Русская линия
Православие.Ru Николай Головкин03.11.2007 

Помнить о спасителях Отечества

В преддверии Дня народного единства, который будет отмечаться в этом году в третий раз, региональная общественная организация «Русское афонское общество» обратилось к гражданам и организациям России с призывом начать сбор пожертвований на восстановление в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре часовни-усыпальницы великого сына России — князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

«Многую свою службу… ко всему Московскому государству показал»

Под началом князя Пожарского русский народ отстоял свою государственность, независимость и территориальную целостность. После изгнания поляков был избран законный монарх, и Россия продолжила свое поступательное развитие. Примечательно, что князь Пожарский, стоя во главе победившей вооруженной и единственной тогда силы в стране, не только не узурпировал власть, а и вообще трона не добивался. Такое в истории человечества встречается крайне редко.

«Ни на какую воровскую прелесть никогда не прельстился. Всегда стоял в твердом разуме. Крепко, непоколебимо, без шатаний», — это слова о нем в одной из царских грамот. Вот если бы такими были сегодня все государственные мужи России!

Родился Дмитрий Михайлович Пожарский 430 лет назад, в 1577 году, в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский, — потомок князя суздальского и владимирского, а затем и великого князя киевского Юрия Владимировича Долгорукого. Его мать Евфросинья Федоровна Беклемишева была из знатного старинного дворянского рода.

Он умел находить общий язык с людьми всех сословий — от холопа до боярина, поэтому когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, отнюдь не случайно они единодушно остановились на кандидатуре князя Пожарского.

Нижний стал центром патриотических сил всей России. На его призывы откликнулось не только Поволжье и старые города Московской Руси, но также Предуралье и Сибирь. Пожарский и Минин добивались, чтобы ополчение превратилось в хорошо вооруженное и сильное войско. В феврале 1612 года был образован «Совет всея земли».

В дальнейшем очень чтил князя, отмечая наградами его ревностную службу своему Отечеству, молодой российский царь Михаил Федорович Романов, поручая Дмитрию Михайловичу Пожарскому особо важные дела. Так, в 1619 году он писал в своей жалованной грамоте: «…а он, боярин наш, князь Дмитрий Михайлович, помня Бога и Пресвятую Богородицу и православную крестьянскую веру и наше крестное целованье, с нами великим государем царем и великим князем Михаилом Феодоровичем всея Русии на Москве в осаде сидел, и за православную крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за нас великаго государя против королевича Владислава и польских и литовских и немецких людей стоял крепко и мужественно, и на боех, и на приступех бился, не щадя головы своей, и ни на какия королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ нам и ко всему Московскому государству показал, и будучи в осаде, во всем оскудение и нужду терпел».

Князь Пожарский находился на царской службе почти до самого конца царствования Михаила Романова. Он занимал высокие должности — руководил приказами: Галицкой частью — в 1617, Ямским — в 1619—1624, Разбойным — в 1624—1628, Приказных дел — в 1631—1632, Московским судным приказом — в 1634—1638 и в 1639—1640 годах, руководил строительством укреплений вокруг Москвы, а потом возглавлял Судный приказ.

В 1628—1630 годах князь Пожарский служил воеводой в Новгороде. В 1615 году он нанес под Орлом поражение польскому авантюристу Лисовскому, в 1616 году ведал в Москве «казенными деньгами», в 1617 году оборонял от литовских налетчиков Калугу. В 1618 году ходил к Можайску на выручку русской армии, осажденной королевичем Владиславом.

Князь Пожарский скончался в апреле 1642 года и был погребен в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре.

Царь Михаил Федорович, чтя его заслуги, «провожал гроб сего незабвеннаго боярина и почтил оный слезами своими».

Весьма чтил князя и отец царя, Патриарх Московский и всея Руси Филарет, которого князь первым встречал при его возвращении из польского плена в 1619 году.

«Благодарные потомки» — князю Пожарскому

Впервые эта родовая усыпальница упоминается в «Новом летописце». Там сообщается, что в 1612 году, когда ополчение шло из Ярославля на Москву, «князь Дмитрий же Михайлович… пошел в Суздаль помолитца… и у родительских гробов проститца».

Из описи Спасо-Евфимиевского монастыря 1660 года следует, что там находилась общая усыпальница князей Пожарских и Хованских. Она была двухъярусной: внизу находились захоронения, а вверху — монастырская ризница. Это было какое-то значительное архитектурное сооружение, описаний внешнего вида которого не сохранилось.

К концу XVII века род князей Пожарских по мужской линии иссяк. Усыпальница оказалась заброшенной: некому было заботиться о могилах предков. И в 1765—1766 годах по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и употребили на церковные строения. Фундаменты «палатки» были видны еще в начале XIX века. (Несколько надгробий из разоренной усыпальницы Пожарских было обнаружено на территории монастыря во второй половине ХIХ века. Еще шесть плит нашли при реставрации западной монастырской стены в 1988—1989 годах.)

В 1850-х годах, будучи в Суздале, великие князья Николай и Михаил Николаевичи Романовы изъявили желание посетить могилу князя Пожарского. Они были неприятно поражены забвением места погребения полководца-освободителя. На монастырском дворе им показали место, где, по преданиям, прежде стояла усыпальница Пожарских. Теперь это место ничем не отличалось от остальной территории монастырского двора. Великие князья сделали пожертвования на сооружение памятника.

Чтобы вновь обрести могилу Пожарского, летом 1851 года археолог граф Уваров по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиевского монастыря к востоку от апсид Спасо-Преображенского собора. Там он обнаруживает «бутовые стены какой-то усыпальницы», в которой в три ряда стояли кирпичные склепы и каменные гробницы. На двух гробницах были надписи, из которых следовало, что они принадлежат Никите Андреевичу Хованскому и Федору Дмитриевичу Пожарскому. В усыпальнице на почетном месте, прямо напротив алтаря, находились три гробницы: Федора Дмитриевича (N 1), первой супруги полководца и матери Федора Дмитриевича (N 6) и предположительно самого Дмитрия Михайловича (N 3). Белокаменная гробница N 3 отличалась от других. Только она находилась внутри кирпичного «чехла», а сверху над ней возвышался сильно поврежденный свод. Над верхней плитой была разостлана береста, что свидетельствует об особой заботе. С разрешения императора и Святейшего Синода была создана специальная комиссия для дальнейшего исследования предполагаемой гробницы князя Пожарского.

23 февраля 1852 года члены комиссии провели тщательный осмотр усыпальницы и гробницы. Исследования показали, что тело усопшего покрыто шелковым узорчатым саваном. На груди сохранились куски шелковой одежды с золотыми ворворками и узором. В средней части тела был заметен шелковый вышитый пояс, на левом бедре — шитая золотом кайма кафтана и левый кафтанный разрез, шитый золотым шнурком. Комиссия решила, что данные находки являются остатками богатого боярского одеяния, которое не могло принадлежать никому другому, кроме полководца. Члены комиссии полагали, что «нет никакого повода, тем менее права, сомневаться, чтобы гробница под N 3 не заключала в себе праха князя Дмитрия Михайловича Пожарского».

24 февраля 1852 года отслужили торжественную литургию и панихиду. После этого открытые гробницы были приведены в прежний порядок. Место раскопанной усыпальницы снова засыпано землей и обнесено оградой. А над могилой был поставлен скромный столбик с надписью: «Здесь лежит князь Дмитрий Михайлович Пожарский».

19 мая 1852 года государь император Николай I (он внес свой вклад как частное лицо) объявил по всей империи добровольную подписку по сбору средств для сооружения на этом месте памятника — дабы он «был достойным на месте погребения великого человека».

Только во Владимирской губернии менее чем за полгода, уже к лету 1852 года, собрали 409 рублей 80 копеек. Самыми активными были жители Суздаля — 241 руб. 50 коп. Всего за шесть лет была собрана значительная сумма — 75 тысяч рублей, достаточная для возведения памятника.

14 ноября 1858 года император приказал: 1. Над прахом князя Пожарского в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре возвести на фундаменте прежней палаты каменную усыпальницу в стиле старинной архитектуры. Внутри усыпальницы, на месте могилы, поставить простое каменное надгробие, покрытое пеленою с нашивным крестом. На восточной стороне поставить аналогий для совершения панихид. Также там поместить иконы, пожертвованные князем Пожарским и данные вкладом по душе его. Поставить в шкафах за стеклами ризы, сделанные из надгробной его шубы, другую утварь и книги, по душе его данные. На прочих стенах усыпальницы изложить краткое сказание о заслугах князи Пожарского. 2. Открыть через Академию художеств конкурс для составления технического проекта этого памятника.

В конкурсе победил проект профессора Академии художеств Алексея Максимовича Горностаева (1808−1862). Он предложил построить великолепный мавзолей-часовню из белого каррарского мрамора, украшенный искусной резьбой, бронзовыми рельефами, мозаичной иконой Спасителя и надписью на фронтоне: «Боярину князю Дмитрию Михайловичу — благодарное потомство».

Возведение мавзолея растянулось почти па четверть века. Закладной камень был заложен настоятелем монастыря архимандритом Иларионом в июле 1863 года. В 1865 году, уже после смерти Горностаева, император Александр II внес изменения в проект: «Вместо деревянного киота сделать таковой из мрамора, а икону Божией Матери вместо живописной сделать из мозаики».

Из двух мозаик сохранилась лишь икона «Спаситель во славе», которая сейчас экспонируется в музее — филиале Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Образ Спасителя для исполнения мозаики написал академик Гейдеман в 1867 году. А мозаичные работы были исполнены в 1870 году художником Рикатовым и мраморщиком Кокошкиным. Мраморный киот для образа выполнен скульптором Ботта.

Часовня над усыпальницей Пожарского была торжественно открыта и освящена 2 июня 1885 года. Судя по сохранившимся фотографиям часовни-мавзолея, получился действительно достойный памятник национальному герою. Внутри, согласно указаниям императора, был поставлен массивный шкаф, в котором были размещены вещи, пожертвованные монастырю самим князем Пожарским. Так часовня над могилой полководца стала первым своеобразным музеем князя Пожарского в Суздале.

Долгие годы мемориал был местом паломничества и поклонения россиян, неравнодушных к истории своей Отчизны. Вплоть до октябрьского переворота мавзолей находился под наблюдением Императорской Академии художеств.

В 1930-е, когда по стране катилась волна массовых репрессий, не пощадили и усопшего национального героя. Его часовню-усыпальницу в Спасо-Евфимиевском монастыре разрушили в 1933 году, увидев на ней слово «князь».

Плиты каррарского мрамора отправили на… украшение Москвы, которую великие сыновья России, спасители Отечества — Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин — освобождали от польских интервентов в 1611—1613 годах. «Благодарные потомки» разобрали усыпальницу с целью «использования мрамора для строительства Дома Советов». Мраморное резное убранство мавзолея Пожарского утрачено безвозвратно. Чудом уцелели рельефы с бронзовой двери и мозаичный образ Спасителя.

Даже само место могилы оказалось утеряно.

В 1955 году был установлен памятник Пожарскому работы З.И. Азгура у стен Спасо-Евфимиевского монастыря (после 1917 года в монастыре размещались воинские части, был концлагерь, а во время войны — лагерь для военнопленных, в частности здесь содержался взятый в плен под Сталинградом фельдмаршал Паулюс, поэтому вход в монастырь был закрыт).

В 1963 году усилиями Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Владимирской реставрационной мастерской на месте разрушенного в 1933 году мавзолея князя Пожарского был установлен скромный памятник по проекту архитектора О.Г. Гусевой. А через 11 лет, в 1974 году, над могилой полководца установили стоящий и поныне монумент работы скульптора НА. Щербакова и архитектора И.А. Гунста.

«Время собирать камни…»

В мае 2007 года у величайших святынь Православия — Казанской иконы Божией Матери в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, с которой ополчение князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина шло освобождать столицу, и Владимирской иконы Божией Матери в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, которая также много раз спасала наше Отечество от бед, состоялись молебны о благополучном начале крестных ходов — молитвенно-покаянных шествий Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», которые возглавили архиепископ Истринский Арсений и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (РПЦЗ). Эта программа, которая проводится с мая 2007 года по июнь 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, посвящена историческому воссоединению Русской Православной Церкви. Ее организаторы — «Русское афонское общество» и фонд «Андреевский флаг». Через полгода со дня начала этой программы участники объединенного крестного хода в течение более полумесяца будут идти по Иркутской земле. Это родина одного из великих святых России — святителя Иннокентия, митрополита Московского.

«Русское афонское общество», созданное в сентябре 2005 года для «сохранения православных ценностей, играющих основополагающую роль в духовном развитии личности и общества в целом; духовно-нравственного просвещения населения через ознакомление с традициями православной культуры», призвало всех, кто любит Россию, кому дорога история Отечества и небезразлична память о князе Дмитрии Михайловиче Пожарском, принять участие в добровольной подписке по сбору средств для воссоздания утраченной святыни.

Стремясь восстановить историческую справедливость, «Русское афонское общество» предприняло поиск документов, имеющих отношение к сооружению мемориала — усыпальницы национального героя. Были найдены все необходимые архивные материалы — чертежи, эскизы, фотографии…

Организаторы проекта убеждены, что всероссийское почитание князя Дмитрия Михайловича Пожарского, могилу которого в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре еженедельно посещают сотни паломников из разных уголков нашей страны, поможет собрать нужные средства на восстановление усыпальницы великого сына Отечества и о достойном упокоении его праха. Хочется верить, что часовню-усыпальницу восстановят, и она вновь будет местом национальной славы России.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/71 102 123 427


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика