Русская линия
Православие на Северной земле Дмитрий Несанелис07.11.2007 

«Рождение нации — это чудо»

Вслед за православными философами, мной был высказан тезис: поскольку каждая личность перед Богом является уникальной, то и каждый народ, как личность высшего порядка, тоже уникален. Мне близка мысль архимандрита Иоанна (Экономцева) о том, что этногенез — происхождение народа — невозможно постичь одними только рациональными методами, в рамках исключительно научной парадигмы. Подобно тому, как рождение ребенка — большая загадка, так и рождение народа — это настоящее чудо…

Профессор Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, этнолог Дмитрий Несанелис начал проводить научные исследования в области истрии и этнологии народов Севера более 20 лет назад. Один из главных выводов, который сделал для себя ученый: «рождение любой нации — это чудо, непостижимое Таинство, сопоставимое с рождением на свет нового человека». По словам Дмитрия Александровича, Божий Промысел, который действует в мире, удивительным образом предопределяет судьбу каждого народа, и только через осознание воли Творца лежит путь к обретению национальной идеи и подлинному народному единству.

Незадолго до празднования нового государственного праздника — 4 ноября — Дмитрий Несанелис ответил на вопросы корреспондентов Интернет-газеты «Православие на Северной земле».

— Дмитрий Александрович, в целом межнациональные и межрелигиозные отношения в Архангельской области можно назвать спокойными. Как удалось достичь межэтнического мира и согласия в регионе?

— Я согласен с тем, что в целом межнациональная и межрелигиозная ситуация в области достаточно благоприятная. Наверное, это во многом обусловлено историческим фактором. Так было всегда. Насколько мне известно, данные археологии, истории, этнографии говорят о том, что серьезных межрелигиозных конфликтов практически не было. Христианизация народов Севера — ненцев, коми и других не была насильственной, в отличие, скажем, от миссии Тевтонского ордена среди пруссов. Перед пруссами была поставлена дилемма: либо оставаться пруссами и погибнуть, либо стать католиками.

Град Михаила Архангела издавна формировался как международный центр. С 17 века Англия, Нидерланды и другие европейские страны приняли участие в формировании Архангельска. До революции в городе были и православные храмы, и кирха, и костел, и мечеть, и синагога. И каких-либо конфликтов между представителями различных религиозных традиций не наблюдалось. Политика русских царей сохраняла национальные традиции. Конечно, были проблемы, но в целом ситуация на Севере оставалась спокойной.

В настоящее время благоприятное влияние на развитие добрых межнациональных отношений в нашем регионе играют ставшие традиционными встречи Епископа Тихона с представителями национальных общин. Без всякого сомнения, это способствует профилактике конфликтов на межэтнической и межконфессиональной почве. Ведь в дальнейшем информация о встречах распространяется по неформальным каналам. Если лидеры национальных общин области вместе собираются в дружеской обстановке — это становится известным всем. И если человек нарушает сложившиеся отношения, он как бы выпадает из системы национальных и общественных связей.

Я человек беспартийный (так как не одна из существующих политических партий мне не близка), вынужден все же признать, что региональное отделение партии «Единая Россия» тоже ведет определенную позитивную работу. Например, проводит ежегодные футбольные чемпионаты между командами национальных меньшинств области. Так, в 2007 году в турнире участвовали греческая, молдавская, польская команды, а также команды Азербайджана, Армении, Татарстана, сборная поморов. Однако меня не перестает удивлять равнодушное отношение к данному вопросу администрации Архангельской области. На мой взгляд, в настоящее время в руководстве области просто нет людей государственного масштаба. Если бы они были, то и отношение к межнациональным, региональным и религиозным проблемам было бы гораздо серьезнее.

— Какое влияние оказывает региональный внутриполитический кризис на межнациональное равновесие в Архангельской области?

— То, что в Архангельской губернии политический кризис — вне всякого сомнения, для понимания этого не нужно быть политологом. История с мэром Архангельска Александром Донским — раз, непростая ситуация с нынешним губернатором — два. Всем понятно, что Николай Иванович Киселев — очень слабый начальник предвыборного штаба «Единой России». И губернатор он, к сожалению, тоже не слишком эффективный.

Остается нерешенным жилищный вопрос, транспортные проблемы, огромный провал в отношениях с Ненецким автономным округом (НАО), который может вылиться в грандиозный скандал. Что касается влияния кризиса на межнациональные и межрелигиозные отношения, то в настоящее время администрация губернатора Киселева живет сама по себе. А общественная жизнь региона — сама по себе. Поэтому кризис власти на нее влияния и не оказывает. В то же время хочу подчеркнуть, что законодательная ветвь областной и городской власти занимается этими вопросами достаточно серьезно. Очень хочется надеяться, что будущая администрация изменит свое отношение к вопросам межнационального и межрелигиозного характера.

На прошедшем семинаре «Религиозное и этническое пространство Европейского Севера» был затронут вопрос о возможной роли национально-культурных автономий Архангельской области в укреплении международного и межрегионального сотрудничества: как татарская община, например, может помочь во взаимоотношениях области и республики Татарстан, белорусская — с Белоруссией, еврейская — с Израилем. Национально-культурные автономии и общины — наш огромный духовный, политический, экономический потенциал. Его реализация может принести очень важные созидательные изменения.

— И все же тревожные звонки «межнациональной розни» прозвучали именно на Севере. Карельская Кондопога, ситуация в Ненецком автономном округе — не звенья ли это одной цепи? Как предотвратить подобные конфликты?

— Ответ на этот вопрос достаточно многосторонен. Даже в очень терпимых и моноэтнических обществах угроза межнациональных конфликтов существует. Например, события 2005 года во Франции, или внезапные молодежные погромы в такой спокойной стране, как Финляндия.

Мы как православные люди должны хорошо понимать, что причина этих и других конфликтов находится в самой природе человека, которая повреждена грехом.

Теперь, что касается ситуации в Кондопоге. Некоторые политики и целый ряд СМИ, считали и продолжают считают этот конфликт провокацией с целью отстранить от власти республиканского главу Сергея Катанандова. Однако, на мой взгляд, эта точка зрения абсурдна. Сегодня есть другие, административные способы отстранить губернатора от власти. Истории как в Кондопоге, так и в НАО, во многом воспринимаются обостренно благодаря журналистским интерпретациям.

Вот пример из повседневной жизни. Если таджикский юноша подрался с русским, это не обязательно драка на межнациональной почве. Возможно, конфликт лежит в иной плоскости: например, не поделили девушку. До сих пор остается не ясным, что послужило основанием для столкновений в Карелии.

Наверное, в Кондопоге с одной стороны не велась профилактическая работа, (и это вина властей, не знаю — республиканских или городских), с другой стороны правоохранительные органы не сработали вовремя. Когда в НАО сложилась подобная история с приезжими строителями, то власти и правоохранительные органы отреагировали без замедления. Поэтому удалось предотвратить эксцессы. Вовремя было информировано население, район компактного проживания строителей оцепили силовые структуры. Тем не менее, стало ясно, округ не застрахован от подобных конфликтов. Тактически руководство сработало быстро и верно. Вопросы стратегического характера остаются…

— Если причина межнациональной розни, в первую очередь, лежит в греховной природе человека, то, следовательно, профилактика подобных конфликтов должна идти через духовно-нравственное воспитание. Но в то же время в России развернулась ожесточенная кампания против введения предмета «Основы православной культуры» (ОПК) в школах. По словам противников, ОПК только обострит «национальный вопрос». Ваше мнение по этому поводу?

— Вы знаете, у меня есть на этот счет своя твердая позиция. И она делится условно на две части. Да, Россия — многонациональная страна, и каждая национальная культура должна и имеет право развиваться. Но я считал, и продолжаю считать, что благополучие России зависит, прежде всего, от самочувствия русского народа, его самоидентификации. Православие является преобладающей религией в России. Преподавание ОПК будет полезно всем без исключения школьникам страны, к какой бы национальности и вероисповеданию они не принадлежали.

Скажем, если бы я жил в исламской стране, то совершенно очевидно был бы заинтересован в том, чтобы как можно лучше узнать культуру, обычаи народа, его веру. Так, недавно я побывал в Тунисе, мое пребывание там совпало со священным для мусульман месяцем Рамадан. Зная это, я, конечно, старался не нарушать обычаи верующих и вкушал пищу только в лунное время суток.

Насколько я знаю, в содержание ОПК входят также сведения о других традиционных вероисповеданиях России, будь то ислам, иудаизм, или буддизм. Таким образом, дети будут знакомиться и с этими религиями, что, безусловно, будет способствовать межрелигиозному миру в России. Этот курс необходим, актуален, полезен, противники же его зачастую просто не знают, о чем идет речь.

— Российская государственность созидалась на основе двух подвигов — подвиге ратном и духовном. Сейчас противники активной роли Церкви в обществе высказывают мнение о том, что строительство православных храмов на территории воинских частей обострит межнациональную обстановку в стране. Что Вы думаете об этом?

— Ответ на этот вопрос логически связан с ответом предыдущий. Я считаю, что строительство храмов и часовен в воинских частях сегодня востребовано и необходимо. Так, некоторое время назад мы с Владыкой Тихоном совершили путешествие на остров Колгуев, где работают нефтяники, люди разных национальностей и вероисповеданий. Епископ Тихон освятил часовню, состоялось первое богослужение, этому были рады все, независимо от их веры.

Вы абсолютно правильно поставили вопрос. Известно, что все значительные подвиги русского народа, были так или иначе связаны с духовностью, Православием. Вспомним хотя бы Смутное время. С чего началось освобождение Москвы? Люди обратились к вере, покаянию, и, как следствие, народное ополчение Минина и Пожарского одержало победу.

Думаю те, кто говорят, что строительство православных храмов оскорбляет чувства верующих иных вероисповеданий, просто не знает жизнь солдат изнутри. К тому же насильно в храм никто никого не водит, это дело сугубо добровольное.

— В некоторых своих публикациях Вы называли себя сторонником монархии. Почему?

— Объясню. В настоящее время мы говорим, что у нас вроде бы демократическое устройство. Я уже говорил о том, что не являюсь сторонником какой либо современной российской партии. В сущности, они очень похожи друг на друга и говорят об одном и том же. Единственная партия, которая действительно отличается в этом смысле от остальных, это, как ни странно, КПРФ. Парламентская система, которая у нас сложилась с 1991 года, превратила выборы в какое-то корпоративное мероприятие. Если не КПРФ, не отказавшаяся от диктатуры пролетариата, и не нынешние во многом бесполезные демократы, то что же?

Для России наиболее приемлемой формой может быть именно монархия. Ни одна из действующих политических сил, на мой взгляд, не способна эффективно решать серьезные государственные и геополитические вопросы.

Полагаю, монархическое устройство, вопреки расхожему мнению, не препятствовало социальной активности. Напротив, монархия традиционно дополнялась широким местным самоуправлением. Речь идет о том, кому служит власть? Если она служит Богу, значит, служит и родине и народу и родной земле. Власть — это бремя, тяжелый Крест, который надо достойно нести. Что касается большинства нынешних высокопоставленных политиков (выводя за скобки президента), возникает впечатления, что для них власть — это приятное времяпрепровождение, связанное с определенными материальными и иными выгодами.

Путь православного ученого
(рассказ Д. Несанелиса о жизни и профессиональной деятельности)

— С 1978 по 1983 год я учился в Сыктывкарском государственном университете. Там я познакомился с Николаем Михайловичем Теребихиным, нынешним известным этнологом и философом, профессором Поморского государственного университета. В то время моим научным руководителем в Сыктывкаре был Владимир Иванович Каратаев, сейчас он доктор исторических наук, профессор ПГУ. Так получилось, что некоторые из моих известных друзей из Сыктывкара со временем перебрались в Архангельск.

В доме отца Трифона

— В Сыктывкаре состоялось и очень важное для моей жизни событие — знакомство с настоятелем Вознесенской церкви небольшого села Ыб, иеромонахом Трифоном (Плотниковым), ныне — архимандритом, настоятелем Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря, руководителем отдела религиозного образования Архангельской и Холмогорской епархии. Мы познакомились с ним в 1986 году, а в 1987 году отец Трифон крестил меня в Вознесенской церкви. Чуть позже батюшка крестил моих детей. Надо сказать, что общение и дружба с отцом Трифоном были очень важны для меня. В его сельский дом приезжали многие очень известные люди из Сыктывкара, других городов России, Москвы, из-за рубежа. Одним из таких гостей был, например, выдающийся финский этнолог профессор Юха Пентикяйнен.

Отец Трифон вместе со своей мамой Ниной Ивановной, которая впоследствии приняла иночество с именем Никодима, восстанавливал храм. Вместе с прихожанами они привели в порядок сельское кладбище. Посадили картофель, капусту, морковку, стали обеспечивать овощами не только себя, но и близлежащие школы, детский дом. Шла вообще какая — то удивительно интересная и насыщенная жизнь. Но в ее основе всегда лежало служение Богу, молитва, Литургия.

Уже в те годы, отец Трифон собрал прекрасную библиотеку, его дом стали посещать замечательные люди, в том числе мой близкий друг Владимир Иванович Шаронов. Другим постоянным посетителем был еще один мой друг, преподаватель университета, профессор Виктор Семенов. Вокруг отца Трифона, в те непростые для Церкви годы, собирались люди, искавшие не материального благополучия, а ответы на важнейшие духовные вопросы. Устраивали чаепития, читали книги, обсуждали духовные и научные проблемы. Самое главное, происходил обмен мнениями, которые тогда не могли быть вынесены в открытое информационное пространство. Так, вокруг отца Трифона сформировался своего рода круг научной интеллигенции. Общение среди единомышленников оказало сильное влияние на мои взгляды, под их влиянием менялся круг чтения, формировалось мировоззрение.

После окончания университета в 1983 году я полтора года служил в Советской Армии, потом около года работал в школе учителем истории. Надо сказать, работа со школьниками мне очень нравилось. С 1986—1989 год учился в аспирантуре в Институте языка, литературы и истории Коми государственного университета. Моим научным руководителем была Зоя Петровна Соколова, выдающийся советский ученый, доктор наук, профессор. В те годы она работала заведующей отделом этнографии народов крайнего Севера в Институте этнографии Академии наук СССР. Справедливо считалась ученым с мировым именем. Ею опубликовано на русском и основных европейских языках более 10 научных монографий и множество статей. Сама Зоя Петровна специализировалась на изучении двух западносибирских народов — ханты и манси. Под её руководством в Москве, в Институте этнологии и антропологии РАН, я успешно защитил диссертацию на соискание степени кандидата наук. Это произошло в 1992 году. Работа была посвящена традиционной культуре коми.

Радость Воскресения в детских играх

— Надо сказать, уже довольно давно, помимо этнологии, я занимаюсь теорией знаковых систем — семиотикой. По своей сути диссертация носила междисциплинарный характер, и была написана на стыке семиотики, истории, этнографии и лингвистики. Работа должна была ответить на вопрос: как традиционное мировоззрение отразилась в обычаях, обрядах, этикете, играх? И как эти стереотипные формы поведения, взаимообусловлены, взаимосвязаны между собой.

Во время написания диссертации, а затем и двух монографий, меня интересовала проблема, которая может показаться на первый взгляд очень странной, — это тема смерти в детских играх. Я собрал довольно большой материал бесспорно доказывающий, что в XVIII, XIX, начале XX века у детей из русских, коми и других семей был целый репертуар игр, прямо или косвенно, посвященных теме смерти. Для меня было очень важным показать, что в целом ряде детских игр абсолютно точно угадывался пасхальный мотив преодоления смерти, тварности и небытия. А это, как я понимаю, ключевая идея христианства.

Пасхальная радость и возглас: «Христос Воскресе!» хорошо угадывался в обычаях, играх, традициях народной культуры. Для меня это было настоящим открытием. Подумать только! Память о ключевом событии мировой истории — Воскресении Христовом — проникла во все без исключения культуры. Для меня стало понятно, что эта радостная пасхальная весть, память о ключевом событии всемирной истории — Пасхи Христовой — сохраняется не только в нашей церковной литургической жизни. Она проникла также и за стены церковной ограды. Если в церковном Богослужении мы видим, что представление о Воскресении адекватно реализуется в церковной обрядности то в играх и других элементах народной культуры угадываются определенные следы Радостной Вести.

Я написал довольно много научных статей, посвященных этой теме. Многие из работ были изданы сразу на нескольких языках: русском, английском, шведском и венгерском. Своеобразным итогом проделанной работы стало выступление с докладом на семинаре «Смерть в традиционном представлении народов Северной Европы», который прошел в мае 1998 года в университете Сорбонны в Париже. Недельный семинар был организован выдающимся российским ученым Альбертом Байбуриным и деканом факультета славистики Сорбонны профессором Франсисом Контом. Это был небольшой семинар, но он собрал выдающихся российских и европейских ученых. Я считаю, что мне невероятно повезло попасть в их общество, общаться с ними. Там была известная исследовательница и христианский поэт Ольга Седакова, один из крупнейших знатоков культового деревянного зодчества Уильям Бромфильд, наши французские коллеги. Мной был прочитан обобщающий доклад, который потом издали как во Франции, так и у нас в Архангельске в Вестнике Поморского университета. Надо сказать, что отредактировать и издать доклад в Архангельске мне посоветовал ректор ПГУ, замечательный историк Владимир Николаевич Булатов.

Владимир Николаевич был близким другом и мне, и нашей семье. Когда я работал в компании ЛУКОЙЛ, а затем в администрации Архангельской области и НАО, он всегда напоминал мне о том, что нельзя забывать о научной, исследовательской деятельности. Благодаря Владимиру Николаевичу была завершена и опубликована моя книга «Символические формы поведения в традиционной культуре народов Севера». Это большая монография, в которой идет речь о культуре коми, поморов, ненцев, хантов и манси.

Первая глава книги посвящена православной антропологии. Написана она, исходя из общих теоретических идей православных философов Льва Карсавина и Владимира Лосского. Их идеи легли в основание, стали фундаментом теоретической главы. Из современных крупных богословов мне особенно близок архимандрит Иоанн (Экономцев), настоятель Свято-Петровской обители и председатель отдела катехизации Московской Патриархии.

Вводная глава исследования излагает принципы православной антропологии, отвечает на вопрос о том, что же в православном понимании есть народ. И вслед за православными философами, мной был высказан тезис: поскольку каждая личность перед Богом является уникальной, то и каждый народ, как личность высшего порядка, тоже уникален. Мне близка мысль отца Иоанна о том, что этногенез — происхождение народа, невозможно постичь одними только рациональными методами, в рамках исключительно научной парадигмы. Подобно тому, как рождение ребенка — большая загадка, так и рождение народа — это настоящее чудо.

Судьба русских и других восточнославянских народов неразрывно связана с православным христианством. Помимо работ по этнографии, семиотики меня всегда интересовала история Церкви. Так, мое внимание продолжает привлекать личность, духовный подвиг и деятельность в Коми крае апостола зырян святителя Стефана Пермского.

Одиннадцать лет, с 1989 по 2000 год, я работал в Коми научном центре Российской Академии Наук и преподавал в Сыктывкарском университете. В этот период я был избран в Международное общества фольклористов при Академии наук Финляндии, чем очень дорожу.

«Нефть для человека, а человек — для Бога»

— С 2000 по 2004 год я работал заместителем генерального директора ОАО «Архгеологдобыча». С Алексеем Викторовичем Бариновым, тогдашним генеральным директором «Архгеологдобычи», мы познакомились в Нарьян-Маре, осенью 1999 года. И вскоре он предложил мне перейти из Академии Наук в его компанию. Это предложение было весьма неожиданным, но я практически сразу же согласился. Масштаб личности Алексея Викторовича произвел на меня неизгладимое впечатление, вместе с ним мы успешно работаем 7 лет. Я нисколько не пожалел об этом не смотря на известные трудности. Для меня Алексей Викторович — яркий пример государственника и патриота. Одним из основных направлений его деятельности на посту гендиректора, а затем и губернатора НАО было всестороннее взаимодействие с Церковью. По инициативе А.В. Баринова была проделана большая работа. Примером может служить восстановление храма в ненецком селе Несь, построенного еще в XIX веке. Этот храм — единственный в округе, сохранившийся с того времени.

Другой подобной инициативой Алексея Викторовича была помощь Архангельской и Холмогорской епархии в организации Иоанновских образовательных чтений. Поддержка была разнообразна — это и организационная работа, финансовая помощь, выступление с научными докладами. Так, на одном из последних чтений Алексей Викторович выступал с докладом «Церковь, экономика и политика в современном мире». Его всегда интересовали глобальные проблемы. Здоровая экономика в его и моем понимании, это во многом здоровое самоограничение. Финансы, деньги, прибыль — не самоцель, а рынок не есть идеальное устройство. Человек рынка часто становится рабом вещей. Мне кажется, близко общаясь с Владыкой, духовенством Архангельской епархии, Алексей Викторович почерпнул для себя очень много полезного. В своих выступлениях он непременно подчеркивал: «не человек для нефти, а нефть для человека. А человек — для Бога».

В 2004 году я перешел в администрацию Архангельской области, а позже возглавил представительство НАО, где и проработал до сентября 2006 года. Затем, после некоторого перерыва, стал преподавать в ПГУ. Сейчас остаюсь профессором ПГУ, мне нравится преподавать, общаться со студентами, и я надеюсь, что эта работа продолжится в ближайшие годы.

Записали Дионисий Данилов и Михаил Насонов

http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/364


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика