Татьянин день | Екатерина Ким | 24.10.2007 |
Федор Осипович Шехтель к 1900 году (начало постройки особняка) был уже влиятельным и популярным архитектором, призером Всемирной выставки в Париже, прекрасно справившийся с крупными заказами для Морозовых. Притом, что в следующем, 1901 году Шехтель был удостоен звания академика Академии художеств в Санкт-Петербурге, преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище, фактически он не получил профессионального образования. Ему блестяще удавалось воплощать все ведущие стили рубежа веков — неоготика, разные направления модерна, стилизации в «русском стиле» и ампире. Особое очарование его постройкам придавали интерьеры. Единство внешнего и внутреннего — фасада и интерьера — являлось одним из главных принципов романтического модерна, но именно в шехтелевских постройках здание превращалось в драгоценную шкатулку, умело украшенную гениальным декоратором.
Итак, в 1900 году Степан Павлович Рябушинский (тогда ему было 26 лет) заказал Шехтелю, близкому другу семьи, постройку особняка на Малой Никитской. Рябушинские были выходцами из старообрядческой купеческой семьи. Их главным семейным делом являлось руководство текстильной фабрикой. Кроме того, Степан Павлович с братьями были создателями первого в России автомобильного завода и членами правления нескольких банков. Но если сегодня состоятельные люди часто ограничиваются коллекционированием предметов искусства для себя, и собирательством при этом занимаются нанятые ими профессионалы, то на рубеже веков меценатство, тесное общение с художниками и архитекторами, организация выставок и крупные общественные начинания были особым и престижным направлением деятельности крупных купеческих фамилий. Степан Павлович отдал много сил на создание одной из лучших коллекций древнерусских икон и их реставрацию, став одним их первых, кто доказал своей деятельностью, в том числе организацией крупных выставок, что древнерусская икона является памятником мирового искусства. Это собрание хранилось в особняке Рябушинского, хотя сегодня нам сложно себе представить коллекцию икон в стенах столь необычного здания.
Небольшой особняк состоит из нескольких объемов, каждый из которых неповторим, даже рамы окон все разные. Его внешний облик рассчитан на то, что мы будем сначала рассматривать фасады как фриз, один за другим, то есть воспринимать его в движении, а затем любоваться каждой отдельной стеной и деталями: мозаичным фризом, рамами, крыльцом, балконами, оградой. В декорации дома — как внешней, так и внутренней — две главные темы: цветочно-растительные орнаменты и морские мотивы, надводный и подводный миры. Они используются в оформлении окон, решеток, но прежде всего мы обращаем внимание на удивительный мозаичный фриз с орхидеями, выполненный по эскизам Шехтеля. Это не просто орнаментальный наряд: в эстетике модерна особую роль играли символ и загадка. Например, бутон воспринимался как символ зарождающейся жизни. А в целом это украшение на фасаде особняка указывает на наличие некой тайны, сказочности в доме.
В интерьере все помещения группируются вокруг главной лестницы, даже не лестницы, а зеленоватой волны из мрамора, из которой выплывает медуза-светильник. Двери, ручки, плафоны дома — это водоросли, ракушки, морские коньки, черепахи. Рядом с ними — растительный мир: витражи с пейзажами, цветами, тонкая деревянная резьба — необычные растения, и лепнина потолка библиотеки — фантазийные водные растения. Весь этот мир живет, развивается на наших глазах: рядом с морской пучиной — борьба змей и растений (колонна), среди окон-пейзажей — витражи-дожди. Так, особняк разворачивается перед нами как необычная декорация, даже сложно представить, что здесь кто-то жил, а не ставил балеты или костюмированные вечера.
С годами интерьеры были частично изменены, даже вход в особняк сегодня расположен с другой стороны (главный закрыт). Во внутренних помещениях вы найдете альбомы с фотографиями и зарисовками прежних интерьеров.
После революции 1917 года Рябушинские эмигрировали, часть икон из собрания Степана Павловича была передана в Третьяковскую галерею. В 1930-е годы особняк перешел к Максиму Горькому — сегодня здесь расположена его музей-квартира (сохранились кабинет, библиотека, черновики писателя). Здесь проходил пленум по созданию Союза писателей и сюда же приезжал к Горькому Ромен Роллан.