Русская линия
Церковный вестник Анна Курская24.10.2007 

Чему стремится современная российская молодежь?

Какое содержание вкладывают россияне в понятие «ценности»? Есть ли такие нравственные нормы, которые способны консолидировать наше общество? Могут ли те ценности, которые разделяют молодые россияне, стать основой для формирования национальной идеологии? Эти вопросы волнуют сегодня многих. Однако ответы на них найти непросто. И социологические исследования могут внести свой вклад в решение этой проблемы.

В начале октября в Москве были представлены результаты социологического исследования «Базовые ценности: социальная реальность и политический инструмент». К обсуждению были приглашены социологи, историки, представители религиозных и политических организаций и журналисты.

Экспертное исследование по базовым ценностям стало одним из первых проектов Фонда им. Питирима Сорокина. В июле-сентябре 2007 года социологи провели ряд интервью и фокус-групп с различными молодежными аудиториями в Москве и Подмосковье.

Представляя результаты исследования, декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Добреньков отметил, что перед российским обществом сегодня стоит задача преодоления культурно-нравственного кризиса. Последние 17 лет либеральных реформ показали, что «картина ценностных предпочтений очень пестрая, она зависит от географических и региональных факторов, принадлежности к национально-этнической группе и многих других условий».

По мнению ученого, можно выделить две основных группы ценностей: «Человек может поклоняться или Богу, или маммоне». В обществе сегодня заметно выражено «доминирование материалистических ценностей, эгоцентрических предпочтений». Но, тем не менее, учитывая российские традиции, «четко просматривается тренд консервативных, традиционных ценностей, которые связаны с историей Российского государства, православием и другими религиозными конфессиями».

Владимир Добреньков отметил, что, как ни странно, «молодежь выступает за усиление роли государства в формировании сознания и ценностных ориентаций». Молодые россияне также высказываются за цензуру и контроль в управлении информацией. Говоря о том, что важным инструментом, влияющим на формирование системы ценностей, являются религиозные институты, ученый подчеркнул, что «современная молодежь очень позитивно начинает относиться к Церкви, к религии». Это отличает молодых россиян от жителей Европы, где «религиозность падает, и система ценностей формируется совершенно другая, более индивидуалистическая».

Как государство может влиять на сознание современного человека? «Должна быть сформирована некая идеология, как система философских, нравственных ценностей, которая определяла бы стратегическую цель развития нашего общества, идеал нации, и создавала ее идентичность». Для этого на основании опросов должны быть определены и сформулированы базовые ценности российского общества. Поэтому следующий этап исследования будет проведен на федеральном уровне.

По оценке экспертов, ценностная система россиян в настоящий момент хаотична — она переживает трансформацию, и окончательно не сложилась. В 1917 году произошел крах системы ценностей, связанной с православной государственностью, а в 90-х годах распалась советская идеология. С этого момента в обществе перестала существовать единая система ценностей. По мнению экспертов, «люди до сих пор не оправились от ощущения выбитой из-под ног почвы». В обществе отсутствует то, что ранее определялось как незыблемая духовная основа нации. Ученые прогнозируют, что процесс создания новой единой системы ценностей может стать длительным.

В качестве доминирующих ценностей, характерных для современного российского общества, участники исследования выделили следующие:

1) материальное благополучие; 2) ценность «Я» (индивидуализм); 3) карьера (самореализация); 4) семья; 5) стабильность; 6) свобода; 7) уважение к старшим; 8) Бог (вера в Бога); 9) патриотизм; 10) долг и честь.

Стремление к материальному благополучию и меркантилизм как главная ценность для наших соотечественников нетрадиционны. Они стали приоритетными сравнительно недавно, в 90-х годах, когда из социально-активной жизни ушли поколения, крепко связанные с советской идеологией и не ориентированные на потребительство. В обществе стала доминировать идея «потребительского рая».

Потребительское общество также формирует у своих членов индивидуализм, фокусирует их лишь на собственных интересах. Тесно связан с этими устремлениями и карьеризм, стремление человека выглядеть успешным в глазах окружающих.

Традиционные для российского общества ценности — «семья», «уважение к старшим», «патриотизм», «долг и честь» уступили лидирующие позиции, но тем не менее остались в списке приоритетов молодых россиян.

Особо следует остановиться на вере в Бога как на одной из базовых ценностей. В беседе с корреспондентом «Церковного вестника» Владимир Добреньков отметил, что уверенное вхождение «веры в Бога» в десятку базовых ценностей стало одной из главных неожиданностей для самих исследователей. Оказывается, молодежь признает, что природа ценностей неразрывно связана с религиозным сознанием: ценность — это религиозный феномен. «Православие традиционно определяло русское общественное самосознание». Даже те участники исследования, которые заявляли о своей атеистической позиции, отмечали, что «Церковь не может нести ничего плохого, и ее нравственные идеалы полезны обществу». Это свидетельствует о повышении лояльности к религиозным институтам в России.

В то же время следует заметить, что для многих россиян вера в Бога трансформировалась в другие понятия, не идентичные религиозным, а лишь отражающие крах советской идеологии (вера в «высший разум», «нравственный закон» и т. д.).

В своих выступлениях участники исследования подвергли критике ряд ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе. К можно отнести:

1) культ денег; 2) безразличие и индивидуализм; 3) вседозволенность; 4) циничный прагматизм, культ карьеры; 5) крах семьи; 6) социальное иждивенчество; 7) сексуальная распущенность; 8) вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие; 9) коррупция; 10) ксенофобия.

Очевидно, что в этом списке присутствуют те же категории, что и в списке ценностей, но доведенные до крайней степени негативности. Поэтому можно сказать, что система ценностей современного общества содержит в себе деструктивный заряд, а место ценностей в России во многом заняли антиценности. Так, например, когда стремление людей к материальному благополучию становится самым важным, оно превращается в антиценность.

Неожиданным результатом исследования стало то, что большинство экспертов поддерживают необходимость влияния государства на регулирование ценностной сферы и возвращение цензуры как одного из главных механизмов этого влияния.

Значительное число участников исследования отметили, что традиционные конфессии способны положительно влиять на формирование системы ценностей общества. Они приветствуют рост влияния основных религий на государство и общество и увеличение числа верующих россиян. В этой связи они прогнозируют постепенное изменение нынешней индивидуалистической системы ценностей в сторону традиционных нравственных ориентиров.

Отдельные эксперты полагают, что Русская Православная Церковь должна стать сегодня более активной в своей социальной политике, в частности курировать работу с сиротами и беспризорниками. Предполагается, что они, получив религиозное образование, в будущем могут стать здоровой опорой общества.

Другие опрошенные призывают Церковь к совместным действиям со светскими образовательными заведениями в целях воспитания подрастающего поколения.

Отдельно стоит указать на позитивную оценку молодежью роли Церкви в современном обществе. Интересно, что даже та часть молодежи, которая не считает себя верующей, приветствовала рост влияния Церкви на общество. Она призвала обратиться к опыту противостояния Церкви чуждым деструктивным ценностям, которые в молодежной среде ассоциируются, в частности, с активностью сект.

Священнослужители, принимавшие участие в исследовании, предостерегали против попыток превращения православной веры в пропагандистский инструмент. По их мнению, идеологическое навязывание снижает духовный авторитет Церкви и отталкивает людей от веры. «Очень важно, чтобы Церковь воспринималась не как навязываемый институт, а свободно выбиралась людьми».

В ходе круглого стола эксперты, участвовавшие в исследовании, обсудили вопрос о том, есть ли у традиционных религий России единая ценностная база, которая может стать основой консолидирующей ценностной доктрины общества. В качестве базового набора таких универсальных понятий были предложены «труд, патриотизм и свобода».

Комментируя итоги опроса, помощник руководителя Федерального агентства по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ Алексей Ананченко заметил, что социологи «исследовали не ценности, а мнения о ценностях у людей». По его мнению, «реальные ценности проявляются в поступках».

Ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин подчеркнул, что для общества необходимо сознание исторической преемственности. «Мы не изобретаем новые системы ценностей, мы выражаем свою солидарность с теми ценностями, которые сформировались в той или иной культуре. И в этом смысле выбор у нас небольшой: мы или говорим о преемственности по отношению к девятисотлетней Православной России или декларируем преемственность по отношению к большевистской России или к Западу. Нельзя сказать, что сегодня наше общество сделало этот выбор. Мы по-прежнему на распутье». Сергей Чапнин также напомнил, что год назад при участии газеты «Церковный вестник» было проведено еще одно социологическое исследование — «Национальное единство и российские СМИ: ценности современной России». Его результаты также стоит использовать при анализе ценностных предпочтений россиян.

Политолог Михаил Тюренков сделал умеренно оптимистичный вывод о том, что сейчас в нашем обществе существует «исторический шанс сформировать поколение россиян, сочетающее прагматизм и умение эффективно работать с конструктивной ценностной ориентацией».

Участники обсуждения согласились, что исследования в этой области должны быть продолжены.

Подготовила Анна Курская

http://tserkov.info/numbers/youth/?ID=2313


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика