Правая.Ru | Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконeчный) | 22.11.2007 |
Правая.Ру: Ваше Высокопреосвященство, прошедший в Ярославле XII Международный фестиваль православных кино-, теле- и радиопрограмм «Радонеж» очень ярко показал то, что жизнь Русской Православной Церкви с 90-х годов не просто изменилась, а стала качественно иной. Возрождение Церкви стало объективным фактором нашей жизни, игнорировать который больше невозможно. И вместе с тем, этот фестиваль своим свидетельством этого возрождения не только явил образ нашей Веры миру, но и очень четко проявил то, что все мы, к сожалению, продолжаем жить в системе координат мира-антиобраза. Что мы, на Ваш взгляд, можем сегодня противопоставить этому миру?
Владыка Кирилл: Всегда любому внешнему воздействию надо противопоставлять целостность твоего внутреннего существа. Если мы будем себя хранить, если мы будем твердо следовать законам, данным нам Господом, то никакие внешние воздействия не смогут разрушить целостности нашей натуры, нашего естества. Потому что Бог создал человека по своему образу и подобию и по нему мы должны воспитывать себя. Поэтому надо быть твердо уверенными в правоте того дела, которое мы несем в этой жизни и идти с этой правотой, с этим осознанием своей любви к Богу и к тому служению, на которое нас Господь поставил жить и творить. А как иначе? Если иначе, то мы впадем в уныние и будем поддаваться внешним натискам, то в итоге не останется не только христианства, но и человечества на этой земле.
— Ваше Высокопреосвященство, какой из фильмов, представленных на фестивале, произвел лично на Вас большее впечатление?
— Ярославская епархия свое мнение уже выразила в отношении фильма отца Тихона (Шевкунова) «Псково-Печерская обитель». Лично с этим мнением я полностью солидарен. Этот фильм лег на душу настолько, что просто так мимо него не пройти. При всем обилии, красоте, интересе других картин, фильм отца Тихона просто сросся с душой. Особенно это остро чувствуешь, когда видишь в этом фильме то, что мы, к сожалению, сегодня теряем, если уже не потеряли.
— Если посмотреть на тематику фильмов, на глубину представленных образов наших соотечественников, живущих с нами по соседству, то возникает настоящий культурный шок. Несмотря на десятилетия воинствующего безбожия, на тревожные показатели обмирщения нашего народа, стоит немного «стереть» с нашего человека наносное, внешнее, как вдруг неожиданно открываются в нем удивительные родники веры. И в то же время есть люди, как вне нашей Церкви, так и внутри нее, которые глядя на эти родники, говорят, что все это архаика и этнография, что Церковь нуждается в модернизации, что нужно заимствовать административные и миссионерские методы у католиков, у протестантов и так далее. Что, на Ваш взгляд, можно сказать этим людям?
— Далеко за примерами ходить не надо. Протестантские церкви модернизировались — и что с ними стало? Католическая церковь также модернизировалась, особенно в начале 1960-х годов. Но что мы сегодня видим от тех остатков христианского духа, которые в ней еще присутствовали? Вообще Церковь сильна своим консерватизмом. Насколько твердо Церковь будет держать предание своей Веры и хранить свои традиции, настолько долго она будет существовать на этой земле. Нельзя постоянно ходить по велению времени. Иначе мы заменим русский язык языком газеты, и мы не сможем понимать не только церковнославянские чтения, но и язык Пушкина, язык Тургенева. Иначе этот язык превратится для нас в свою очередь тоже во что-то «архаичное» и «необозримо высокое». Надо жить и хранить свою традицию. В традиции — наша сила. А если кто-то сильно хочет во что бы то ни стало модернизироваться, то пусть посмотрит сперва, что стало со всеми этими церковными реформаторами и прочими деятелями Запада. Отношения с Богом не могут претерпеть модернизации. Как и отношения человека с Богом. Какие законы Бог дал человеку, так человек и должен жить, что тысячу лет назад, что две тысячи лет назад, что сегодня. Все основано Богом и все живет по одним и тем же законам естества. Как только человек начинает нарушать этот естественный ход бытия, вот тут его и постигает желание все модернизировать и реформировать. А вместе с этим его начинают постигать различные испытания, которые он сам на себя навлекает. Достаточно посмотреть, насколько сегодня человек «намодернизировался» с природой, чтобы увидеть, какие уроки она нам преподнесла.
— Особенно, если вспомнить, что хотели в советские времена сделать с северными реками. Или посмотреть, что стало после создания печально известных водохранилищ и что сделали с той же Мологой и другими русскими городами и селами, которые оказались под водой Рыбинского и прочих водохранилищ…
— А что сделали с душой? С душой ведь опасно модернизировать. Поэтому мы храним твердо традицию. Мы являемся безусловными сторонниками церковнославянского языка за богослужением. Безусловно, некоторые выражения подвластны определенным изменениям, но в целом мы никак не можем изменить ни ход церковнославянского языка, ни ход нашего стиля, нашего календаря. Это — наша традиция, наша основа. В этом мы видим внешние грани сохранности той Церкви, членами которой мы являемся.
— Как говорили афонские старцы, послабление в постах приводит к их полной отмене, сокращение молитв — к появлению святотатственных богослужений, а подчиненность веку — к опустошению церквей и к сокращению священства. То есть, если мы будем двигаться по этой же дороге, мы рискуем потерять саму суть своей веры?
— Безусловно, да. Если мы верим в подлинность Тела и Крови Христовой, то мы должны верить и в подлинность всего остального, что с этим связано. Это не только символы, это наша жизнь. И в этой жизни надо приучать людей к той системе ценностей, которой жили их отцы и деды много лет назад, а не находить нечто иное.
C Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Ярославским и Ростовским беседовал Дмитрий Данилов
http://www.pravaya.ru/expertopinion/393/14 374