьяной Платоновой — 46-летней жительницей соседнего села Донское. Семьи у Татьяны не было, в местном клубе она вела кружок хореографии. Вскоре она осуществила свою мечту: продала дом и уехала в монастырь. Но монашеский порядок ее, видимо, не устроил. Вернулась к своей подруге уже насовсем. Моргунову такое соседство устраивало.
Это был переломный момент. А ведь его можно было избежать, и тогда старушка ни о какой Погановке бы слыхом не слыхивала. Но вот драма жизни: все родные отказали Ольге Васильевне в уходе. Несколько раз она просилась к ним доживать последние деньки. «Мы из дома 7 гробов вынесли. У нас не похоронное бюро», — резко ответил ей Евгений Азаров, муж Анны. А в семью Сидельниковых баба Оля и сама не пошла — боялась шумного главы семейства.
Так что Татьяна была как нельзя кстати: помогала стирать и ухаживать за домом. Бабка и не заметила, как попала под влияние подруги.
— Как-то раз я увидел у Татьяны журнал, в котором призывали отказаться от ИНН, не ходить в церковь. Потом обе стали молиться дома, — говорит Евгений Сидельников, родственник Моргуновой.
От молитв женщин соседям становилось не по себе: они выходили в огород и воздевали руки к небу. Ольга Васильевна, считают соседи, полностью оказалась под влиянием подруги. «У нее дар есть», — благоговейно говорила бабка Ольга в округе. Судя по всему, в июне женщины уже вышли на лидера секты Петра Кузнецова. В конце июня к ним присоединилась Любовь Безгина.
— Васильевна с Татьяной этой в те дни приходили к нам звонить, — говорит сосед Андрей Шеховцов. — Разговаривали по межгороду. Но что это был за город — мы по коду не определили.
Не исключено, что это был код одного из городов Пензенской области. Потому что 26 июня во дворе дома Моргуновой показались 99-е «Жигули» темно-синего цвета. Из них вышли женщина в черном, похожая на монахиню, и мужчина — сельские, посмотрев телевизор, узнали в нем Кузнецова.
— Я открыл им ворота, — говорит Анатолий. — Наутро они все засобирались. Грузили в машину коробки растительного масла. Я спросил мать: «Когда вернешься?» Она ответила: «Как Бог даст».
А через месяц Анатолий получил письмо, в котором мать говорила, что оставляет ему все, просила раздать зимние вещи соседям.
— И еще там было: «Это мое последнее письмо к тебе». На конверте написано «Москва», но я посмотрел на штемпель — его отправили из Пензенской области, — вздыхает он. — Она упертая. Ее теперь оттуда ни за что не вытащишь.
Вся деревня следит за вестями из Погановки. Сергею Сидельникову летом удалось дозвониться до Погановки. «Бабка, давай возвращайся! Тут же все твои похоронены, мы за тобой доглядим», — «ободряюще» крикнул он в трубку. Из далекого края Ольга Васильевна глухо сказала ему: «Не тревожьте меня. Земля везде одинакова».
Ее готовы принять в семью все те же Сидельниковы, к которым она не пошла раньше.
— Мы очень переживаем, — говорит Елена Сидельникова, мать Сергея. — Если бабушка считает, что совершает богоугодное дело, так она ошибается — о сыне-то она и не подумала. Если там с ней переговоры ведут, то им про сына ей нужно говорить — она в него всю душу вложила. Может, послушает. Только громче — бабушка глуховата.
— Вы только Татьяну оттуда не вызволяйте! — грозно заявила мне соседка Таисия Свичкарева. — Если она вернется, мы ей устроим!
Как выманить сектантов на поверхность?
Мария ДмитрашСегодня в России действует около 80 различных религиозных сект. Некоторые из них, например «Свидетели Иеговы», на слуху у всех, о других, менее известных, сектах знают лишь специалисты. Но при этом счет небольших, никому не известных «секточек» идет уже на тысячи. Среди них и секта пензенского псевдомонаха Петра Кузнецова.
«Каким образом людей вербуют в секты?» — сейчас этот вопрос задают себе многие. Сектанты, как правило, «дежурят» вблизи православных церквей, подходят к прихожанам, внушают им что-то, раздают листовки. Некоторые люди им верят.
— Став сектантами, люди попадают в реальную зависимость от жизни секты, — говорит психолог Алина Виноградова. — Хотят постоянно следовать за лидером, боятся сами принимать какие-либо решения. И при этом они не замечают у себя никакой зависимости!
У сектантов из разных действующих сект есть даже свои характерные особенности. Все они отрицают ИНН, паспорта, телевизоры, компьютеры и другую современную технику, а главное — считают себя единственными истинно верующими православными людьми.
Священник Лев Семенов находит в этом главное заблуждение сектантов: «К выражению «верующий человек» неприменимы эпитеты «самый», «истинный». Кроме того, видно, что эти люди из пензенской секты не читали Евангелие от Матфея. Ведь там сказано, что никто о конце света на земле знать не может.
По мнению специалистов, попытаться «достать из-под земли» участников «пензенского сидения» можно несколькими способами. Они предполагают, что лидер секты Петр Кузнецов вовсе не утратил влияния на единоверцев. Возможно, существует договоренность о некоем «тайном знаке», который Кузнецов им должен подать, чтобы узилище открылось. Правда, что теперь делать с этой версией «органам» — не ясно. Второй вариант подходит для сценария фильма: нужно поискать потайной вход в пещеру и вывести хотя бы половину людей. Специалисты уверены, что многие из пензенских сектантов уже сомневаются в правильности своих действий, но боятся признаться в этом при других «единоверцах». Третий способ вызволения — единственный реалистичный. Как считают психологи, необходимо чаще привозить к пензенской пещере близких и родственников сектантов.
Предположим, что в скором будущем обитателей пензенской пещеры удастся уговорить покинуть свое пристанище. С ними какое-то время поработают психологи — и то при их собственном желании. Что будет дальше с этими людьми, непонятно. Ведь какой-либо реально действующей системы для реабилитации сектантов у нас нет.