Русская линия
Православие и МирСвященник Николай Лосский16.11.2007 

Любое занятие исполнять как дар Божий

На проходящей с 13−16 ноября в Москве конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о Таинствах» обсуждаются важные и наболевшие вопросы современной церковной практики. Один из наиболее подробно обсуждаемых вопросов — о частоте причащения.

Профессор Свято-Сергиевского института в Париже профессор священник Николай Лосский в своем выступлении «Таинство покаяния и Евхаристия» затронул ряд важных аспектов частого причащения. Отец Николай напомнил, что для святых отцов истинное свидетельство о полноте Божественного откровения было тесно связано с истинной евхаристической жизнью: «Святитель Иоанн Златоуст, настаивал на том, что причащаться нужно каждый раз как присутствуешь на Божественной Литургии».

Как рассказал о. Николай далее «такая практика имеет положительные стороны, будучи возвращением к патристическому пониманию церковной жизни. Но есть и опасность в этом частом причащении. Эта опасность состоит в двух возможных крайностях. Некоторые, по русской, так называемой традиции, или скорее обычаю, считают обязательным исповедоваться, каждый раз как причащаются. Другие, вообще забывают о том, что существует исповедь. И в том и в другом случае, исповедь и покаяние теряют весь свой смысл».

На конференции, и особенно в дискуссиях между докладами и секциями, большое внимание уделялось проблеме формального подхода к таинствам, исполнения внешней стороны Таинства и равнодушию к сути Таинства. Об этом говорил и о. Николай: «Практика трёхдневного поста и обязательной исповеди перед каждым причащением относится к развитию в Православном мире (русском, греческом и других частей мира) очень редкого причащения. Так, мой дед, философ Николай Онуфриевич Лосский, причащался раз в год. Причём, не на Пасху, как многие другие, а в Страстной Четверг. И естественно, он готовился постом и исповедовался, перед тем как подходить к Евхаристии. Опять же, те, кто причащаются редко, и конечно, каждый раз исповедаются, теряют весь смысл исповеди, которая становится чем-то вроде «паспорта «для подхода к святому Таинству причащения».

«Нельзя, особенно для тех, кто причащается часто, быть христианином по воскресениям от десяти до двенадцати и этим довольствоваться. Другими словами, всем ясно, что Воскресение должно окормлять всю неделю» — подчеркнул о. Николай — «Это означает, что человек, если он сознательный христианин, должен постоянно находиться в состоянии покаяния». Путь к стяжанию покаяния — постоянная молитва — повторение краткой молитвы в течение всего дня: «Состояние постоянного покаяния заключается в том, что чем бы я не был занят, в глубине сердца у меня должна присутствовать молитва Мытаря: «Боже, милостив буди мне грешнику «(Лк 18. 13), или «Господи, помилуй мя грешного «. Как мы знаем, эта молитва Мытаря является корнем так называемой «Иисусовой молитвы «. А, как всем известно, Иисусова молитва употребляется не только монашествующими.

«Когда же человек подходит к Святому Причащению, его покаяние приобретает особую форму. Эта особая форма состоит в том, что ему нужно, опять же по образу мытаря, осознать бездну, которая существует между его греховностью перед Богом и высочайшей Святыни, к которой он подходит со страхом божьим и трепетом. Для этого, нужно то постоянное покаяние, о котором только что шла речь» — продолжил о.Николай.

О.Николай подчеркнул, что каждый православный христианин должен внимательно и ответственно готовиться к исповеди, но частоту исповеди нужно определять индивидуально для каждого — вместе с духовным наставником.

Затем было сказано о том, что частое причащение — это не церковный модернизм, напротив, модернизмом, скорее, нужно назвать подход, сложившийся в России до революции и перенесенный затем в Европу, когда на работе была необходима справка о ежегодном причащении: «Отсюда и происходит обязательная исповедь перед каждым причастием. Эта исповедь теряет весь свой смысл как таинство примирения с Церковью, и становиться «паспортом «по отношению к обязательному причастию. К сожалению, такое понимание причащения легко ведёт к неправильному церковному сознанию. Часто, это неправильное церковное сознание ведёт к церковному национализму. Можно услышать такие высказывания как: «Я православный, потому что я Грек «; или «Я православный, потому что я Русский «. Но, во всяком случае, не потому что «Я верую в Господа нашего Иисуса Христа», — продолжил о.Николай.

«Всё это ведёт к тому, что нам, клирикам, предстоит просвещать народ Божий истинным проповеданием, напоминая о том, что Церковь и церковная жизнь — это сердце мира, даже если мир этого не знает. И всякая профессия, всякое служение в миру, в обществе, должны быть освещены регулярным причащением и постоянным покаянием» — подытожил о. Николай — «Вспомним, в этом контексте, что говорит апостол Павел Римлянам: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим. 12. 6−8). Другими словами, какое бы ни было занятие, его нужно исполнять как дар Божий».

http://www.pravmir.ru/article_2443.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика