РПМонитор | Ярослав Бутаков | 23.11.2007 |
ГРЯДЕТ НОВЫЙ ПЕРЕДЕЛ БАЛКАН?
Бывший полевой командир албанских боевиков, а ныне лидер победившей на выборах Демократической партии Косова Хашим Тачи пообещал, что, если к 10 декабря международные посредники не придут к согласию относительно будущего статуса автономного края, то Косово в одностороннем порядке провозгласит независимость.Очередной раунд переговоров между Белградом и Приштиной при участии посредников от США, ЕС и РФ завершился безрезультатно. Косовских албанцев не устраивает ни один из предлагаемых вариантов, кроме полной государственной независимости. Они не согласны даже с предложением ЕС и США заключить с Белградом временное соглашение о нейтральном статусе края, без упоминания о независимости. Тем более они отвергают сербское предложение о «гонконгской модели» Косова, при которой край остается формально в составе Сербии, но полностью автономен во внутреннем управлении, имеет свои законы и силы безопасности.
Вариант с односторонним провозглашением независимости Косова проступает все яснее. В связи с этим эксперты просчитывают варианты дальнейшего развития событий. Почти все единодушно сходятся в том, что объявленная таким путем независимость Косова будет сразу же признана Соединенными Штатами. Не будет преувеличением утверждать, что США как раз и подталкивают своих косовских марионеток к подобному варианту действий.
Тем самым США внесут желанный раскол в ряды Евросоюза, в части которого наметилась тенденция негативного отношения к независимости Косова. Особенно отрицательно к этому относятся Испания, Румыния, Греция и Кипр. Румыния опасается, что косовский прецедент может стать примером для отделения Приднестровья от патронируемой Бухарестом Молдовы. Испания — что это может вызвать усиление сепаратизма в национальных автономиях страны: Каталонии, Басконии и Галисии. Кипр — что таким образом создадутся условия для международного признания турецкой республики Северного Кипра. Греция в этом вопросе не только разделяет опасения Кипра, но и тревожится, как бы косовский прецедент не спровоцировал всплеск сепаратизма в северо-западных районах Греции, где живет много албанцев.
СТАВКА НА ХАОС
Многие обозреватели сходятся на том, что объявление независимости Косово приведет к очередному витку напряженности на Балканах и даже, возможно, к новой балканской войне. Нынешние органы власти Косова сформированы без участия сербов, которые проигнорировали избирательный процесс, так как отчаялись оказывать хоть какое-то влияние на власть с помощью выборов. Международные структуры, призванные обеспечивать права национальных меньшинств в Косово, не справились со своей задачей и потерпели полный крах своей миссии. Провозглашение независимости нелегитимными, по сути этнократическими, структурами власти может стать сигналом для косовских сербов, компактно проживающих на севере края, вблизи границы с собственно Сербией, к восстанию против режима Приштины.А дальше может раскрутиться спираль очередной войны за передел Балкан. Восстают албанцы в Греции, Македонии и Черногории, требуя создания «Великой Албании». Недовольные разделом Боснии и Герцеговины, общины этой страны снова начинают стрелять друг в друга. Расшевеливаются, разбуженные эхом новой битвы за «национальное самоопределение», румелийские турки на юге Болгарии и северо-востоке Греции. В регионе вновь воцаряется хаос — естественное следствие дурного «международного управления», почему-то слишком покровительствующего одним народам в ущерб другим.
Такой сценарий совершенно не устраивает Евросоюз, так как порождает лишние проблемы в зоне «цивилизационной ответственности» ЕС, отодвигает в отдаленное будущее окончательную интеграцию стран региона в евроструктуры и дискредитирует политические усилия ЕС по умиротворению Балкан. И в то же время такая обстановка, как раз по этим же самым причинам, желанна для Соединенных Штатов. Она позволяет США не только расширить свое военное присутствие на полуострове, но и серьезно ослабить Евросоюз как глобального экономического конкурента.
Конечно, США будут действовать на Балканах под эгидой НАТО. Однако мы видим, что европейские союзники США очень неохотно разделяют со своим заокеанским партнером бремя «миротворческих операций». Им придется или согласиться с тем, что ключевая роль в балканском урегулировании будет принадлежать США (с соответствующими последствиями в виде установления сферы безраздельного влияния), или пойти на столь нежеланное увеличение военных расходов и связанное с этим сокращение социальных программ.
ВЫХОД С НАИМЕНЬШИМИ ПОТЕРЯМИ
В связи с разговорами о грядущей независимости Косово снова приобретает особую актуальность вопрос о непризнанных государствах на территории бывшего СССР. Этот вопрос был в центре внимания во время телемоста Москва — Баку с участием главы комитета Совета Федерации по вопросам СНГ Вадима Густова в минувший вторник. Сенатор заявил, что проблема Косово ничем принципиально не отличается от проблем Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха. Разумеется, это пока не официальная позиция российского руководства. Но Густов озвучил мнение, очень широко распространенное в политическом классе России. (Другое дело — насколько политическая элита готова воплощать этот свой взгляд в дела? Многое из того, что творилось в уходящем году, особенно — вокруг внутриполитического кризиса в Грузии, позволяет в этом сомневаться.)Вообще, складывается впечатление, что принципиальная позиция России в отстаивании сербского суверенитета над Косово продиктована не только историческим долгом союзника и покровителя Сербии, но и желанием оттянуть решение проблем непризнанных государств в СНГ. Действительно, провозглашение независимости Косово вынудит российское руководство к определению более четкой позиции и к конкретным действиям в отношении территориальных конфликтов в СНГ. А вот этого-то как раз российской элите сейчас хотелось бы меньше всего. Экспериментировать с внешней политикой в период между парламентскими и президентскими выборами — слишком рискованно: лучшее, как известно, враг хорошего.
Российское руководство вправе опасаться, что активизация политики в отношении непризнанных государств может в перспективе обернуться негативными последствиями. Ведь нет никакой 100%-ной гарантии того, что официальное признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии действительно завершится закреплением этой независимости на основе международного права или же международно признанным включением этих территорий в состав РФ. Это игра, ввязываясь в которую всегда рискуешь и проиграть. А в данном случае не может быть сомнений, что США как раз, используя в том числе и косовский прецедент, подталкивают Россию к такой опасной игре, надеясь на поражение России.
Как утверждает бывший глава тбилисского Института демократии и национальных ценностей Леван Джаши, «если во времена Шеварднадзе Грузия не решалась идти на полномасштабную конфронтацию с Россией и только подготавливала почву для американской политической и идеологической экспансии, то „революция роз“ стала стартовым этапом нового экспансионизма США. Теперь ни один внешнеполитический вопрос в Грузии не решается без согласия Госдепартамента США — в том числе и вопрос о радикализации отношений между Россией и Грузией. Запад не только не может позволить Грузии договориться с Россией, но сделает все, чтоб дискредитировать единственную возможность консенсуса — идею нейтралитета Грузии — и этим свести на нет перспективы благополучного разрешения конфликтов, в котором будут учтены интересы и России, и Грузии.
Россия стала заложником событий вокруг Абхазии и Южной Осетии, которые развиваются параллельно вопросу о Косово. Если Россия пойдет на признание Абхазии и Южной Осетии, то Запад полностью получит в свое распоряжение Грузию. И динамику новой кавказской войны будут контролировать уже США. Если эта война вынудит Россию отказаться от своих интересов, то она лишится „буферных зон“ в виде Абхазии и Южной Осетии и оставит Западу масштабный плацдарм вблизи своих границ, давая возможность своим „друзьям“ в будущем мутить воду и способствовать сепаратизму в самой России».
Уже упомянутое выступление В. Густова вызвало неоднозначную реакцию со стороны некоторых наших «националов». Так, депутат законодательного собрания Республики Татарстан Разиль Валеев заявил: «Если Карабах отторгнется от Азербайджана, то татары задумаются о независимости от России… Мы же неглупые люди и думаем над вопросом: если абхазам, осетинам, армянам Нагорного Карабаха или русским Приднестровья можно, то почему нам, татарам, нельзя?»
Российское руководство вынуждено размышлять над подобными вопросами и просчитывать и варианты своей реакции на косовский прецедент, вероятность которого со дня на день возрастает, и их возможные последствия. Между тем, наступает время, когда оттягивать определенное решение дальше будет просто невозможно без потери лица и престижа. Как и во многих других политических вопросах, дилемма, стоящая перед властями РФ в вопросе непризнанных государств, заключается, увы, не в том, на каком из двух путей (активном действии или пассивном невмешательстве) можно больше приобрести, а на каком можно меньше потерять.