Русская линия
Независимая газета Ян Гордеев05.11.2007 

Христиане с тюркскими корнями
В казанском православном приходе служба ведется на татарском языке

Тихвинская церковь в Старотатарской слободе Казани ничем не отличается от тысяч других русских православных церквей. Построенная в XVIII веке во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери, одной из главных святынь Казани, в советские годы она пребывала в полном запустении и тихо разрушалась. Десять лет назад Тихвинская церковь была возвращена верующим, в храме возобновились богослужения. Побывав здесь впервые, невольно останавливаешься от удивления — служба ведется на татарском языке. Еще большее удивление вызывает икона Тихвинской Божьей Матери с младенцем Иисусом — лица Богоматери и Спасителя изображены с мягкими тюркскими чертами, так хорошо знакомыми каждому жителю Татарстана.

Иван Грозный тут ни при чем

Сегодня Тихвинская церковь — духовный центр республиканской общины кряшен — татар, исповедующих православие. «Крещеные татары — субконфессиональная группа поволжско-приуральских татар, — сообщает Татарский энциклопедический словарь. — Формировались в процессе христианизации тюркских народов Поволжья и Приуралья в XVI—XVII вв.еках. После ослабления политики христианизации часть крещеных татар отпала в ислам».

«Татары — термин внеэтнический, — утверждает отец Павел, пастырь кряшенского прихода и настоятель Тихвинской церкви, — современные татары появились в результате омусульманивания тюркских поволжских племен — и чуваши, и мордва, и даже некоторые русские принимали ислам. Кряшены же не причисляют себя к татарам, хотя у тех и других общие тюркские корни. Вопрос, когда же кряшены приняли христианство, до сих пор дискутируется. Одно можно сказать с уверенностью, кряшены — это не потомки тех насильно крещенных татар, которых обращали в православие после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году. Те татары, крещенные силой, при первой же возможности уходили в ислам, не дожидаясь так называемого ослабления политики христианизации».

Нет такой народности?

Казанскому православному приходу кряшен почти 140 лет. В 1869 году митрополит Макарий Невский отправил службу для кряшен в Казани и стал их первым священнослужителем. С тех пор кряшены находятся в лоне Русской Православной Церкви. Революция 1917 года остановила развитие кряшенских приходов, и большую работу пришлось доделывать уже в наши дни. Самая основная — это перевод канонических и богослужебных книг на татарский язык. Хотя существует проблема наименования языка, на котором разговаривают кряшены. Язык называют и татарским, и крещено-татарским, и кряшенским, и даже церковно-кряшенским. Также язык нередко определяется как диалект татарского языка, и многие кряшены склонны именно к этому определению. Вопрос о языке — яркое свидетельство общей проблемы этнической самоидентификации кряшен, которые оставляют все-таки границу между собой и татарами.

Несмотря на то что кряшены внесены в перечень народов Татарстана как субконфессиональная группа татарского народа, официальный статус кряшен никак не закреплен и формально такой народности в Татарстане не существует. Во время Всероссийской переписи населения в 2002 году в республике развернулась мощная пропагандистская кампания, призванная оказать давление на кряшен — дескать, такой национальности вовсе не существует — и всячески препятствовать желанию кряшен указывать свою национальную принадлежность. В результате почти все кряшены были записаны татарами. Например, в одном только Кайбицком районе, где несколько десятков кряшенских деревень, пропала целая группа малькеевских кряшен. По переписи кряшенами в этом районе были записаны всего пять человек. Официальные результаты переписи населения выявили кряшен в количестве 24,8 тыс. чел. Однако всерьез эту цифру никто не воспринимает. Если она и отражает что-то, то только дикую ревность и упорное нежелание местной власти признавать кряшенскую народность.

Последние достоверные данные по количеству кряшен приводит перепись 1926 года, тогда их было 120 тысяч. Это был последний раз, когда кряшены выделялись отдельной строкой. Сегодня кряшен, по их приблизительным оценкам, где-то 200 тысяч.

Не услышанные властью

В Татарстане существует пять официально зарегистрированных организаций кряшен на республиканском и городском уровнях. В Казани действует общественная организация народности кряшен и национально-культурный центр кряшен Татарстана. В 2002 году активисты пробились к президенту республики Минтимеру Шаймиеву и поведали ему о своих проблемах. Шаймиев пообещал посодействовать в передаче общине бывшего здания церковно-приходской школы Тихвинской церкви, но только спустя пять лет — в 2007 году — городские власти оформили все необходимые документы на это запущенное здание. «Сегодня кряшены нужны только самим себе — татары нас не принимают, русские относятся с полным безразличием, — говорит Людмила Белоусова, член правления национально-культурного центра кряшен Татарстана. — Очень радует, что кряшены, особенно молодежь, перестали бояться и стесняться своего происхождения. Как это было раньше, когда на тебя могли показывать пальцем или издеваться из-за того, что ты кряшен. Это внушает оптимизм. У нас много молодежи. И если на Пасху в Тихвинской церкви яблоку негде упасть — это о многом говорит».

«Молодежи действительно много, — вторит ей Диана Степанова, курирующая кряшенское молодежное крыло. — Но у нас даже нет места, где бы мы могли собраться».

Отношение татар-мусульман к кряшенам, по мнению специалистов, напоминает что-то вроде враждебного нейтралитета. В татарском языке, кстати, слово «крещеный татарин» считается ругательным. Сами кряшены о себе так — «крещеный татарин» — никогда не скажут. Вообще, определение «крещеный татарин» относится к тому, кто перешел из ислама в православие, но такое случается крайне редко. Поэтому между татарами и мусульманской общиной и православной общиной кряшен нет религиозных конфликтов. Ни те, ни другие не занимаются вербовкой адептов.

«Мы часть РПЦ, только в наш приход входят те, кто давно стал православным, чьи семьи исповедуют христианство уже много сотен лет. В нашей среде практически нет тех, кто из ислама перешел в православие», — говорит отец Павел.

«У нас с татарами общие тюркские корни, однако по менталитету мы абсолютно разные, и это позволяет нам говорить, что мы отдельный народ, — говорит кряшенка, профессор Татьяна Дунаева. — Но власть — и местная, и российская — предпочитает не слышать о наших правах. Наша апелляция к российской власти встречает лишь непонимание, на официальном уровне нас никто не слышит».

Тем не менее кряшены налаживают диалог с властью. Сейчас при поддержке Министерства культуры в республике создается кряшенский фольклорный ансамбль, а в Академии наук Татарстана — отдел по кряшеноведению.

http://www.ng.ru/printed/168 098


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика