Русская линия
Татьянин день Ольга Богданова12.11.2007 

Любовь выше всего

Кого из верующих людей не волнует вопрос спасения? Кто хоть раз не задумался о том, какие дела приблизят его к Царствию Небесному, а какие — отдалят от него? Всякий ли труд, который мы совершаем «во славу Божию», действительно бескорыстен? Или нет-нет, да и промелькнет мысль: так я зарабатываю себе место в Раю?

Совершенных людей не бывает. И те, кто усиленно работает над собой, находятся «на пути» к идеалу. Но они изо всех сил стремятся стать лучше, и это обязательно нужно принимать во внимание.

С одной стороны, человека притягивает земной, материальный, плотский мир, с другой — небесный, духовный. Понимая, сколь непрост путь от дольнего к горнему, как сложно человеку отречься от принятых на земле представлений о жизни, митрополит Дмитрий Ростовский различал три степени добродетели: заинтересованную, рабскую и сыновнюю.

«Работающий Богу ради царствия небесного состоит как бы в чине наемника, работает как бы за плату, чтобы в награду получить царство небесное; работающий Богу из страха мучений — состоит в чине раба, который творит доброе, страшась, что будет наказан; работающий Богу ради самой любви Божией — состоит в чине сына, который ни воздаяния не ищет, ни мук не боится, ибо совершенная любовь изгоняет страх вон, любит же Отца ради самой любви к Отцу и ни в чем не преступает Его воли».

Перед нами три разные мотивации одного и того же действия — работы Богу. Хочется сказать: первые две неправильны, верна только третья. Третья более совершенна, но и первые две имеют право на существование. Более того, если говорить по честному, во многих случаях поведение человека определяют именно они.

Но это не страшно, как бы говорит митрополит Дмитрий, ведь результат у всех один — добродетельная жизнь.

Согласитесь, это несколько непривычный взгляд на проблему. Тем более странный, что его высказал митрополит Дмитрий Ростовский, который жил в 17-м. в.

Наверное, в первую очередь митрополит Дмитрий Ростовский известен большинству верующих как автор Четьих-Миней, в которых собраны жития святых за все месяцы года. Однако это далеко не единственный его труд.

Даниил Тупало (как звали святого в миру) родился в декабре 1651 г. в Киевской губернии близ местечка Макарова в семье казака.

Даниил получил образование в Киеве и в 1668 г. он принял иночество под именем Дмитрий. Спустя несколько лет в Чернигове он был посвящен в иеромонаха и назначен проповедником в Успенском соборе. Его проповеди имели такой успех, что Дмитрия стали приглашать в разные города, так что будущий Ростовский митрополит объездил всю Малороссию и даже побывал в Литве.

Благодаря этим путешествиям Дмитрий узнал нравы и обычаи местных жителей, а в Литве познакомился с католичеством.

О том уважении и доверии, которым он пользовался, говорит, например, тот факт, что он был игуменом нескольких монастырей.

В начале 80-х г. г. 17 в. Дмитрий поселяется в Киево-Печерской Лавре, которая привлекла его своей библиотекой. Там он начал свой многолетний труд по составлению знаменитых Четьих-Миней.

При составлении этого свода житий Св. Дмитрий использовал не только русские, но также греческие и латинские источники.

В 1701 г. Св. Дмитрий был поставлен в митрополита Тобольского, но по болезни не смог поехать в отданную под его начальство епархию и от кафедры отказался. Спустя некоторое время он занял кафедру митрополита Ростовского.

Став митрополитом, Св. Дмитрий особенно заботился о благочестии во вверенной ему епархии. В особом архипастырском послании ко всем иереям своей епархии он убеждал их нелестно проповедовать слово Божие и усердно вразумлять паству, с благоговением совершать таинства и богослужение и подробно наставлял священников о приготовлении к служению литургии.

Кроме того, он написал «Поучение к иереем», в котором давал священникам наставления относительно таинства покаяния.

Известно, что сам Св. Дмитрий часто и помногу молился. Он советовал всем вспоминать о смертном часе и творить молитвы Господню и Богородице при каждом ударе часового колокола.

Митрополит понимал, насколько важно образование. В архиерейском доме в Ростове он устроил училище для детей священнослужителей. Там изучали русский, греческий, латинский языки, география. «Серьезные» науки, безусловно, нужны. Но ведь дети есть дети.

Чтобы как-то разнообразить процесс обучения, сделать его более интересным, Дмитрий Ростовский устроил при училище театр, репертуар которого составляли пьесы духовного содержания.

Св. Дмитрий Ростовский скончался 28 октября 1709 г. и, по завещанию, был погребен в соборной церкви Ростовского Спасо-Яковленского монастыря.

22 апреля 1757 г. Св. Дмитрий Ростовский был причислен к лику святых. В следующем году императрица Елизавета устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина II после венчания на царство пешком прошла от Москву до Ростова, чтобы поклониться мощам Св. Димитрия и переложить их в приготовленную раку.

Составлению знаменитых Четьих-Миней митрополит посвятил около 20 лет (он работал над ними с 1685 по 1705 г. г.). 2-е место в числе его творений занимают проповеди. В обличение раскола Св. Дмитрий Ростовский написал «Рассуждение об образе Божием в человеке» и «Розыск о брынской вере» (впервые был издан после смерти митрополита, в 1745 г.). Его перу принадлежат «Вопросы и ответы л вере» и «Зерцало православного исповедания» (пространный катехизис). Также он занимался составлением «Летописи, сказующей деяния от начала миробытия до Рождества Христова», но не успел закончить этот труд. Знаток и любитель пения, митрополит сам составлял гимны и канты. Вел переписку с друзьями, занимался духовной поэзией.

Разговаривая со своей паствой, Св. Дмитрий стремился научить людей быть лучше, милосерднее, добрее к друг другу. Старался дать им понять, что любовь превыше всего.

http://www.taday.ru/text/75 097.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика