Татьянин день | Ольга Богданова | 27.10.2007 |
В память изгнания неприятеля из Москвы 13 октября по ст. ст., или 12 по н. ст., ежегодно совершался крестный ход. Шествие отправлялось из Кремля к Иверской часовне, там брали икону и обносили ее вокруг кремлевских стен.
Почитание этой иконы было столь велико, что, когда в 1722 г. вышел синодальный указ о том, чтобы уничтожить почти все часовни, часовню у Воскресенских ворот не тронули.
Поклониться Иверской иконе, помолиться перед этим образом о благополучии близких стало настоящей московской традицией.
«Редкий проходящий в город не зайдет в часовню для поклонения св. иконе. Отправляется ли кто в дорогу, приезжает ли в Москву, приступает ли кто к важному делу — всякий считает своей обязанностью просить благословения у Заступницы рода христианского. В скорби, в беде каждый москвич молит о Ее заступничестве, в радости он спешит благодарить Заступницу», — писал И. К. Кондратьев в книге «Седая старина Москвы».
Перед иконой висело множество лампадок и почти беспрерывно служились молебны.
Что касается самих Воскресенских ворот, в разное время они назывались Курятными (потому что рядом находился Курятный ряд), Неглинными (от протекавшей перед ними Неглинки), Львиными (потому что рядом держали львов, которых Иоанну Грозному присылали из Англии и Персии). Название «Воскресенские» возникло, скорее всего, из-за того, что над воротами висела икона Воскресения Христа (раньше было принято помещать иконы над входом в дом, въездом в усадьбу и уж тем более над городскими воротами).
Когда была устроена часовня, в простонародье их стали звать Иверскими и Святыми.
Когда в 1721 г. Петр Великий праздновал окончание Северной войны и заключение Ништадтского мира, он торжественно въехал в Москву через Воскресенские ворота. Триумфальное шествие состояло из флотилии, сделанной наподобие настоящей, с распущенными парусами. Город встретил победителя и царя звоном колоколов и пальбой из пушек. Толпа приветствовала государя радостными криками.
Через эти ворота Петр Второй, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина Вторая въезжали в древнюю столицу для помазания на царство. С тех пор императоры, въезжая в Москву, всегда останавливались у часовни, чтобы помолиться и приложиться к образу.
В честь таких торжеств город изысканно украшался, а Воскресенские ворота особенно. Например, к коронации Павла I и Александра I на воротах появлялись живописные картины, пилястры и аллегорические фигуры.
Все стало по-другому после революции 1917 г. В Сочельник 1923 г. в Москве провели кощунственную акцию, которая называлась «комсомольское рождество». Главное действо развернулось перед Иверской часовней.
Ряженые, изображавшие священников и монахов, несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов разных религий, начиная с египетского Осириса и заканчивая кощунственными изображениями Христа и Богородицы. Пели «акафист Марксу». Перед часовней развели большой костер, в котором сожгли всю религиозную «атрибутику».
Потом Иверскую часовню снесли, а чудотворную икону перенесли в храм Воскресения в Сокольниках. Вскоре снесли и Воскресенские ворота, чтобы не мешали демонстрациям и автомобильному движению.
В начале 90-х гг. прошлого века на Афоне вновь изготовили список с Иверской иконы. 25 октября 1995 г. часовня была открыта вновь. Служит в ней поочередно все московское духовенство.