Татьянин день | Ольга Богданова | 22.11.2007 |
Для начала отметим, что ангел ангелу рознь. В том смысле, что существует определенная иерархия ангельских чинов. Книгу «О Небесной иерархии» составил ученик апостола Павла Дионисий Ареопагит. Считается, что во 2-м послании к Коринфянам описано, как Павел был восхищен до третьего неба и слышал «неизреченные глаголы, которые человеку нельзя пересказать». О том, какие существуют степени ангелов, он рассказал Дионисию.
В зависимости от близости к Пресвятой Троице есть три иерархии, каждая из которых содержит в себе три чина.
Высшая иерархия
1. Серафимы. В переводе с древнееврейского «Серафим» значит «пламенеющий», потому что Серафимы пламенеют любовью к Богу и сами огнеобразны, подобно Господу, Который есть «огонь поядающий» (Евр. 12:29). У каждого Серафима шесть крыльев: двумя он закрывает свое лицо, двумя — ноги и с помощью двух летает. На храмовых росписях можно видеть изображения Серафима: человеческое лицо, которое обрамляют шесть крыл, а то и просто шесть крыльев, расположенных, как лепестки цветка.
Надо полагать, в знаменитом стихотворении Пушкина «Пророк» допущена неточность. Шестикрылые Серафимы предстоят перед Господним престолом, и в их «функции» не входит приносить людям вести и «являться на перепутье».
2. Херувимы. Через Херувимов другим посылается премудрость для Богопознания. «Херувим» значит «многое разумение» или «излияние премудрости». И если уж употреблять это название, то уж никак не при оценке миловидной внешности человека.
3. Престолы. По словам св. Максима Исповедника, на них непостижимым образом почивает Бог, поэтому через них совершается правосудие Божие. Они же оказывают помощь во всяком земном суде.
Средняя иерархия
1. Господства, которые помогают земным властям управлять подданными и учат владеть своими страстями.
2. Силы, которые творят чудеса и укрепляют лоюдей во время скорбей и напастей.
3. Власти, имеющие власть над диаволом и помогающие людям в борьбе с бесами.
Низшая иерархия
1. Начала, которые направляют низших ангелов, управляют вселенной и охраняют все народы.
2. Архангелы, благовествующие и открывающие пророчества.
3. Ангелы, возвещающие людям меньшие тайны и ограждающие их от всякого зла (Ангелы Хранители). Греческое слово «ангел» значит «вестник». Кстати, ангелами в Древней Греции называли дипломатов-посланников.
Считается, что своего Ангела Хранителя имеет не только каждый человек, но и каждая семья, общество и государство. В греческом переводе Второзакония есть такие слова Моисея: «Когда Всевышний давал уделы народам и рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» (32:8). В других переводах — по числу сынов Израилевых.
Над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил (его имя переводится как «подобный Богу»).
В «Толковании на Четвероевангелие» Григорий Двоеслов рассказывает, что, когда сатана отступил от Бога и ниспал в бездну, Михаил собрал все чины ангельские и призвал их: «Станем добре перед Творцом и не будем думать о том, что противно Богу!»
В «Апокалипсисе» можно прочитать о войне, которую Махаил и ангелы вели против «дракона и ангелов его» и о том, что это дракон был низвержен. Поэтому Архангела Михаила изображают с копьем и мечом в руке, а ногами он попирает дракона — духа зла (чем-то он напоминает св. Георгия).
Архистратиг Михаил в виде огненного столпа вел израильтян ночью во время Исхода из Египта. Он спорил с дьяволом о теле Моисея и скрыл могилу этого пророка, чтобы евреи, склонные к идолопоклонству, не могли поклоняться ему, как Богу.
Этот Архангел помогал Иисусу Навину при взятии Иерихона.
Ему молятся при входе в новый дом или при основании дома.
Имя Архангела Гавриила значит «муж Божий» или «сила Божия». Гавриил наставлял Моисея в пустыне. Он возвестил Захарии о рождении Иоанна Предтечи, Иоакиму и Анне — рождении Девы Марии, а Марии — о том, что у Нее родится Сын. Он же хранил Пресвятую Деву, когда Она жила в Иерусалимском Храме и принес Ей весть о Ее кончине, отдав в виде знака райскую ветвь.
Поэтому этого Архангела изображают с райской ветвью. Иногда он держит в руке фонарь, внутри которого горит свеча, — это символ того, что он открывает судьбы Божии.
Архангел Рафаил — «помощь», «исцеление Божие». Ему посвящена «Книга Тофии», в которой описывается, как он сопутствовал праведному молодому человеку по имени Товия.
Архангел Уриил — «свет», или «огонь Божий». Он просвещает умы людей откровением истин, воспламеняет сердца любовью к Богу.
Архангел Селафиил — «молитвенник Божий». Когда Авраам изгнал Агарь, Селафиил явился ей в пустыне Вирсавии, спас ее и ее сына от жажды и возвестил, что от нее произойдет великий народ.
Изображается Селафиил с молитвенно сложенными на груди руками и склоненной вниз головой — в подобающей молитвеннику позе.
Архангел Иегудиил — «славящий Бога», покровитель подвизающихся и монашествующих. По некоторым толкованиям, он, а не Михаил был тем ангелом, который в виде огненного столпа указывал израильтянам путь ночью.
Архангел Варахиил — «благословение Божие». По верованию Церкви, он один из трех ангелов, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба.
Евреи почитали ангелов с древности. Вместе с заповедями Моисей принял от Господа повеление поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов. В Силомской скинии два золотых херувима представляли собой единое целое с ковчегом. Фигуры херувимов были изображены на каждой из десяти завес, которые ограничивали пространство скинии, и на завесе, которая закрывала ковчег и золотых херувимов от посторонних глаз.
Еще больше херувимов было в храме, который построил Соломон. Два позолоченных херувима из оливкового дерева стояли над ковчегом. Высота каждого была около десяти локтей. Внутренними крыльями они соприкасались друг с другом, а внешними касались стен Святая Святых.
Изображения херувимов вперемежку с изображениями пальмовых деревьев покрывали стены и двери храма.
Херувимы, которые представляли собой человекоподобные фигуры, были единственным исключением из правила, запрещающего создавать вырезанные из дерева или созданные другим способом образы и, конечно, поклоняться им.
Уже во времена христианства некоторые люди стали поклоняться ангелам как творцам и правителям Мира. Эту ересь в начале IV в. осудил Поместный Лаодикийский Собор. Он же установил празднование Собора Архистратига Божия Михаила.
В те времена первым месяцем года был март, девятым — ноябрь. Он и был выбран для праздника в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Восьмой (по ст. ст.) день месяца был определен для праздника, потому что будущий Собор всех Сил Небесных святые отцы называют «днем восьмым»: в сем веке дни идут седмицами, а когда придет Сын Человеческий, наступит новая эпоха — «восьмой день».