Русская линия
Седмицa.Ru16.11.2007 

20 лет назад Оптина пустынь возвращена Русской Православной Церкви

Концевич И. М
Значение Оптиной пустыни
(Приводится по изданию: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. — 1995.)

Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем того духовного возрождения, возникшего в конце XVIII-го века в России.

Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они — эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве.

Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена это творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.

Старчество в Оптиной Пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского молдавского старца, возродителя «Духовного делания» в монашестве, выходца из Полтавской губернии. Из Рославльских лесов в Оптину переселились его последователи во главе с иеросхимонахом Львом. Старец Лев, могучий и властный, открывает ряд старцев. Его ученик и сотаинник о. Макарй возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые обрабатывают и перекладывают на литературный язык переводы, сделанные старцем о. Паисием с греческого языка писаний величайших аскетов древности как Исаак Сирин, Макарий Великий, Иоанн Лествичник. Под влиянием о. Макария русский философ И. В. Киреевский закладывает основание философии «Цельности духа», которая должна была лечь в основу русской самобытной культуры.

При старце о. Амвросии, — ученике о. Льва и о. Макария, Оптина достигает расцвета. Слава о Старце гремит по всей России. К нему устремляются со всех концов ее. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы.

Во время расцвета России и Оптиной Пустыни, тысячи и тысячи людей находили у него поддержку и наставление. Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов), ученик старца Амвросия — Иосиф, старец Варсонофий, — в миру полковник генерального штаба, по благодатной одаренности подобны своим учителям. Последние старцы: Феодосий-мудрец, Анатолий-утешитель (Потапов) и дивный Нектарий продолжают ту же традицию.

Последний из них — старец Нектарий во дни огненного испытания Родины утоляет духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании.

Преподобный Амвросий Оптинский
Статья из II тома «Православной энциклопедии»

Амвросий (Гренков Александр Михайлович, родился 23.11.1812, в селе Большая Липовица Тамбовской губернии — умер 10.10.1891, в деревне Шамордино Перемышльского уезда Калужской губернии), преподобный (пам. 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, 27 июня), Оптинский. Родился в семье пономаря М. Ф. Гренкова. Семья, в которой было 8 детей, жила в доме деда, священник Феодора, служившего в Троицком храме села Большая Липовица и бывшего благочинным. Детей воспитывали в строго православном духе, дома Александр обучился чтению по церковно-славянскому букварю, Часослову и Псалтири, в храме читал и пел на клиросе. В 1824 г. АлександрГренков поступил в Тамбовское Духовное Училище на полуказенное содержание, в июле 1830 г. как один из лучших выпускников направлен в Тамбовскую Духовную Семинарию. Во время учебы в семинарии тяжело заболел и дал обет Богу принять постриг, однако после выздоровления исполнять обет не спешил, поскольку имел живой и общительный характер. В июле 1836 г., успешно закончив Духовную Семинарию, поступил домашним учителем к богатому помещику, с 7 марта 1838 г. учитель греческого языка в Липецком Духовном Училище, где оставил о себе память как о внимательном воспитателе.

Мысль о неисполненном обете не оставляла Александра Гренкова, летом 1839 г. по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру он вместе со своим другом П. С. Покровским (впоследствии Оптинский иеромонах Платон) посетил известного троекуровского затворника Илариона, который указал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен». 8 окт. 1839 г. Александр Гренков был принят в Оптиной пустыни преподобным Львом (Наголкиным), благословившим его первое время жить в гостинице и переписывать перевод сочинения греческого монаха Агапия Ланда «Грешных спасение».

В январе 1840 г. Александр перешел жить в обитель, 2 апреля 1840 г. был принят в число братии; нес послушание келейника и чтеца у преподобного Льва, затем работал в хлебне.

В ноябре 1840 г. переведен помощником повара в скит, где трудился в течение года. Работа отнимала большую часть дня, и послушнику мало приходилось бывать на богослужениях, тогда он приучился к непрестанной внутренней молитве.

Преподобный Лев перед своей кончиной, передавая руководство послушником преподобному Макарию (Иванову), сказал: «Вот, человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь».

С осени 1841 по 2 января 1846 г. Александр был келейником у преподобного Макария. Летом 1841 г. пострижен в рясофор, 29 ноября 1842 г.- в мантию с именем в честь свт. Амвросия Медиоланского; 4 февраля 1843 г. рукоположен во иеродиакона, 9 декабря 1845 г.- во иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения Амвросий сильно простудился и заболел, иногда он бывал так слаб, что во время Божественной литургии, когда причащал богомольцев, не мог держать потир и возвращался в алтарь отдохнуть.

В марте 1848 г. Амвросий по состоянию здоровья вышел за штат и, вероятно, тогда же был келейно пострижен в схиму с сохранением имени Амвросия.

Тяжелая и продолжительная болезнь, закрывшая для Амвросия путь внешней деятельности, была явным проявлением воли Божией, призвавшей его к более высокому служению — старчеству. Еще при жизни преподобного Макария с его благословения некоторые из братии приходили к Амвросию для откровения помыслов.

После кончины преподобного Макария 7 сентября 1860 г. Амвросий переселился в домик вблизи скитской ограды, с правой стороны колокольни, к которой была сделана пристройка («хибарка») для приема женщин. Здесь он прожил 30 лет, самоотверженно служа ближним, постепенно заняв в духовной жизни Оптиной пустыни место преподобного Макария.

В 4 ч. утра келейники прочитывали Амвросию келейное правило -утренние молитвы, 12 избранных псалмов и первый час. После непродолжительного отдыха старец стоя слушал часы и, смотря по дню, канон с акафистом Спасителю или Божией Матери. Вечернее молитвенное правило состояло из малого повечерия, канона Ангелу-хранителю и вечерних молитв. Все остальное время Амвросий принимал посетителей, нуждавшихся в духовном утешении, разрешении житейских вопросов, отпущении грехов.

Амвросий в особой, редкой мере обладал даром христианской любви, делавшей его снисходительным и мудрым врачевателем человеческой слабости и недостоинства. Любовь Амвросий считал высшей добродетелью, стяжание ее — необходимым для спасения; духовным детям Амвросий чаще всего давал советы о терпении, снисхождении к немощам и понуждении себя к добру.

Опытность сердца, просвещенного любовью, мудрость ума, погруженного в сердце, умение пользоваться этой мудростью и опытом применительно к конкретным людям и обстоятельствам привлекали к Амвросию тысячи людей — аристократов и крестьян, богатых и бедных, образованных и неграмотных, — шедших к нему со своими бедами и немощами. Амвросий принимал горячо к сердцу нужды всех своих духовных детей. Его посещали представители высших классов, известные общественные деятели, писатели: вел. князь Константин Константинович, обер-прокурор Синода А. П. Толстой, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин, Н. Н. Страхов, П. Д. Юркевич и др. Амвросий стал связующим звеном между образованными классами, народом и Церковью в 60−80-х гг. XIX в., когда в русском обществе были чрезвычайно сильны антицерковные настроения.

Все свои необычайные дарования Амвросий покрывал даром смирения, который стремился передать своим духовным детям. Старец никогда не учил прямо от себя, он ссылался на Священное Писание или скрывал свое знание за словами «люди говорят». Дар исцеления Амвросий скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам и святыням. Зачастую свои поучения старец облекал в форму рифмованных, легко запоминавшихся присказок, близких к пословицам: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо», «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».

Несмотря на множество посетителей и постоянное недомогание, Амвросий еще при жизни старца Макария участвовал в книгоиздательской деятельности Оптиной пустыни. При преподобном Макарии издавалась только святоотеческая аскетическая литература, в 60−80-х гг. XIX в. под руководством Амвросия и при деятельном участии иеромонаха Климента (Зедергольма), архимандрита Леонида (Кавелина), преподобного Анатолия (Зерцалова), отца Агапита (Беловидова) и другие были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пустыни: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария» (Составленное архимандритом Леонидом (Кавелиным. М., 1861, 18 812); «Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни» (Составленное иеромонахом Леонидом. М., 18 622); «Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария» (1862−1863. 4 т.); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря» (М., 1869); «Жизнеописание настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (Составленное иеромонахом Климентом. М., 1870); «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни, с приложениями» (Составленное иеромонахом Леонидом. М., 18 763); «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (Сост. иером. Климентом. М., 1876; Од., 1890); «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (Составленное архимандритом Ювеналием. М., 1882). Кроме того, были выпущены в свет 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произведения. Особое внимание уделялось жизнеописаниям и творениям Оптинских старцев и св. отцов. Книги рассылались епархиальным архиереям, по библиотекам монастырей, академий, семинарий и раздавались богомольцам. По благословению старца в 1890 г. художником Д. М. Болотовым (впоследствии иеромонах Даниил) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов».

С именем Амвросия связано устройство в 1884 г. Шамординского женского монастыря, в который в отличие от других монастырей принимали неимущих и больных женщин.

В Шамординской обители Амвросий провел последние полтора года своей жизни. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался он вернуться в Оптину, но по причине нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. 15 октября 1891 г. св. мощи Амвросия были перенесены в Оптину пустынь и похоронены на юго-восточной стороне Введенского собора, рядом с преподобным Макарием. Много раз Амвросий после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита. Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле Амвросия.

6 июня 1988 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Амвросий был причислен к лику святых с установлением всероссийского почитания. 16 октября 1988 г. при раскопках в Оптиной пустыни были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки Амвросия и впоследсвие опознанные как останки преподобного Иосифа (Литовкина).

Мощи Амвросия были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 оптинских преподобных и в настоящее время почивают в приделе во имя Амвросия, Введенского собора обители.

В Оптиной пустыни хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из кельи Амвросия и принадлежавшие преподобному вещи (скуфья, палочка-посох, наградной крест, чарка). К прославлению Амвросия были написаны тропарь (проект игумена Андроника (Трубачёва)) и кондак (проект архимандрита Иннокентия (Просвирнина)), впоследствие — Служба с акафистом (проект протоиерея Вадима Смирнова, впоследствие игумен Никон).

Сочинения: Изречения старца Амвросия Оптинского, записанные преимущественно сестрами Шамординской общины // ДЧ. 1892. Ч. 1. С. 176−195, 383−385, 527−530; Ч. 2. С. 151−154; Ч. 3. С. 370−371; Сборник писем и статей оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1894. Ч. 1; 1897. Ч. 2; Поучение старца иеросхимонаха Амвросия, о том, сколь много мы заботимся о теле, и сколь мало о душе, а также о покаянии. М., 1896; Избранные места из писем иеросхимонаха Амвросия к семейным особам. М., 1897; Душеполезные наставления старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия / Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1898; Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Серг. П., 1908. Ч. 1. М., 1991р; Собрание писем блаженной памяти статей оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Серг. П., 1908. Вып. 1; 1909. Вып. 2; То же. Козельск, 1995р; Ответы старца иеросхимонаха Амвросия на вопросы новоначальных // Листки Казанской Амвросиевской женской пустыни. Шамордино, 1908. N 55; Молитвы о помощи и других житейских делах: Советы преп. Амвросия Оптинского. М., 1995; Молитвенное правило преп. Амвросия Оптинского, читаемое во время скорби и искушений. М., 1996; Собрание писем… [к монашествующим и мирянам]: В 3 ч. М., 1997р; Собрание писем… к превосходительной NN и настоятельнице N общины. Козельск, 1997; Три неизвестных сочинения. СПб., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. речения, извлеч. из разных источников / Сост. схиархим. Иоанн (Маслов). М., 1998.

Литература: Агапит (Беловидов), архимандрит Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Е[раст] В[ытропский], монах. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхимонаха отца Амвросия. С прил. избр. поучений его. Серг. П., 19 083; Четвериков С., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912; Гаюн А. Пастырство иеросхимонаха Амвросия: Канд. дис./ МДА. Загорск, 1987; Акафист преп. Амвросию, оптинскому старцу и чудотворцу. М., 1991; Андроник (Трубачёв), игум. Преподобный Амвросий Оптин-ский: Жизнь и творения. М., 1993; Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993; Преподобные Оптинские старцы / Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1998. С. 202−223.
Мон. Екатерина (Филиппова)

Иконография. Значительное число сохранившихся живописных портретов Амвросия выполнено иеромонахом Даниилом (Болотовым). Одним из ранних подписных является портрет 1892 г. (ЦАК МДА), созданный спустя год после смерти старца, в день его кончины: Амвросий изображен в монашеской мантии и клобуке, с крестами наперсным и наградным в память Крымской войны, с палочкой-посохом и четками в руках. Несколько авторских повторений портрета, где старец изображен лежащим на подушках, в белой рясе, темной мантии и скуфье, с четками в руках, написаны иеромонахом Даниилом в кон. XIX — нач. XX в., напр., 1892 г. (Церковно-исторический музей Свято-Данилова монастыря); 1902 г. (ЦАК МДА); 2 портрета из Оптиной пустыни (без подписи художника). По-видимому, работой иеромонаха Даниила является и погрудное изображение старца кон. XIX — нач. XX в. (Оптина пустынь). Кроме того, существует несколько портретов, созданных неизвестными художниками (2 в ГММК; в Церковно-историческом музее Свято-Данилова монастыря; в Оптиной пустыни); на портрете кон. XIX в. (ЦАК МДА) преподобный изображен в рост, сидящим во дворике, с палочкой и четками в руках (по надписи на подрамнике, принадлежал М. А. Лесенковой).

После канонизации появились иконы, на которых старец изображен благословляющим, в монашеском одеянии, в куколе или с непокрытой головой, часто с развернутым свитком в левой руке (напр., с надписью: «Потребно нам более всего иметь смирение искреннее пред Б[о]гом и пред людьми» — на иконе 1990 г. работы Л. Шеховцовой); или в епитрахили и скуфье, с палочкой-посохом (икона 1993 г. работы А. Дыдыкина). Была разработана житийная иконография Амвросия (напр., икона 1997 г. работы инока Артемия (Николаева) над ракой преподобного в Введенском соборе Оптиной пустыни), создан шитый покров на раку (1990 г., мастерская Княжина женского монастыря в Болгарии), хоругви и шитые иконы (кон. 90-х гг. XX в., мастерская Оптиной пуст.).

Литература: Павлович Н. А., Толмачев А. Л. К биографии художника Болотова// Прометей. М., 1983. [Вып.] 13; Духовные светочи России. С. 235−239. Кат. 214, 215.

Я. Э. Зеленина

Преподобный Анатолий Оптинский
Статья из II тома «Православной энциклопедии»

Прп. Анатолий (Потапов Александр Алексеевич; 15.02.1855, Москва -12.08.1922, Оптина пуст.), прп. (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Родился в купеческой семье, до поступления в монастырь занимался торговлей, служил приказчиком в Калуге. Мать не хотела отпускать сына в монастырь, и только после ее кончины, в 1885 г., А. Потапов поступил послушником в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь. Был определен в Иоанно-Предтеченский скит келейником прп. Амвросия (Гренкова) вместе с иноком прп. Нектарием (Тихоновым). 23 апр. 1888 г., в Великую субботу, был пострижен в рясофор, 3 июня 1895 г. принял монашество с именем Анатолий в честь свт. Анатолия, Патриарха Константинопольского. 5 июля 1899 г. Калужским еп. Макарием (Троицким) рукоположен во иеродиакона, 26 марта 1906 г., на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, рукоположен во иеромонаха, указом Калужской консистории от 6 марта 1906 г. назначен духовником Шамординского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. монастыря. В 1908 г. после кончины духовника Оптиной пустыни иеросхим. Саввы прп. Анатолий был переведен из скита в монастырь, в келью при Владимирском храме.

Анатолий, принимая прежде всего мирян, с большой любовью относился к людям: был всегда приветлив, ласков, сердечен. Он стяжал духовные дары прозорливости, любви, утешения и исцеления; старец помогал болящим прикровенно, посылая их на источник прп. Пафнутия Боровского или на могилу прп. Амвросия. В 1914 г. к Анатолию для духовных бесед приезжала вел. кнг. Елисавета Феодоровна. В разные годы к нему обращались за советами известные впосл. священнослужители: архиеп. Серафим (Соболев), еп. Трифон (Туркестанов), прот. Валентин Свенцицкий, сщмч. прот. Николай Загоровский, свящ. Павел Флоренский.

В 1921 г. Анатолий был арестован и отправлен в Калугу, по дороге заболел и по ошибке был помещен в тифозную больницу. Вернувшись в монастырь, летом 1921 г. принял схиму. 11 авг. 1922 г., когда его пришли вновь арестовывать, Анатолий попросил подождать до утра, чтобы приготовиться «в путь», всю ночь молился, а к утру в молитве отошел ко Господу. Отпевание совершалось в Казанском соборе Оптиной пуст. Прп. Анатолий был погребен за Введенским собором, рядом с прп. Амвросием.

26−27 июля 1996 г. Анатолий был причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. прославлен для общецерковного почитания. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей прп. Анатолия вместе с другими преподобными Оптинскими старцами, мощи прп. Анатолия почивают во Владимирском храме Оптиной пустыни.

Литература: Четвериков С., прот. Оптина пустынь. 19 882; Беловолов Г., иерей. Оптинский старец Анатолий (Потапов) // Русский паломник. 1993. N 7. С. 19−45; Житие иеросхимонаха Анатолия. М., 1995; Концевич И. М. Оптина Пустынь и ее время. Серг. П., 1995р; Рассказы о старце Анатолии // Цветочки Оптиной пустыни. М., 1995; Преподобные Оптинские старцы. М., 1998. С. 355−377.

Монахиня Екатерина (Филиппова)

Преподобный Антоний Оптинский
Статья из II тома «Православной энциклопедии»

Прп. Антоний (Путилов Александр Иванович; 9.03.1795, г. Романов Ярославской губ.- 7.08.1865, Оптина пуст.), прп. (пам. 7 авг. и в Соборе Оптинских старцев) Оптинский. Родился в большой купеческой семье, родители отличались благочестием и дали детям христианское воспитание. Когда Александру было 10 лет, 2 его старших брата ушли в Саровскую пустынь, после чего он также почувствовал призвание к монашеской жизни. В 1809 г. после смерти отца А. Путилов переехал в Москву и стал служить комиссионером у откупщика, в свободное время посещал церкви и монастыри. Во время Отечественной войны 1812 г. попал в плен к французам, бежал к родным в Ростов, где также служил комиссионером, но мыслями продолжал стремиться к монашеству. Посещал ростовский Спасо-Иаковлевский монастырь, где помогал старцу Амфилохию (Яковлеву) в его послушании у раки свт. Димитрия Ростовского. В 1816 г. тайно оставил мир, удалившись в рославльские леса (см. Рославльские подвижники), где подвизался его старший брат Тимофей (впосл. прп. Моисей Оптинский), и 15 янв. 1816 г. стал послушником. Антоний ревностно исполнял различные послушания: был будильщиком братии, рубил дрова, трудился на огороде, ежедневно вместе с братом вычитывал всю церковную службу, стоя переписывал уставом творения святых отцов. 2 февр. 1820 г. в праздник Сретения Господня келейно пострижен в монашество с именем Антоний в честь прп. Антония Великого, его восприемником от Евангелия при по-стриге и духовным отцом стал прп. Моисей.

В июне 1821 г. прп. Моисей был назначен настоятелем скита, созданного при Оптиной пуст. по благословению еп. Калужского Филарета (Амфитеатрова; впосл. митр. Киевский). Антоний вместе с братом принимал участие в строительстве скита, 2 марта 1822 г. был определен в число его братии, 24 авг. 1823 г. рукоположен во иеродиакона, в 1825 г., после назначения прп. Моисея настоятелем Оптиной пуст., назначен скитоначальником, рукоположен во иеромонаха 15 авг. 1827 г. Антоний отличался безграничным смирением, все распоряжения отдавал лишь с благословения прп. Моисея, ввиду малочисленности братии сам исполнял многие послушания, пел на клиросе; совершаемые им богослужения отличались особым благоговением. В скитской церкви было заведено непрерывное чтение Псалтири, Антоний читал часы наряду с братией, а также в то время, когда вся братия отдыхала. Антоний и прп. Моисей всемерно содействовали развитию в Оптиной пустыни старчества, приглашая опытных старцев из других монастырей. В 1836 г. у Антония открылась тяжелая болезнь ног, которая причиняла ему жестокие страдания до самой кончины.

3 декабря 1839 г. еп. Калужским Николаем (Соколовым) Антоний был назначен настоятелем возобновленного Черноостровского малоярославецкого во имя свт. Николая Чудотворца монастыря и возведен в сан игумена. Антонию было очень тяжело расставаться с созданным его трудами скитом и со своим старцем, но он со смирением принял новое назначение. Антоний управлял монастырем, зачастую оставаясь прикованным к постели, однако был вынужден сам ездить в Москву на сбор пожертвований в пользу обители. Стараниями Антония был освящен Преображенский придельный храм (1840), закончен и освящен Никольский храм (26 авг. 1843). В 1845 г. за труды на благо обители преподобный был награжден золотым наперсным крестом. Антоний пользовался любовью и уважением святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, который часто приглашал его к сослужению.

Антоний неоднократно просил уволить его на покой, но лишь в 1853 г. по ходатайству свт. Филарета эта просьба была выполнена, и Антоний вернулся в скит Оптиной пустыни. Несмотря на ухудшение здоровья, Антоний посещал все церковные службы и неукоснительно совершал келейное правило, посвящая свободное время чтению творений святых отцов. Невзирая на любовь к уединению, старец никогда не отказывал приходящим к нему за духовной помощью и советом, однако на исповедь принимал в исключительных случаях, число его постоянных духовных детей было ограничено. Как духовник прп. Антоний был снисходителен к человеческим немощам; успокаивая, а не обличая людей, он незаметно приводил их к искреннему покаянию. Прп. Антоний обладал необыкновенным красноречием — случалось, что в течение одной беседы со старцем человек духовно перерождался. От духовных детей Антоний получал много писем, на которые всегда отвечал сам, несмотря на болезнь. Был неустанным молитвенником и строгим постником, стяжал дары прозорливости и чудотворения. Кончина прп. Моисея (ум. 1862) стала для Антония тяжелой потерей, 40 дней он провел в затворе, читая Псалтирь по новопреставленному, затем прожил год в уединении и непрестанной молитве. В 1863 г. Антоний совершил паломничество к мощам свт. Тихона Задонского и свт. Митрофана Воронежского. 9 марта 1865 г. был келейно пострижен прп. Исаакием I (Антимоновым) в великую схиму с оставлением прежнего имени. После пострижения прп. Антоний перестал принимать мирских лиц, братию скита принимал изредка, погрузившись в непрестанную молитву.

Погребен в Казанском соборе монастыря рядом с прп. Моисеем. 26−27 июля 1996 г. причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. для общецерковного почитания.

Сочинения:

Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря. М., 1869.

Литература: Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря игумена Антония. М., 1870; Погожев Е. Н. (Поселянин). Игумен Антоний — настоятель Малоярославского Николаевского монастыря // Поселянин Е. Н. Русские праведники последних веков. СПб., 1917. Кн. 6. С. 380−416; Кн. 7. С. 417−424; Житие схиигумена Антония. М., 1992р; Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Серг. П., 1995р. С. 97−104.
Монахиня Екатерина (Филиппова)

Иконография. Уникальным, очевидно натурным, изображением старца является портрет 1854 г. (ЦАК МДА) кисти иеросхим. Гавриила (Спасского). Прп. Антоний представлен в монашеской мантии и клобуке, с наперсным крестом, с четками в левой руке; на обороте надпись: «Портретъ Почтеннейшаго Старца Игумена Антонiя писанъ 1854го Года Декабр[…] грешным Iеромонахомъ Ски[т]скимъ Гаврiиломъ». Известно, что в келье прп. Макария (Иванова) на стене висели живописные изображения прп. Моисея (Путилова) и А. На литографии сер. XIX в. представлены Оптинские старцы преподобные Моисей, А. и Макарий.

Я. Э. Зеленина

Преподобный Анатолий Оптинский
Статья из II тома «Православной энциклопедии»

Прп. Анатолий (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 6.03.1824, с. Бобыли Калужской губ.- 25.01.1894, Оптина пуст.), прп. (пам. 25 янв., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Родился в семье диакона. С 1832 г. учился в Боровском ДУ, в 1836 г. переведен в Калужскую ДС, где получил новую фамилию — Зерцалов. С юных лет стремился к монастырской жизни. По окончании семинарии поступил на службу в Казенную палату, но вскоре, тяжело заболев, дал обет принять монашество.

В июле 1853 г. поступил в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь под духовное руководство прп. Макария (Иванова). 17 ноября 1862 г. пострижен в монашество с именем Анатолий, 5 июня 1866 г. рукоположен во иеродиакона, 7 сент. 1870 г.- во иеромонаха. В 1874 г. из послушания прп. Амвросию (Гренкову) принял должность скитоначальника и духовника в новосозданном Шамординском в честь Казанской иконы Божией Матери женском монастыре. Учил насельниц обители богослужебному уставу, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице, церковному пению. Вел обширную переписку с монахинями Шамординского и др. монастырей.

Анатолий опытно проходил путь Иисусовой молитвы и сподобился получить от Господа дары Святаго Духа: прозорливость, духовное рассуждение, дар исцеления душевных и телесных недугов. О великой силе молитвы Анатолия свидетельствовал прп. Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». В 1892 г. прп. Анатолий ездил в С.-Петербург, где встречался со св. прав. Иоанном Кронштадтским. После кончины прп. Амвросия Анатолий тяжело заболел и в скором времени, 15 дек. 1893 г., принял схиму. Прп. Анатолий почил во время чтения отходной, погребен у южной стены Введенского собора.

26−27 июля 1996 г. Анатолий был причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. прославлен для общецерковного почитания. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей прп. Анатолия вместе с другими преподобными Оптинскими старцами, мощи Анатолия почивают во Владимирском храме Оптиной пустыни.

Сочинения: Избр. письма Оптинского старца скитоначальника Анатолия к монахиням // ДЧ. 1902. N 10. С. 282−289; N 12. С. 671−676.

Литература: Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). М., 1994; Афанасьев В. Житие схиархимандрита Варсонофия. М., 1995; Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Серг. П., 1995р; Преподобные Оптинские старцы. М., 1998. С. 355−377.

Монахиня Екатерина (Филиппова)

Преподобный Варсонофий Оптинский
Статья из VI тома «Православной энциклопедии»

Прп. Варсонофий (Плиханков Павел Иванович; 5.07.1845, Самара — 1.04.1913, г. Коломна Московской губ.), прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев). Отец Варсонофия был из казаков, занимался в Самаре торговлей, мать скончалась при родах. Отец женился вторично, благочестивая мачеха привила Варсонофию с раннего детства любовь к церковной службе. Шестилетнему мальчику чудесным образом было предсказано будущее духовное служение. После окончания школы в 1854 г. П. Плиханков поступил в гимназию в Полоцке, при которой жил в пансионе, в 70-х гг. XIX в. окончил Оренбургское казачье военное училище, затем штабные офицерские курсы в С.-Петербурге.

С 1884 г. Плиханков служил начальником мобилизационного отделения в штабе Казанского военного округа, жил в Казани, к кон. 80-х гг. получил чин полковника. Ведя строгую молитвенную жизнь, избегал светских приемов, ежедневно бывал в храме, посещал казанские монастыри, общался с блж. старицами Евфросинией и Аннушкой, последняя сокровенным образом предсказала ему монашество и схиму. Познакомился с проф. Казанской ДА архимандритом Антонием (Вадковским), который подарил ему книгу «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Плиханков начал практиковать Иисусову молитву, но вскоре оставил ее из-за отсутствия духовного наставника. Однажды в кон. 80-х гг. он молился в московском храме Кадетского корпуса на литургии, которую совершал св. Иоанн Кронштадтский. К концу службы Плиханков прошел в алтарь. В это время протоиерй Иоанн переносил Дары с престола на жертвенник; поставив чашу, Кронштадтский пастырь вдруг приблизился к офицеру, поцеловал ему руку и быстро отошел. Стремясь узнать волю Божию о себе, Плиханков посетил многие монастыри и храмы на Волге; ради встречи с прп. Амвросием (Гренковым) в авг. 1889 г. побывал в Оптиной пустыни, прп. Амвросий посоветовал ему через 2 года приехать и поселиться в пустыни. Летом 1891 г. Плиханков съездил в Оренбург и взял благословение у мачехи на иночество. Побывав в Троице-Сергиевой Лавре, в Черниговском скиту и у прп. Варнавы (Меркулова), Плиханков вернулся в Казань, 17 дек. 1891 г. выехал в Оптину пустынь.

По прибытии 24 декабря 1891 г. в обитель он был принят начальником Иоанна Предтечи скита прп. Анатолием (Зерцаловым) (прп. Амвросий к этому времени скончался), 10 фев. 1892 г. включен в состав братии. Находясь под духовным руководством прп. Анатолия, послушник Павел составлял жития святых, описания чудотворных икон, писал духовные стихи, статьи о монашестве, старчестве, Иисусовой молитве. 26 марта 1893 г. был пострижен в рясофор. После кончины прп. Анатолия духовным отцом инока в 1894 г. стал прп. Иосиф (Литовкин). По его благословению инок Павел до апр. 1902 г. служил письмоводителем, вел «Летопись скита», собирал материалы для жизнеописания преподобных Оптинских старцев Макария (Иванова), Амвросия и Анатолия. Во многом основываясь на записях Варсонофия схиархимандрит Агапит (Беловидов) впоследствии составил жизнеописания старцев Амвросия и Макария. В дек. 1900 г. во время сильной болезни инок Павел был тайно пострижен в мантию с именем в честь прп. Варсонофия Великого, 29 декабря того же года был рукоположен во иеродиакона, 1 янв. 1903 г.- во иеромонаха. В 1903 г. назначен помощником скитоначальника, духовником скита и Шамординского женского монастыря, а также паломников, приходивших в скит. Поселился в келье прп. Макария у св. врат скита.

После начала русско-япон. войны Варсонофий весной 1904 г. был направлен в действующую армию, служил при солдатском госпитале, в котором устроил церковь (антиминс привез из Москвы). За усердие в духовном окормлении воинов получил несколько наград, в т. ч. в мае 1904 г. наперсный крест. После окончания войны 1 ноября 1905 г. вернулся в Оптинский скит.

В апреле 1906 г. Варсонофий был назначен и. о. начальника Предтеченского скита, сменив на этой должности старца Иосифа, 14 мая 1907 г. возведен в сан игумена, 29 июня назначен скитоначальником. Открывшиеся к этому времени у Варсонофия дары старчества привлекали к нему множество людей. Перед началом исповеди старец обычно проводил беседу, в которой иносказательно открывал присутствующим их грехи. Преподобный умел расположить к себе кающегося, подвигнуть к чистосердечной исповеди и, показав ему всю тяжесть грехов, вложить в душу надежду на спасение. Часто исцеления по молитвам Варсонофия совершались прикровенно — Варсонофий посылал страждущих на св. источники в Пафнутиев боровский монастырь, Тихонову калужскую пуст.

Старец обладал особым даром общения с представителями интеллигенции. В 1910 г. преподобный ездил на ст. Астапово для напутствия умирающего Л. Н. Толстого, впосл. с грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому… Просил врачей, родных, ничего не помогло… Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

11 июля 1910 г. Варсонофий тяжело заболел, опасались, что старец умирает. Прп. Нектарий (Тихонов), архим. Ксенофонт, иером. Феодосий, взяв у прп. Иосифа (Литовкина) благословение, постригли Варсонофия в схиму. 13 июля старцу стало лучше.

В 1910—1911 гг. в Оптиной пустыни возникли нестроения, Варсонофий заступился за несправедливо оклеветанного настоятеля архим. Ксенофонта. Святейший Синод не нашел в действиях настоятеля ничего предосудительного и подтвердил необоснованность возмущения против него части братии, однако для сохранения мира в обители Варсонофия перевели в коломенский Старо-Голутвин монастырь. 5 апр. 1912 г. в московском Богоявления Господня монастыре Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов) возвел Варсонофия в сан архимандрита, после чего преподобный уехал в Голутвин монастырь. За год служения в обители, пришедшей к началу XX в. в упадок, Варсонофий восстановил благочиние иноческой жизни, привлек благотворителей, которые помогли отремонтировать храмы, кельи, гости-ницу; вскоре монастырь стал одним из духовных центров Подмосковья. Несмотря на постоянное недомогание, Варсонофий с обеда до позднего вечера принимал посетителей, приезжавших к нему духовных чад, оптинских насельников и шамординских монахинь, вел обширную переписку. В начале февр. 1913 г. Варсонофий простудился, затем открылось тяжелое заболевание желудка. 21 февр. преподобный совершил богослужение в кафедральном соборе Коломны по случаю 300-летия царствования Дома Романовых. Во время предсмертной болезни терпел сильные боли, отказался от помощи врачей, ежедневно причащался. Чин отпевания Варсонофия совершил 6 апреля в Старо-Голутвином монастыре еп. Трифон (Туркестанов). Гроб с телом преподобного был перевезен в Оптину пустынь, 9 апреля Варсонофий был похоронен на монастырском кладбище близ Введенского собора, рядом с прп. Анатолием (Зерцаловым). Позднее над обеими могилами братия соорудила общую часовню.

После кончины Варсонофий являлся во сне многим оптинским монахам. 12 ноября 1913 г. преподобный явился скитскому уставщику Кукше, попросил, чтобы после литургии пропели молитву «Под Твою милость» и заповедал, чтобы это делалось всегда. Скитоначальник о. Феодосий распорядился ввести в скиту пение этой молитвы, что соблюдается в Оптиной пустыни и в настоящее время. В 1996 г. Варсонофий был прославлен в Соборе преподобных Оптинских старцев к местному почитанию, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей Оптинских старцев, в т. ч. Варсонофия. Мощи прп. Варсонофия почивают во Владимирском храме Оптиной пустыни, ежедневно перед ними служатся молебны и акафист.

Сохранились записи бесед Варсонофия с духовными чадами, главной целью наставлений преподобного было пробуждение в человеке ревности в вере и верности Церкви. Варсонофий неоднократно обличал распространявшееся неверие, предсказал грядущие гонения на Церковь, запустение Оптиной пустыни Преподобный предупреждал, что «можно быть и мирскими инокинями, и в монастыре жить как в миру. Черные одежды сами по себе не спасут, и белые не погубят», спасают же «молитва, пост и бодрствование над собою, т. е. хранение своих мыслей и чувств». Среди наследия Варсонофийя особое место занимают духовные стихи, которые он печатал в журнале «Душеполезное чтение» под псевдонимом «Странник». Свои стихи старец посвящал памяти преподобных Амвросия, Анатолия (Зерцалова), свт. Феофана Затворника и др. подвижников. В аскетическом делании старец видел высшую красоту и поэзию, а назначение поэта в России считал родственным монашеско-му подвигу.

Архивы: ГА Калужской обл. Ф. 903. Оп. 4. Д. 473 [О перевозке тела архим. Варсонофия в Оптину в 1913 г.]; Б-ка МДА. Ркп. N 212 342. Конверт N 4 [5 писем к С. Н. 1912]; Б-ка Оптиной пуст. [Стихотворения. 13 л.].

Сочинения: Письмо к настоятелю Оптиной пусттыни // Калужские ЕВ. 1904. С. 534−541; Священная поэзия: (О внутреннем христианстве). Оптина пуст., 1911; Духовные стихотворения. Шамордино, 1914; Беседы с духовными детьми. Посмертное завещание // Надежда. 1980. Вып. 6. С. ??; Беседы с духовными детьми. СПб, 1991; Келейные записки (1892−1896). М., 1991; Прп. Варсонофий Оптинский: Духовное наследие: Житие. Келейные записки. Беседы с духовными чадами. Воспоминания духовных чад. Духовные стихотворения. [Серг. П.], 1999.

Литература: Памяти оптинского старца схиархим. Варсонофия: Венок на могилу батюшки. М., 1913; Шустин А., свящ. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах: (Из личных воспоминаний). М., 1991; Житие схиархим. Варсонофия / Изд. Оптиной пуст., 1995. С. 15−39.

Монахиня Екатерина (Филиппова)

Краткие жизнеописания Оптинских старцев
(По материалам сайта «Свято-Введенская Оптина пустынь»)

(Лев Данилович Наголкин) 1768 г. 11/24 октября — 1841 г.

Старец Лев прибыл в Оптину Пустынь уже на склоне лет. Он был большого роста, величественный, в молодости обладавший баснословной силой, сохранивший до старости лет, несмотря на полноту, грацию и плавность в движениях.

Говорил басом, немного юродствовал, шутил, но это всегда имело скрытый назидательный смысл. Вся жизнь Старца была выражением евангельской любви. Он читал в душе каждого из приходивших к нему все их сокровенные помыслы и тайные, забытые грехи. В случае необходимости без приготовления, открыто и искренно возвещал слово истины.

Отец Лев родился в городе Карачеве, Орловской губернии в купеческой семье. В юности занимался торговым делом. В 1797 году оставил мир и поступил в Оптину Пустынь при игумене Авраамии. Через два года, повинуясь неудержимому желанию обучаться жизни духовной, перешел в Белобережскую пустынь. Там был пострижен в монашество и наречен Леонидом, рукоположен в иеродиакона, а вскоре в иеромонаха. Вместе со старцами Феодором и Клеопою в поисках уединенной жизни переселился в Валаамский скит, где подвизался в безмолвии около шести лет. Там же принял пострижение в схиму с именем Лев. В 1829 году старец Лев во всеоружии духовной силы, вместе со своими учениками, в том числе отцом Макарием, переселился в Оптинский Скит, дабы насадить и хранить благодатное старчество.

Старец Лев достиг той духовной высоты, когда подвижник действует, повинуясь голосу Божию. Вместо долгих уговоров, он иногда сразу выбивал у человека почву из-под ног, давал ему осознать и почувствовать свою несостоятельность и неправоту, и таким образом вскрывал духовным скальпелем гнойник, образовавшийся в огрубевшем сердце человека. Результатом были слезы глубокого покаяния.

«Я живу и хожу пред Богом моим, живу для ближних моих, откинув всякое лицемерие и страх мирского суда; я не боюсь никого, кроме Бога. Когда совесть моя мирна, сердце весело играет, как у младенца; когда вся жизнь моя была одним днем служения Богу, моему Старцу и детям моим о Христе, то чего мне бояться?»

Пуще отца родного почитали старца Льва крестьяне окрестных деревень.

Последние шесть лет претерпевал непрестанные гонения, возбужденные по доносам завистников и клеветников.

Святые мощи преподобного Льва покоятся во Владимирском храме

Преподобный Макарий Оптинский (Михаил Николаевич Иванов) 20/3 декабря 1788 — 7/20 сентября 1860

«…Все грехи человеческие терпит Бог, а ропота не оставляет без наказания. Ничего не значит телесная болезнь; надо опасаться, чтобы душевные недуги не остались неисцеленными».

О внешности старца Макария жизнеописатель говорит так: — «Лицо — ничем, с первого взгляда, не поражающее, даже по обыкновенным понятиям о красоте физической, вовсе некрасивое, с печатью постоянного самоуглубления, на вид более строгое, нежели ласковое. Но такова сила благодати Божией, что лицо это, служа зеркалом чистой, любвеобильной и смиренной души, сияло какою-то неземною красотою, отражая в себе то или другое из свойств внутреннего человека, — плодов Духа, исчисленных Апостолом. Взор тих, слово смиренно и чуждо дерзновения. Вообще в нем было редкое соединение ума и детской простоты, величия и вместе тихости и смирения, делавших его доступным для всех и каждого».

Родился в семье орловских дворян. С 14 лет вынужден был пойти работать в финансовое ведомство. В 1810 году отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь и в мир уже не вернулся. В 1815 году пострижен в монашество. В 1828 году познакомился со старцем Львом. В 1834 году вместе с ним перешел в Оптину Пустынь, где старец Лев стал его духовным наставником. Вскоре был назначен духовником обители. Благодаря трудам старца Макария впервые в России были изданы рукописи и переводы святоотеческих творений.

По смерти старца Льва вся тяжесть подвига духовного руководства братией легла на отца Макария. Тихая радость о Господе никогда не покидала этого святого делателя, целившего и души, и тела. Помазуя елеем из лампады, горевшей в его келлии перед чтимою им Владимирскою иконою, Старец приносил великую пользу больным телом, и случаи таких исцелений немалочисленны. Особенно часты были исцеления бесноватых.

Велика роль боголюбивого Старца и в духовном просвещении русского народа: он явил миру бесценные духовные сокровища — творения святых отцов, организовав в Оптиной их перевод и издание.

Преподобный Моисей Оптинский (Тимофей Иванович Путилов) 15/28 января 1782 — 16/29 июня 1862

Всю жизнь старца Моисея можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге. Среди непрестанных забот и попечений внешних, в нем был «потаенный сердца человек в неистлении кроткого и молчаливого духа».

Неподражаемо было его искусство говорить с каждым на его языке, сообразно с его понятиями и образом мыслей. С удивительным искусством умел он избегать в беседах осуждения людей: «Да, кто же может это одобрить…» — только и скажет он мягко.

Родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии в благочестивой купеческой семье. Вместе с братом Ионою поступил в Саровскую пустынь. Во время нашествия французов в 1812 году жил в Свенском монастыре, а затем 10 лет в Рославльских лесах, где был пострижен в монашество. В 1821 году вместе с братом Александром переселился в Скит Оптиной Пустыни. В 1822 году был рукоположен в иеродиакона, а через несколько дней в иеромонаха.

В 1826 году назначен строителем Оптиной Пустыни и находился в этой должности 37 лет. В его правление был расширен Введенский собор, построена церковь во имя преп. Марии Египетской и кладбищенская церковь, новые братские корпуса, каменная ограда, собрана библиотека, расцвела книгоиздательская деятельность. При нем было учреждено и упрочилось в Оптиной старчество. Отличался крайней нестяжательностью, милосердием и кротостию.

По взаимным жалобам взысканий не делал и только внушал: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Однако самочиния, нерадения или небрежности в деле исполнения послушания не любил и умел в случае надобности вразумить, кого требовалось. Сострадание его к бедным не имело предела.

Дар рассуждения соединялся в нем с даром святой любви. Он умел мудро утаить свои дарования, почему при жизни многие, не знавшие его близко, считали его хотя и хорошим, но обыкновенным человеком.

«Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».

Святые мощи преподобного Моисея покоятся в Казанском храме

Преподобный Иларион Оптинский (Родион Никитич Пономарев) 8/21 апреля 1805 — 18/1 октября 1873

«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание, и до тех пор не говори н ичего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце».

Имея с детства любимым занятием чтение священных и святоотеческих писаний и прилежа оному умом и сердцем, он многое сохранил в замечательной памяти своей и мог, когда требовалось, при разговоре приводить наизусть многие продолжительные тексты и цитаты. Это содействовало успеху его в прениях с раскольниками в Саратове, поскольку Господь дал ему служение миссионерское, апостольское, способствовавшее возвращению в лоно Матери Церкви многих заблудших и погибельно отпавших от нее душ.

Родился отец Иларион в Пасхальную ночь в семье портного сельца Ключи Новохоперского уезда Воронежской губернии. Когда ему было 24 года, семья переехала в Саратов. Там он прожил 9 лет, успешно вел борьбу против раскола. Объездил множество русских монастырей. В 1839 году приехал в Оптину Пустынь. Старец Макарий избрал его себе в келейники. Эту должность он исправлял в течение 20 лет. Нес послушания садовое, трапезное, устроил пасеку. Перед смертью отец Макарий передал ему своих чад, а также окормление нескольких женских монастырей. В 1863 году он был назначен скитоначальником и духовником обители.

Став скитоначальником и духовником обители, он поддерживал порядки, заведенные старцем Макарием. Обладал молитвенным даром так воздействовать на человека, что тот, чувствуя невидимое присутствие Всемогущего Господа, со всей откровенностью исповедовал Старцу самые потаенные движения своего сердца.

Терпеливо наставлял Старец о безгневном перенесении скорбей и оскорблений, учил принимать их с самоукоре-нием, как посланные промыслом Божиим за грехи наши для душевной пользы.

Отец Иларион через долголетний навык к ежеминутному понуждению себя ко всяким трудам телесным и нравственным, обратил трудолюбие и презрение своей воли и покоя как бы в свою природу.

Не передать даже отчасти те бесчисленные тяжкие страдания в течение двадцати месяцев болезни: постоянная бессонница, удушье, сильнейшие боли, невозможность двигаться. Вражьи напасти лишали его и малого покоя в отместку за исповедование и исцеление бесноватых больных. Только одна душа в нем, как в праведном Иове, оставалась неприкосновенною. Своего страдания старался не выражать ничем — ни вздохом, ни словом. До последнего дня своей жизни ни разу не прерывал исполнения молитвенного правила. Когда приблизилась великая, сокровенная минута, истомившийся страдалец, сложивши опухшие руки на грудь, тихо заснул, предав душу Господу, до последнего вздоха перебирая четки.

Святые мощи преподобного Илариона покоятся во Владимирском храме

Преподобный Исаакий Оптинский (Иван Иванович Антамонов) 31/13 июня 1810 — 22/4 сентября 1894

«Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию; в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных».

Старец Исаакий происходил из богатого купеческого рода. Родился в Курске в благочестивой семье. С юности имел усердное горение ко Господу. В 1847 году поступил по благословению старца Макария в Скит Оптиной Пустыни. Нес послушания на пасеке, в хлебопекарне, поварне; обладал необычайной физической силой и хорошим голосом.

Еще живя в миру, Иван приезжал в Оптину Пустынь к брату, и у него завязались самые сердечные духовные отношения со старцем Львом, который предсказал ему, что и он будет в монашестве.

В продолжение 16-летней жизни в Скиту отец Исаакий привык всецело подчинять свою волю старческому руководству, так что и в последующее время, когда призван был к управлению обителью, продолжал пользоваться советами мудрого старца Амвросия.

В должность настоятеля вступил уже 52 лет от роду. Он был среднего роста, коренастый, поднимал тяжести до 15 пудов, говорил басом. Лицо его — благообразное, украшенное большою раздвоенною бородою, с опущенными вниз глазами, внушало к себе невольное почтение. При добрейшей душе и смирении имел весьма суровый вид. Многие женщины даже опасались подходить к нему за благословением.

Он умел наставить инока кратким, но весомым словом, и в словах его была настоящая отеческая забота. Если же оказывался в чем неправ, то просил прощения, становясь на колени. Для исповедания помыслов он наравне со всеми ходил к старцу Амвросию, терпеливо дожидаясь своей очереди вместе с послушниками и монахами. До 80 лет не болел, уверял, что и сквозняки ему полезны.

Будучи воспитанником сурового времени, в начале своего управления отец Исаакий хотел было ввести некоторые древние порядки, но вскоре оставил свое намерение, как превышающее силы нового поколения. В содержании братства он строго держался монастырских обычаев: пища была самая простая, из дешевых продуктов, одежда и обувь из дешевых материалов, сапоги крестьянские Не получив школьного образования, он с избытком восполнил этот недостаток внутренним духовным опытом жизни и чтением святоотеческих книг. На всех церковных службах бывал неопуститель-но и приходил по первому удару колокола.

При старце Исаакии достроен храм во имя Всех святых на новом кладбище, украшены внутри Введенский и Казанский соборы, выстроена больница с церковью во имя святого Илариона Великого, воздвигнуто много новых строений.

Святые мощи преподобного Исаакия покоятся в Казанском храме

Преподобный Иосиф Оптинский (Иван Ефимович Литовкин) 2/15 ноября 1837 — 9/22 мая 1911

«Как луч солнечный не может проникнуть сквозь туман, так и речи человека, только образованного, но не победившего страсти, не могут действовать на душу. А кто сам победил страсти и стяжал разум духовный, тот и без образования внешнего имеет доступ к сердцу каждого».

Родился в селе Городище Харьковской губернии в благочестивой семье. Оставшись в 11 лет сиротой, претерпел много скорбей, в которых его спасала только молитва. В 1861 году пришел в Оптину Пустынь. Вскоре старец Амвросий взял его к себе в келейники и поселил в своей «хибарке», где он прожил 50 лет.

Отец Иосиф был ближайший ученик, чадо любимое великого старца Амвросия, ближайший по духу, по силе послушания, преданности и любви. Смиренная поступь, опущенные глаза, краткий ответ с поклоном и всегда неизменная скромно-приветливая улыбка. Все проникались к отцу Иосифу особым уважением, а он говорил: «Что я значу без батюшки? Нуль и больше ничего».

Старец Амвросий постепенно готовил его к старческому служению, учил и словом, и собственным примером. Он любил его, доверял, называя своей правой рукой и никогда не разлучался с ни в течение 30 лет. Нередко старец Амвросий приходящих к нему посетителей посылал с вопросами к отцу Иосифу, и многие убедились, что его ответы всегда были одинаковы с мнением Старца.

«К отцу Иосифу все мои немощи перешли,» — говорил батюшка Амвросий. Но, несмотря на болезненность и слабость, он никогда не отдыхал днем, используя свободные минуты на чтение книг и письма духовным чадам.

В жизнеописании приводится рассказ прот. Павла Левашева: «Я увидел глубокого старца, изможденного беспрерывным подвигом и постом, едва поднимающегося со своей коечки. Он в то время был болен. Мы поздоровались; чрез мгновение я увидел необыкновенный свет вокруг его головы четверти на полторы высоты, а также широкий луч света, падающий на него сверху, как бы потолок келлии раздвинулся. Лицо Старца сделалось благодатным, и он улыбался».

В 1888 старец Иосиф тяжело заболел тифом, был пострижен в схиму и чудесным образом выздоровел. 12 лет был скитоначальником и духовником всей братии. Дважды при жизни удостоился явления Божией Матери.

Святые мощи преп. Иосифа покоятся во Владимирском храме

Преподобный Нектарий Оптинский (Николай Васильевич Тихонов) 1853* - 29/12 мая 1928

«Через годы испытаний Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом будет богата, и в Onтиной будет еще семь светильников, семь столпов».

«Сила молитвы не в многословии, а в силе молитвенного вздоха».

Отец Нектарий был небольшого роста, согбенный, с небольшой клинообразной бородой, худой, с постоянно плачущими глазами. Поэтому у него всегда в руках был платок, который он, свернув уголком, прикладывал к глазам. Лицо его как бы не имело возраста — то древнее, суровое, словно тысячелетнее, то молодое по живости и выразительности мысли, то младенческое по чистоте и покою.

Старец Нектарий испытывал сердца приходящих к нему и давал не столько утешение, сколько путь подвига, он смирял человека и ставил его перед духовными трудностями, не жалея его малой человеческой жалостью, потому что верил в достоинство и разумение души и в великую силу благодати, помогающей ищущему Правды. Он брал на себя грехи и страдания других — это чувствовали все, соприкасавшиеся с ним.

Родился старец в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье. В 1873 году после посещения Оптиной Пустыни и беседы с батюшкой Амвросием навсегда остался там. Находился под окормлением старцев Амвросия и Анатолия (Зерцалова). Более 20 лет пребывал в полузатворе. По благословению старцев читал много специальной литературы, занимался науками. Из великого смирения скрывал свои благодатные дары под юродством. В 1912 году за послушание принял великий крест старчества. В 1923 году арестован. По распоряжению властей, покинув Калужскую область, переехал в селоХолмищи Брянской области, где через 5 лет скончался. Похоронен был на местном кладбище. Обретение и перенесение святых мощей Старца в Оптину Пустынь совершилось 3/16 июля 1989 года.

Немногим в то время открывался пророческий смысл его поступков, скрываемый им под юродством. Насобирает, например, разного хлама: камешков, стеклышек, бумажек, сложит в шкафчик и показывает: «Это мой музей!» И действительно, после закрытия Оптиной в Скиту, где жил Старец, был открыт музей. Незадолго до революции старец Нектарий стал ходить с красным бантом на груди, предсказывая грядущие события.

Он любил игрушки. У него была птичка, которая свистела, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, приходивших с пустыми горестями; был волчок, который он заставлял запускать известного профессора; были детские книжки, которые давал читать. Советовал жить и учиться так, чтобы ученость не мешала благочестию.

По глубокому своему смирению старцем себя не считал, а говорил, что посетители приходят собственно к батюшке Амвросию в его келлию, и пусть келлия его говорит вместо него.

Святые мощи преподобного Нектария покоятся во Введенском храме

Преподобный Никон Исповедник (Николай Митрофанович Беляев) 26/9 октября 1888 — 25/8 июля 1931

Скорбью надо считать не то, что по внешности переживает человек, а то, насколько попускается ему Богом быть удрученным от этого переживания, причиняющего его сердцу скорбь и страдание".

«Искренность и твердость произволения испытываются именно терпением и временем».

Родился старец Никон в Москве в купеческой семье. В 1907 году, в день Обретения главы св. Иоанна Предтечи, вместе с братом Иваном приехал в Оптину пустынь. Их принял старец Варсонофий. Николай, назначенный письмоводителем старца Варсонофия, стал самым близким его учеником и сотаинником.

Николай быстро привык к жизни в Скиту и полюбил ее. Веселый и жизнерадостный, любящий общество людей, любящий развлечения и забавы, свойственные всем молодым людям в миру — здесь он как бы переродился. Он до такой степени полюбил уединенную жизнь, что даже кратковременные выходы за ограду Скита были ему в тягость и, он по возможности избегал их.

Наступила полоса скорбей. Как и предсказывали ему епископ Трифон и старец Варсонофий, тихое, безмятежное состояние души, благодатная радость и беспечалие уступили место страданиям. Вначале скорби не были настолько тяжелы, чтобы надолго омрачить его светлую душу. Господь постепенно, не сразу, вводил Своего избранника на предназначенный ему крестный путь.

Предстояло расстаться со своим отцом и наставником — старцем Варсонофием. Тяжесть его скорби описать нельзя. Ее поймет без слов всякий, кто перенес разлуку с любящим и любимым человеком. Отец Никон неизменно спокойный, в высшей степени сдержанный в проявлении своих чувств и в то же время оживленный внутренней тихой радостностью, к духовным детям своим относился внимательно, заботливо, любовно и в меру строго.

Были у отца Никона и недоброжелатели, недоверчиво и критически относящиеся к его духовничеству в столь молодые годы, с иронией называющие его «старцем». Были и такие, которые не стеснялись оскорбительно укорять его в таких поступках, которые он не только не совершал, но и не помышлял о них. Напраслину и клевету он терпеливо и спокойно выслушивал молча, не оправдываясь.

После закрытия Оптиной трудился в созданной на территории монастыря сельскохозяйственной артели. В 1919 году — первый арест. Вернувшись в 1923 году из заключения, за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем, продолжал выполнять свой пастырский долг в Козельске. После ареста в 1927 году сослан в Архангельскую область, затем в г. Пинегу. Больной, умирающий Старец был перевезен в соседнюю деревню, где Господь даровал ему после принятия Святых Тайн кончину праведника.

С великим терпением и мужеством переносил аресты, изгнания, тюрьмы, концлагерь и ссылку. Он писал матери: «Теперь пришло время испытания — в вере ли мы? Веру может соблюсти тот, кто горячо и искренно верит, кому Бог дороже всего».

Преподобный Никон погребен на кладбище села Валдокурье под г. Пинегой. Могила не найдена

Священномученик Исаакий (Иван Николаевич Бобриков) 8/21 апреля 1865 — 26/8 января 1938

«От креста своего не побегу»

Родился старец Исаакий в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Его отец был монахом Оптиной Пустыни и скончался там. Иван пришел в Оптину в 1884 году в возрасте 19 лет и пребывал в обители в течение четырех десятилетий.

Отец Нектарий рассказывал о том, как появился в обители будущий архимандрит Исаакий: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше сказал: «Тебя казнят». И старец Амвросий внимательно и с любовью смотрел на молодого человека, провидя в нем последнего кормчего обители среди грядущих бурь.

Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовною мудростию. Простота его была удивительной, часто поражавшей своей глубиной окружавших его людей. Глубокий внутренний мир чувствовался и во внешности отца настоятеля, в его неторопливых движениях, в его умных и добрых глазах. Он никогда не спешил и не суетился, во всем и всегда полагаясь только на Бога. И Господь никогда не оставлял его.

Это был замечательный человек и идеальный монах. Он обладал особыми способностями к пению и даже составлял ноты.

В 1914 году, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала его настоятелем монастыря. В 1923 году все храмы обители были закрыты, и храмовые службы прекратились на 65 лет. Отец Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске.

В 1929 году был арестован и заключен в Козельскую тюрьму. В 1930 году освобожден, поселился в г. Белеве. Через пять месяцев после ареста чекисты предложили престарелому архимандриту навсегда покинуть Белев, но он, подобно древним мученикам, открыто исповедовавшим Господа нашего Иисуса Христа, мужественно и твердо ответил: «От креста своего не побегу!» Он знал о тысячах мученических смертей своих собратьев по вере, но не захотел скрываться и бежать от спасительного креста, посылаемого ему Самим Христом.

В 1932 году — второй арест, в 1937 году — третий. Подвергался жестоким испытаниям. Через пять лет вынесен приговор к расстрелу. Расстрелянных мучеников тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Святые мощи преподобного Исаакия не обретены. На месте захоронения братией Оптиной Пустыни воздвигнут крест

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=48 211&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика