Русская линия
Столетие.Ru Анна Петросова23.11.2007 

Легендарный помор
За что побаивались и уважали Ломоносова

Первый русский профессор, гениальный ученый Михаил Ломоносов самостоятельным научным творчеством занимался всего 24 года. Но сколько совершил открытий и создал научных трудов! В истории мировой науки примеров подобной творческой интенсивности немного, и личность Ломоносова вызывает у иностранцев восхищение и по сию пору. А для нас он навсегда останется первым и великим.

Крестьянский сын

19 ноября 1711 года, в деревне Денисовка Архангельской губернии в семье крестьянина-помора Василия Ломоносова родился сын Михаил, долгожданный наследник. Отмечали событие основательно, так как Василий был человек весьма обеспеченный, пользовался авторитетом и известностью среди земляков. Он содержал лодки, на которых перевозил по морю казенную и частную кладь.

Михаил рано потерял мать, а с мачехой, которую отец привел в дом, ужиться не смог. Ее особенно ожесточала страсть ребенка к книгам (благодаря матери Михаил научился читать, в 14 лет юный помор грамотно и чётко писал). В итоге он принял решение — оставить дом и отправиться в Москву.

Михаила ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Однако выносливый помор (закаленный дальними плаваниями, в том числе и в Северном Ледовитом океане) преодолел весь путь за три недели. В январе 1731 года 19-летний юноша прибыл в Москву.

С самого начала его преследовали трудности и лишения. Не имея в городе ни единого знакомого, ни денег, он спал зимой на возу с рыбой.

Потом, когда начал учиться в Славяно-греко-латинской академии, экономил на всем. Из дроби делал свинцовые палочки — ими писал. А порой шел на московские пруды дергать перья у гусей, чтобы не тратить лишнего. Богатый отец денег не посылал и настоятельно требовал его возвращения домой.

Упорный юноша все терпел, в том числе и издевательства со стороны однокашников («Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться»). Он не только приобрел вкус вообще к научным занятиям, но изучил латинский язык. А в свободные от занятий часы читал летописи, книги духовного и светского содержания в библиотеке Заиконоспасского монастыря.
Вскоре Михаила Ломоносова направили в Петербургскую Академию наук. Здесь он осваивал немецкий язык. А серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников. Так что в числе лучших учеников в 1736 году он поехал в Германию для обучения горному делу. Здесь Михаил пробыл пять лет и вынес не только обширные познания в области точных наук, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. Несмотря на сложные условия существования (например, его меню в Германии состояло «из нескольких селедок и доброй порции пива»), Ломоносов заслужил славу талантливого студента.

Борьба с иноземцами

По возвращению в Петербург, Ломоносов был назначен адъюнктом физического класса. Он составил Каталог собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. Эта работа Михаила Васильевича стала одним из первых его научных трудов, признанных в России.

Несмотря на успехи, жил ученый в плачевных условиях. Летом 1743 года он писал в Академию наук, что «пришел в крайнюю скудость». «Нахожусь болен, и при том, не токмо лекарство, но и дневной пищи себе купить на что не имею, и денег взаймы достать не могу».

Через два года Ломоносов становится профессором химии (академиком). Он публикует труды по теории цвета, открывает (раньше Лавуазье) закон сохранения материи. Ломоносов хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; а через год — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время он ведет свои занятия в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языке ряд научных трактатов.

Вскоре при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов ведет борьбу с Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. Он представляет ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», проталкивая мысль о «недоброхотстве ученых иноземцев к русскому юношеству», к его обучению. В 1749 году, в Академии наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Ода имела большой успех. С этого времени Михаил Васильевич начинает пользоваться вниманием при дворе. Он сближается с фаворитом Елизаветы Иваном Шуваловым, приобретает и в Академии особое влияние. Ломоносова побаивались и уважали, нравом он был крут, несмотря на природное добродушие и юмор. Крупный, быстрый и сильный, вспыльчив был до ярости.

Раз его задумали ограбить три матроса на Васильевском острове, и он пришел в такое неистовство, что одного уложил без чувств, другому разбил лицо, а с третьего снял куртку, камзол, штаны, связал узлом и принес «добычу» домой.

Благодаря совместным стараниям Ломоносова и Шувалова в 1755 году в Москве открывается университет. Для него Михаил Васильевич составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. Ломоносов хлопочет и об устройстве опытов над электричеством, о пенсии семье несчастного профессора Рихмана, которого «убило громом»; особенно озабочен Ломоносов тем, «чтобы сей случай (смерть Рихмана во время физических опытов) не был протолкован противу приращения наук».

А с 1758 года Михаил Васильевич возглавляет Академический Санкт-Петербургский университет и гимназию. Его деятельность на должности ректора привела к демократизации состава студентов (он всеми силами отстаивает права низших сословий на образование) и закреплению связей с зарубежными университетами и академиями наук.

Универсальный ученый

В 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, Ломоносов обнаружил наличие у планеты атмосферы.

Одним из наиболее выдающихся достижений Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла, которая опровергала господствующее тогда учение о теплороде.

Интересными были его высказывания об атмосферном электричестве и природе его происхождения. Уже тогда он предвидел большое будущее электричества, утверждая, что его широкое использование откроет «великую надежду к благополучию человеческому».

Известны заслуги Ломоносова в развитии горного дела и минералогии: исследование «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном». Им было также составлено руководство «Первые основания металлургии или рудных дел», представлявшее собою множество практических советов, и введен в научные исследования целый ряд терминов и понятий, которые употребляются и поныне: атмосфера, удельный вес, горный хребет, чернозем, вал, клин.

Выдающийся ученый был не только теоретиком — его исследования носили практический характер.

Он сам конструировал многочисленные приборы и приспособления: перископ, метеорологические самописцы и «ночезрительную трубу». Много времени проводил на заводах мозаики, стекла и бисера, которые были организованы благодаря его стараниям. До этого на импорт бисера тратились огромные деньги, а секреты античной мозаики были утеряны.

Разносторонней была деятельность Ломоносова в области гуманитарных наук. Он являлся не только автором многих од, стихотворений и поэм, но и выдающимся филологом, заложившим основы современного русского языка. Его «Российская грамматика», вышедшая в 1755 году, выдержала 14 изданий. Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова, ввёл определение художественно-выразительных приёмов и стихотворного размера, осуществил силлабо-тоническую реформу стихосложения. В 1763 году он начал печатать «Древнюю Российскую историю» от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава I, или до 1054 г.".

Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. До этого случая учебники риторики составлялись либо на церковнославянском, либо на латыни. Другая работа Михаила Васильевича — «Риторика» — стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности.

Последние годы

Ломоносов был знаменит не только тем, что стал основоположником новых наук — таких, как физическая химия, не только россыпями открытий, но самим подходом к научному творчеству. Единение теории и практики для него были обязательны. Для XVIII столетия утверждения о необходимости опытов и проверки утверждений античных ученых звучали крамолой. О каких опытах может идти речь, если есть ответы Аристотеля на загадки окружающей нас природы? Тяжко пришлось Ломоносову, открывая новое бороться со старым. Здесь помимо гениальности требовались мужество и упорство.

Несмотря на благосклонность Елизаветы Петровны и покровительство Ивана Шувалова, Михаил Ломоносов испытал на себе множество унижений. Он получал подметные анонимки, его труды высмеивались. А сколько сил было потрачено на борьбу с иностранным превосходством в Академии. После смерти императрицы Елизаветы, Ломоносову пришлось особенно туго, он теряет своего покровителя Шувалова, который уехал за границу. Баталии в Академии наук изматывают ученого, лишают последних сил. Ломоносов рано постарел, потучнел, подорванное в молодости здоровье часто изменяло ему.

Он словно чувствовал, что времени ему отмерено немного, а сколько нужно еще сделать. О последних годах жизни великого ученого рассказывала племянница Матрена Евсеевна: «Бывало, сердечный мой, так зачитается да запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме мартовского (пива) с куском хлеба и масла».

Он стал чрезвычайно рассеянным. Порой во время обеда вместо пера, которое любил класть за ухо, помещал ложку или утирался своим париком, который снимал с себя, когда принимался за щи.

«Редко, бывало, напишет он бумагу, чтобы не засыпать ее чернилами вместо песку».

Работая всю жизнь на пределе своих сил, гениальный ученый сгорел быстро. Скончался он от обычной простуды в 54 года 15 апреля 1765 года. Умирал он мучительно, мысль, что после его смерти многие его начинания будут забыты, не покидала Ломоносова. Так и случилось — не стало гения, и мозаичная мастерская закрылась, равно как и бисерный завод. Закончился короткий взлет преподавательской активности Академического университета в Петербурге, связанный с деятельностью Ломоносова. Университет потерял даже название высшего учебного заведения, существуя вместе с гимназией под именем Академического училища.

http://stoletie.ru/sozidateli/legendarni_pomor.htm#


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика